Н. Г. Брюхова
Астраханский государственный университет,
г. Астрахань, Россия
В наше время чрезвычайно важным является нравственное развитие молодёжи [3, с. 48], работников системы профессий «человек-человек» [1, с. 95–150]. Нужны психологи-консультанты, которые будут способны развивать нравственную культуру личности [2, с. 48] как «нравственную мудрость», способность обеспечивать оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях [8, с. 222].
Нравственная культура выступает в качестве характеристики нравственного развития личности. В ней отражается степень освоения личностью нравственного опыта общества. Нравственная культура проявляется, с одной стороны, в способности к внутреннему и системно-последовательному упорядоченному воплощению в поведении и отношениях с другими людьми общечеловеческих нравственных норм и правил, принципов сосуществования и ценностей, а с другой стороны, готовность к постоянному самосовершенствованию процесса постижения общечеловеческих нравственных норм и правил, принципов сосуществования ценностей.
Сопоставление особенностей психологической культуры человека с размышлениями и рассуждения о нравственной культуры личности, позволило обозначить следующие выводы.
«Психологическая культура выступает как критерий выраженности общей культуры человека» [4, с. 217].
Если психологическая культура является ядром общей культуры человека, выступая её внутренним планом или контуром [6, с. 29], то можно утверждать, что нравственная культура личности выступает в качестве основы для формирования общей культуры личности.
Допустим, психологическую культуру рассматривают как комплекс развитых специальных потребностей, способностей и умений человека, проявляющийся в самоорганизации и саморегуляции человеком любой жизнедеятельности, различных видов базовых тенденций и стремлений, отношений человека к себе, к другим, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, к миру в целом [7, с. 26]. Тогда можно утверждать, что именно в нравственной культуре личности аккумулируются основы комплекса развитых специальных потребностей, способностей и умений человека.
Именно нравственная культура личности является основой для гармоничной самоорганизации и саморегуляции жизнедеятельности человека, различных видов его базовых тенденций и стремлений, отношений к себе, к другим, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, к миру в целом.
Если утверждается, что с помощью психологической культуры человек более гармонично учитывает как внутренние требования психики, тела, так и внешние требования жизни [7, с. 27], то можно утверждать, что нравственная культура личности обеспечивает гармоничный учёт подлинных, как внутренних требований психики, тела, так и внешних требований жизни.
Допустим, психологическая культура является многомерным психологическим явлением и соединяет в себе общее (общечеловеческие ценности и социальные нормы), особенное (своеобразие этнического менталитета и способов социального взаимодействия) и единичное (индивидуально-своеобразный стиль отношений и поведения) [7, с. 28]. Тогда можно утверждать, что нравственная культура личности осуществляет контроль над тем, чтобы гармонизировать согласование своеобразия этнического менталитета и способов социального взаимодействия, индивидуально-своеобразный стиль отношений и поведения с социальными нормами, подчиняющимися общечеловеческим ценностям.
Если психологическая культура, выступая как единство знания, отношения, переживания и жизненного опыта, способствует формированию базовых психологических компетенций [7, с. 29], то можно утверждать, что нравственная культура личности, содержащая единство знания общечеловеческих ценностей, отношения и переживания общечеловеческого жизненного опыта, является основой для формирования базовых психологических компетенций.
Если психологическая культура является обязательным компонентом успешности включения человека в социальную жизнь» [4, с. 217], поскольку способствует «успешной социальной адаптации, саморазвитию и удовлетворенности жизнью» [5, с. 48], то можно утверждать, что нравственная культура личности является обязательным компонентом гармоничной успешности включения и реализации человека в социальную жизнь.
Если психологическая культура выступает как базовое образование психологического здоровья личности [4, с. 217], то можно утверждать, что нравственная культура личности является основой психологического здоровья личности.
Если психологическая культура выступает в качестве «компетентности человека в различных областях жизнедеятельности», если она обозначается как «систематизирующий фактор в развитии остальных видов личностной культуры» [4, с. 217], то нравственная культура личности является фундаментом для развития компетентности личности в различных областях жизнедеятельности. Отсутствие развитости у личности нравственной культуры, лишает личность возможности развития психологической культуры как таковой.
Допустим, в процессе становления психологической культуры в структуру личности интегрируются различные качества – факторы становления и развития человека и в этом процессе находит своё отражение изменение диалектических связей личности с социумом [4, с. 216]. Тогда можно утверждать, что основанием и критерием для интеграции качеств – факторов и становления и развития человека, и изменения диалектических связей личности с социумом, в первую очередь, является нравственная культура личности. Поскольку только нравственно-культурная личность, как личность, характеризующаяся «нравственной мудростью», может успешно согласовывать, всё больше овладевает общественным опытом с одновременно всё большей индивидуализацией как приобретением самостоятельности и автономности, находящей своё отражение в структуре её Я-концепции.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.