Н. В. Саратовцева кандидат педагогических наук, доцент
e-mail: Saratovtseva.NV@mail.ru,
Пензенский государственный технологический университет,
г. Пенза, Россия
Если с детьми не говорить о Боге, то всю
оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях.
житейская мудрость
Духовное становление человека в настоящее время происходит в обстановке полной соблазнов, неправославных обычаев, установок на избыточное потребление и получение удовольствий. В такой ситуации крайне важно правильно воспитать детей. А как это сделать?
Прекрасное практическое пособие по христианскому воспитанию написано богословом, историком Православной Церкви Николаем Евграфовичем Пестовым (1892–1982) – это замечательный двухтомный труд «Современная практика православного благочестия» [5]. Седьмая часть второй его книги посвящена христианскому воспитанию детей. Это лучшее руководство в воспитательном деле. Этот труд известного русского педагога и глубоко верующего христианина базируется на Священном Писании, цитатами из которого и подкреплен его личный педагогический опыт. Протоиерей Алексий Уминский называл этого православного писателя «родоначальником христианской семейной педагогики» [3]. Не случайно, что потомки Н. Е. Пестова практически все стали или священниками, или матушками.
Рассмотрим основные идеи о воспитании этого православного богослова и духовного писателя.
Николай Евграфович Пестов прежде всего задается вопросом: «Какова же должна быть цель воспитания ребенка?» Рассуждая, он считает, что самой распространенной ошибкой родителей является сужение воспитательной цели. Одни родители видят своей главной задачей обеспечение материальных условий для детей, другие – озадачены получением ребенком хорошего образования, третьи – стремятся раскрыть в детях их природные таланты. И мало кто из современных родителей видит основной воспитательной целью подготовку ребенка к «жизни земной и небесней» (такое понимание было и у известного педагога Петра Григорьевича Редкина (1808–1891), учителя основоположника отечественной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского (1823–1871)).
Николай Евграфович Пестов видит цель воспитания в заботе о том, чтобы «дети росли в непоколебимой вере живыми членами Церкви» [5, с. 432]. И добавляет, что «если достигнут родители этого, то все остальное приложится само собой» [5, с. 432].
Свое мнение он подкрепляет словами преподобного Серафима Саровского, говорившего одной матери: «Матушка, матушка. Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь души-то их прежде, а прочее приложится им потом» [5, с. 432].
Не секрет, что велика в деле воспитания родительская ответственность. Однако, очень часто современные родители не всегда стремятся в полной мере исполнять свои родительские обязанности и вовсе не демонстрируют своим поведением образцы добродетели. «Оттого-то у нас города и развратились, что худы наставники юношества», – эти слова Святителя Иоанна Златоуста актуальны и спустя почти два тысячелетия [6]. Действительно, сегодня мы совершенно забыли, что «нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия» (Иоанн Златоуст, 44, 82.). Да и важно помнить, что спасение души родителей более всего зависит от детей. Преподобный Антоний Великий так и говорил: «От ближнего зависит жизнь и смерть» (нашей души) [5, с. 433].
Дети и родители – одно целое. Поэтому становление личности ребенка во многом обеспечено отношением и поведением самих родителей. «Все науки из родного дома», – уверяет епископ Сидоний (V в.н.э.). «Дух семьи, – пишет Н. Е. Пестов, – в первую очередь формирует душу подрастающего ребенка» [5, с. 439]. Это и определяет тесную взаимосвязь детей и их родителей. Об этом говорил святитель Феофан Затворник: «Есть непостижимая для нас связь души родителей с душой детей» [5, с. 439]. И народная мудрость учит – «яблочко от яблоньки недалеко падает».
В основе родительского воспитания должна быть самоотверженная любовь. Пестов научает нас: «надо окружить детей мудрой заботой, вниманием: кому надо – лаской и нежностью. И вместе с тем, когда надо – увещеванием и взыскательностью» [5, с. 444]. Он пишет: «Сердце детское чутко и отзывчиво, и когда мы все свое сердце ради Господа и Его заповедей отдадим детям, они отдадут нам свое» [5, с. 444]. Он замечает также, что «взаимное влияние живых личностей чрезвычайно велико, и в особенности оно велико, если их связывает чувство любви и доверия» [5, с. 463]. Богослов Н. Е. Пестов как довод приводит слова старца Амвросия одной матери (в «Письмах к мирянам»): «как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может… другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности: и при этом слова матери более могут действовать на них, нежели слова постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце» [5, с. 468–469].
Искусство воспитания детей имеет две обязательные характеристики – постепенность и непрерывность.
Хороши для воспитания и следующие советы: «Не тревожься о том, что дети тебя никогда не слушают; тревожься о том, что они всегда за тобой наблюдают» [1]. Дети всегда должны видеть пример благочестия своих родителей. Об этом наставляет нас Пестов, приводя слова священника Александра Ельчанинова: «Для воспитания детей – самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью» [5, с. 463].
Очень желательно, чтобы дети с младенчества росли в «тесном соприкосновении с жизнью Церкви», принимали участие в богослужениях и таинствах Церкви. Об этом пишет «учитель русских учителей» К. Д. Ушинский: «У ребенка на всю жизнь остаются воспоминания о тех мирных, сияющих торжествах, о тех то грустных, то торжественных мотивах, которые предлагает православная Церковь в дни великих праздников» [5, с. 465]. Великий педагог напоминает нам: «Обряды православной Церкви имеют великое воспитательное влияние уже и потому, что они сами собой, без посредствующих объяснений, обнимают детскую душу святым религиозным чувством, настраивающим ее на возвышенный торжественный лад» [5, с. 465].
Пестов научает родителей о необходимости духовного питания детей, подчеркивая, что оно «несравненно важнее питания физического».
Житейская мудрость говорит: «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях» [4]. Родители должны проявлять усердие в воспитании детей – рассказывать о евангельских событиях, объяснять молитвы, вместе посещать богослужения и участвовать в Церковных Таинствах. Необходимо окружить ребенка книгами, питающими его душу. Чтение книг лучше всего организовать совместно с родителями, например, по вечерам, сопровождать его объяснениями и беседами по прочитанному. Ценность книги богослов подчеркивает словами о том, что «когда нет живых духовных руководителей, их заменяют в какой-то мере книги» [5, с. 469].
Родители должны искоренять бранные слова, ложь, прививать добродетели научением доброму слову. Не секрет, что духовное развитие детей определяется по словам, произносимым ими.
Основой и «краеугольным камнем» всякого воспитательного процесса Н. Е. Пестов называет хорошие навыки и привычки детей. И, действительно, добродетели можно научить свое дитя через многократное повторение, упражнение, которые затем перерастают в добрые привычки и формируют благородный характер.
Трудовая деятельность внутри семьи – наиболее благоприятная воспитательная среда для подрастающих детей. Опыт жизни передавался, как правило, через совместный труд детей и родителей. Потакание детям, их чрезмерное баловство – одна из часто встречающихся пагубных родительских ошибок. Так неблагоразумные родители, не замечая, «портят» этим своих детей. Н. Е. Пестов свой личный педагогический опыт подкрепляет высказыванием римского философа Луция Аннея Сенеке: «Ничем нельзя так развить в человеке чувство гнева, как нежным воспитанием: тот не простит обиды, кому в детстве ни в чем не было отказа, кому заботливая мать всегда отирала слезы каприза и чью волю воспитатель исполнял беспрекословно и во всякое время» [5, с. 496].
Послушание – царица детских добродетелей. Поэтому важной задачей родителей в воспитании ребенка является насаждение в нем полного послушания. Н. Е. Пестов одним из главных положений в насаждении прочного послушания называет родительский авторитет, который должен поддерживаться и отцом, и матерью. К сожалению, именно этого не хватает современным родителям, часто взаимоотменяющим распоряжения друг друга, спорившим по вопросам воспитания на глазах своего ребенка. Н. Е. Пестов приводит слова старца Амвросия Оптинского: «Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях» [5, с. 505].
Сам богослов в своем труде «Современная практика православного благочестия» задается вопросом: «С наступлением какого возраста должна кончится зависимость детей от родителей? И сам же отвечает: «Она должна кончится только в тот день смерти детей или родителей, или ухода детей в монастырь» [5, с. 507].
В настоящее время родители в процессе воспитания считают невозможным использовать наказания ребенка. Поэтому часто многие дети превращаются в «царьков», а родственники, автоматически становятся прислугой, исполняя любой детский каприз и желание.
Весьма полезно современному родителю узнать мнение основоположника семейной педагогики Николая Евграфовича Пестова, допустимо ли наказание ребенка? Пестов пишет: «Ударять или бить ребенка не надо. Если же детям нужно серьезное наказание, то его нетрудно найти для всякого ребенка. При этом наказание может быть более чувствительным и действенным, чем удары. Такими наказаниями могут быть, например, лишение на определенное время игр, книг, развлечений, удовольствий, сластей, посещения знакомых, а для более младшего возраста – постановка в угол, принудительное сажание на стул на известное время» [5, с. 513].
В воспитании детей всегда важно иметь в виду, что лишь любовь будет прокладывать родителям путь к сердцу детей, и не отталкивать их при наказаниях. Если детское сердце не ожесточено, то совесть ребенка сама будет изобличать его в таких случаях» [5, с. 516].
Какое место в воспитательном процессе должно иметь поощрение? Православный богослов и духовный писатель Николай Евграфович, не умаляя достоинств и силы похвалы, предупреждает, что ее следовало бы применять как лекарство. А лекарство, как известно, принимают в меру – с рассудительностью. Не следует «покупать» детей дорогими подарками или «откупаться» от них. Есть потрясающая фраза английского филолога Эстера Селсдона: «Если вы хотите воспитать хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» [1].
Все приведенные наставления основоположника христианской семейной педагогики хороши и практически полезны. Но самое важное, отмечает Николай Евграфович, чтобы и сами родители занимались своим духовным образованием. Об этом гласит и английская пословица: «Не воспитывайте детей: они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя» [2]. А, ведь, это золотое правило воспитания применимо не только к детям. Оно применимо для каждого человека. О том же говорил великий подвижник Русской Церкви, преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся».
Резюмируя, отметим, что все, о чем писал Николай Евграфович Пестов в своих книгах и осуществлял в своей жизни православного христианина особо актуально и значимо сегодня своей верностью, целостностью, желанием преодолеть давление внешних обстоятельств, сохранить семью и правильно воспитать детей.
Библиографический список
1. 21 лучших фраз о воспитании детей. [Электронный ресурс]. URL: / https://www.b17.ru/blog/37885/(дата обращения: 20.04.2020).
2. Детей не надо воспитывать. Точно? [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/123002.html(дата обращения: 20.04.2020).
3. И химик, и богослов. [Электронный ресурс]. URL: / https://prichod.ru/on-the-pages-of-the-history/3244/ (дата обращения: 04.03.2020).
4.О детях. Священное писание и церковный опыт. [Электронный ресурс]. URL: / https://azbyka.ru/deti/o-detyakh-svyashhennoe-pisanie-i-cerkovnyjj-opyt (дата обращения: 11.04.2020).
5. Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. В 2 т. – Т. 2. – СПб. : САТИСЪ ДЕРЖАВА, 2007. – 554 с.
6. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых Отцов и подвижников Церкви / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shimanskij/hristianskaja-dobrodetel-tselomudrija-i-chistoty-po-ucheniyu-svjatyh-ottsov-i-podvizhnikov-tserkvi/6_16. (дата обращения: 04.07.2018)
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.