Э. М. Арслан докторант,
e-mail: nazsigorta@gmail.com,
Азербайджанская государственная академия художеств,
г. Баку, Азербайджан
Рассматривая историю турецкого графического искусства, мы видим, что она имеет большое значение в формировании социальных и культурных взаимоотношений, созданных разными странами. Графическое искусство Турции прошло путь своего развития, начиная с простых газетных объявлений и позднее до компьютерных технологий.
После принятия новой конституции так же как и в других видах искусства свободное мышление стало проявлять себя и в графическом искусстве. Графическое искусство впервые стало проявляться в качестве плакатов прессы. В этих объявлениях были одновременно использованы арабские буквы и латинская графика. Плакат с графическим дизайном был создан в первые годы Республики. Ихап Хулуси, Муних Фехим, Кенан Темизан, Рамиз Гёкче, Атиф Туна известные мастера той эпохи. В частности, Ихап Хулуси своими графическими работами открыл обновленный облик Турецкой Республики.
К примеру, на плакате периода первых годов Республики, образ свободной улыбающейся женщины снявшей чадру изображён за повседневными бытовыми занятиями. Привлекает внимание лицо удовлетворённой своей жизнью женщины. Суть плаката раскрывается в надписях: «Домохозяйка» в верхней части, и «Варить варенье» в правой части плаката, свободная воля домохозяйки, ни от кого не зависящего счастливого образа.
Своей оригинальностью отличается плакат, приветствующий Ататюрка под названием «Вождь пятидесяти турок». Вся серьезность политического плаката характеризуется его бледным цветовым решением. Ограничение узоров синими нежными растительными элементами на сером фоне придаёт безупречность скучному внешнему виду. Центральную нижнюю часть удлинённого табло занимает изображение статуи Ататюрка. Сверху же, решённая синим и красным цветом надпись «Вождь пятидесяти турок». Высказывание дано более крупными и выпуклыми шрифтами.
В качестве другого примера можно привести плакат театральной афиши, здесь так же видны модернизация, новые общественные взгляды и новая форма общества. Таким образом, изображение крупным планом иностранной актрисы Марики Рокк несколько своеобразное и далёкое от традиционности указывает на влияние запада.
Начиная с периода первой мировой войны и до создания Республики, в области графического искусства так же наблюдается застой. В первые годы создания Турецкой Республики, в период, когда государство и гражданин рука об руку, ограничив свои расходы, использовали местную продукцию. Одобренная со стороны общественности, а так же, с целью реализации идеи воплощения в жизнь национальных интересов, использовалась самая важная отрасль графического искусства – плакат. Фундамент в истории современной турецкой графики начал закладываться именно в этот период. В Турецкой Республике, как и во всем мире, Ихап Хулуси доказал, что плакатная и графическая деятельность не разделима от взаимоотношений искусства и власти. Невозможно отрицать силу самой важной отрасли графического искусства, в основном используемой на городских площадях – плакатной графики в период ограниченной взаимосвязи с общественностью и низкого уровня технологий.
Арабский алфавит, претерпел в Турции определённые серьёзные разногласия, которые в последствии ощущались некоторое время в искусстве каллиграфии. Знаменитый турецкий каллиграф Эмин Бар создал бессмертные произведения, добавив к своим работам печатный стиль. К примеру, на одной из его работ на простом, нежном бледно-зелёном фоне, формы выполненные чёрным арабским шрифтом, напоминают большую лодку плывущую по бескрайнему морю. В первую очередь привлекает внимание глубокий лиризм, представленный автором мастерски составленной композицией.
Так же, можно отметить гармонию, мастерски созданную на бледном жёлто-сером фоне, изображением, словно движущимся по кругу. Несмотря на простую композицию, идеальное изображение, созданное при помощи букв, доказывает уникальность этого произведения.
Класс предпринимателей, появившийся в итоге политических событий в области промышленности в 1920-х годах, принятая по частной инициативе поддержка и защита законов, и продуктов подлежащих сортировке. Внедрение новых товаров, расширение ассортимента и продвижение этих продуктов стали серьезной разработкой для турецкого графического дизайна и художников того времени.
Развитие графического искусства XIX века в Турции, в особенности в Стамбуле началось с создания школы искусства Мактеп-и Санай-и Нефисе. Леопольд Левинин был приглашён из Парижа в 1930-х годах, чтобы возглавить раздел рисования, и в созданной им мастерской гравюры воспитал ныне известных художников. Со временем, во второй половине 1900-х годов Турция, приблизившись к концепции графической печати мирового уровня, оказала большое влияние и на многие другие факторы. Важнейшим фактором, несомненно, является внедрение изучения печатной графики в ведущих художественных университетах страны и развитие профессиональных художников в этих отраслях.
Художники графики того периода Ихап Хулуси, Муних Фехим, Кенан Темизан, Рамиз Гёкче своими работами направили общественность в поддержку государственной политики. Один из важнейших художников 1940-х годов Али Аджиман (до сих пор является основателем одного из крупнейших рекламных агентств Ман), является одним из первых рекламодателей в Турции, продвигающих свою продукцию.
В 1946 году графическим дизайном были созданы плакаты для введения новых партий и политических выражений в связи с переходом на многопартийный период. Общественная и политическая жизнь, определив сферу интересов графического дизайна, способствовала его утверждению и в других отраслях.
Политические плакаты, которые начинались с иллюстраций, продолжали использоваться с типографскими выражениями и эмблемами.
В общем, когда мы обращаемся к графическому искусству Турции в более ранний период её развития, мы встречаемся с изображениями с абстрактными фигурами. Однако уже с середины XX века в этой области начали развиваться работы разных художников.
Творческие особенности мастеров этого периода работавших разными техниками определили линию развития графического искусства. Среди таких мастеров в частности можно отметить Алия Бергера. Его гравюры привлекают внимание своей философской сутью, глубоким раскрытием темы. Очень интересно его произведение этого плана, созданное в 1948 годы «При свечах». Судя по названию произведения требующее эффектов свето-тени и цветовых возможностей, и несмотря на ограниченные в отличие от живописи возможности графического жанра следует отметить, что произведение выполнено с особым мастерством. Чёрные штрихи и пятна играющие на белом фоне, создают этот эффект и оживляют динамизм работы. Этот динамизм создают тональные пятна и штрихи. В своём произведении 125х17.5 см, светом от горящей свечи художник пытается показать «освещение» разбитого духовного мира и тоску образа идентичную с окружающей обстановкой. Мастерски продуманное художником белое пятно, направленное с левого верхнего угла, придаёт ощущение луча света как бы падающего на произведение.
Следующее произведение художника выполненное в технике гравюра под названием «Влюблённые» в размере 10х15 см относящемся к 1949 году, так же привлекает внимание зрителя великолепным взаимоотношением белого и чёрного, игрой света и тени. Изображение влюблённых светлым тоном среди тёмных пятен, можно расценивать как мастерское умение художника и его чувственное отношение к теме. Они словно в белых одеяниях идут в направлении к зрителю. Этот путь – место, где соединяются их желания. Художник пытался объяснить именно эту идею в своём произведении.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.