М. Т. Парпиев, Старший преподаватель,
ORCID 0000-0003-4717-6233,
e-mail: muxammadjon.parpiyev@bk.ru
Андижанский государственный университет,
г. Андижан, Узбекистан
Сегодня в условиях глобализации, бережное хранение понятий, принципов и ценностей, характеризующих взаимодействие внутреннего мира человека с окружающим миром, стали одной из актуальных задач, стоящих перед человечеством. В том числе такие понятия и явления, как жизненные силы человека, жизненная стратегия личности, жизненная компетенция, жизненная активность, жизненная самореализация, духовная культура, жизненные направления стали факторами, обеспечивающими будущее человечества, защищающими истинно духовный облик и культуру человечества.
Современная цивилизация, достигая высшую степень технического оснащения в освоении окружения, в рамках традиционной эволюции, столкнулась с целым комплексом глобальных проблем, выступающих в качестве не преодолимого барьера для развития человечества. Кроме множества таких явлений, как загрязнение окружающей среды, исчезновение природных ресурсов, ядерная катастрофа и др., такие проблемы проявляются и в виде факторов духовного кризиса в качестве существенного «вызова» развитию человечества.
В последние годы формирование духовно и физически гармонично развитой личности, имеющей высшие человеческие качества, стала приоритетной задачей духовно-просветительской сферы в Узбекистане. В качестве основных факторов здесь выступают богатое духовное наследие, созданное гением народа, священная религия ислам и ее ценности. «Необходимо обратить особое внимание на внушение в сознание молодежи бесценного наследия наших великих ученых и писателей, духовных предков, героизм непобедимых полководцев и деятелей, на усиление у них чувства национальной гордости» [12].
В раскрытии социально-духовной сущности личности философия Востока обращает внимание на принципы консенсуса, сплоченности, коллективности, сотрудничества. Такие мыслители, как Конфуций, Будда, Махмуд Кашгари, Ю. Балосогуни, Фараби, Беруни, Ибн Сино, Низомулмулк и великие полководцы, как Амир Темур, связывая вопросы духовности со своей эпохой, излагают их с учетом воспитания молодежи. В их взглядах преобладает ссылка на своеобразный восточный менталитет и образ жизни.
В исследовании данной проблемы важным и полезным представляется обращение к взглядам философов касательно социально-духовных аспектов формирования личности, начиная с античного периода до философов Нового и Новейшего периода. Речь в частности идет о таких мыслителях, как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Г. Гроций, Ваттель, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Кант, В. Гегель, Ф. Ницше, А. Швейцар, З. Фрейд, Э. Фромм [11].
Выводы, методы исследования, теоретические подходы, использованные в их научных изысканиях этих классиков, служат для нас методологической основой. Проблема в них исследуется не только и не столько с социально-политической точки зрения, сколько прежде всего с социально-философской позиции, что позволяет раскрыть место и значение данной проблематики в социально-духовном прогрессе.
Духовный аспект личности проявляется по характеристикам ее социально-культурной природы и определяет специфику деятельности человека в современном обществе. Общая сфера социально-исторической деятельности духовного пространства является методом усвоения социального мира, а также соотношений непознаваемого божественного и человеческих понятий на земле.
На самом деле, при рассмотрении сущностной особенности духовности мы должны представить данное явление в качестве динамического процесса активирования деятельности человека, способности изменения социальных реалий человечества. Потому что сегодня постепенно теряется чувство причастности человека к процессам своего окружения, координация с жизнью общества. На наш взгляд, за такую деградацию ответственна духовность, состоящая из комплекса социально-духовных качеств и своеобразных социальных отношений. Однако пока не потеряна возможность предупреждения перечисленных духовных кризисов и преодоления их последствий.
Религия имеет важное место среди социально-культурных факторов формирования личности. Потому что невозможно разъяснить сознание, самобытность человека без природного мира, и он остается тайной для этого мира. Из низшего невозможно создание высшего. Человек предоставляет документы, оправдывающие своё аристократическое происхождение. Человек создан не этим миром, а потусторонним миром, не только из необходимости, а свободой, не только природой, а создан Богом [2].
В современном обществе влияние духовно-моральных норм и принципов на формирование личности при регулировании социальных отношений проявляется в следующих ситуациях: во-первых, существует два вида отношения к процессу формирования национальных и общечеловеческих ценностей и качеств у молодежи. Во-вторых, характер социально-духовных процессов в обществе определяет не только духовную среду, но и методы и средства политики управления социально-политическими процессами. А это показывает, что морально-духовные нормы и принципы находят свое отражение непосредственно в политике. В-третьих, наличие любого общества требует институциональной системы формирования, управления и контроля социальных, экономических, политических, правовых основ формирования индивидов, составляющих общество. Эффективность данной системы, в свою очередь, зависит от того, насколько они основаны на общечеловеческих, демократических, духовно-моральных нормах.
Социально-духовные признаки формирования личности – это объективные факторы, оказывающие влияние на духовное формирование и развитие личности. Социально-духовные детерминанты при этом состоят из системы факторов, связанных со специфическими механизмами взаимодействия. Социально-духовная сфера, будучи динамичной, меняется довольно быстро и именно по этой причине также необходимо постоянное реформирование системы факторов, оказывающих влияние на социально-духовное формирование личности. Специфичность системы духовности личности, а также само явление духовности дает возможность выделить следующие особенности.
Условия жизнедеятельности человека формируют комплекс внутренних и внешних факторов, из них только внешние факторы образуют слой социально-духовного влияния. Однако их невозможно досконально изучать вне взаимосвязи с внутренними факторами. Формирование духовности личности в самом общем смысле считается результатом интеграции личности в информационное общество через семью, образовательную среду и махаллю (соседское сообщество и одновременно орган самоуправления граждан). Здесь духовное формирование личности происходит под влиянием противоречий между глобальными ценностями (макро уровень) и ценностями общества (мезо уровень), которые личность внутренне переживает в процессе получения образования и духовного совершенства.
Такие внутренние и внешние детерминанты, взаимодействуя друг с другом, формируют модель социально-культурных детерминантов становления личности. В этом смысле внешние детерминанты социально-культурного формирования личности объединяют следующие:
1) приоритеты информационного общества, меняющие индивидуальное сознание через общественное сознание;
2) ценности, идеи, традиции и инновации, тенденции среди образования и профессий, сформированные в определенном обществе и являющиеся необходимыми условиями формирования личности.
Человек часто теряет себя, не знает, к какой социальной группе присоединиться, какая вера ближе ему, как найти жизненный путь. Происходит деградация, нарушаются жизненные планы, и начинается кризис идентичности. В результате этого возникают такие недуги как депрессия, безразличие, злость, подчиненность и др.
В современном обществе каждый человек имеет возможность выбора своих приоритетов в своем духовном, политическом, экономическом и социальном поиске, определять своё решение, другими словами полную свободу выбора. С другой стороны, он переживает кризис идентичности, так как наличие множества возможностей при определении своего пути создает недоверие к себе при определении своей идентичности.
Таким образом, духовное развитие личности, ее идентичность определяются различными сферами жизни: культурной, социальной, психологической и техногенной. Каждая из данных сфер оказывает отдельное влияние на формирование духовного мира личности, однако, только объединение этих всех компонентов создает возможность для развития цельной личности. При решении проблем идентичности современной личности и её ценностных ориентиров необходимо выделить новые духовно-нравственные факторы, превращающиеся в эффективный императив в развитии человечества.
Современная эпоха определяет следующие императивы жизни общества: экологический, духовный, этнический, социальный, а также определяет круг ответственности. В настоящее время с точки зрения глобальных проблем приобретает актуальность вопросы отношения общества и природы, человека и природы, человека и общества.
В заключении выводов о духовном развитии общества и личности, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть невозможность применения рыночных критериев к духовной сфере. Склонность к перенесению сферы духовных ценностей на современные информационные технологии наносит ущерб духовным основам социального прогресса и создает угрозу деградации общества. Давление стресса, связанное с усилением нестабильности и деградации, повседневным образом жизни и ценностных ориентиров создает возможность началу деградации душевных переживаний. То, что привело человечества к такому кризису, имеет свои приоритеты развития – это традиционная парадигма, имеющая личный интерес, конкуренцию и борьбу.
Всё это определило необходимость возникновения новой парадигмы, прочно связанной с явлениями техносферы. Во-первых, происходит трансформация техногенных принципов в этнонациональные принципы, во-вторых, культурные условия и основы личности переживают различные преобразования геоэкономического пространства. Эти преобразования можно рассмотреть, как своеобразное отношение к возникающим угрозам и опасностям.
Проблема этики, морали и духовности, являющихся важными детерминантами социально-духовного формирования личности необходимо рассмотреть в близкой или даже генетической связи с вышеуказанными проблемами. Они являются эффективными средствами регулирования социальных отношений, направленных на стабилизацию деятельности людей и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, происходят серьезные изменения в шкале жизненных ценностей современной личности. Прежде всего, в его отношениях к ценностям уменьшается значение социальной сферы, растет значение индивидуалистических ценностей. Однако такой процесс нельзя считать односторонне негативным. Развитие таких важных качеств, как свобода, осознание себя в качестве независимой личности человеком является положительной стороной данного процесса. Это возвышает стремление личности к проявлению всех своих сил и возможностей, однако личность не должна игнорировать негативные аспекты изменения своих моральных направлений: у большинства людей чувства коллективизма, помощь другим людям, удовлетворенность от работы социального значения, служение обществу, работа над собой, духовное развитие, создание прочной семьи и др., занимают самое последнее место или совсем исчезают.
Библиографический список
1. Аристотель. Политика. – М. : АСТ, 2006.
2. Бердяев Н. А. Смысл творчества: опыт оправдания человека. – М. : АСТ, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 66 с.
3. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. – М. : Мысль, 1977.
4. Ваттель да Эмер. Право народов. – М. : Юридические литературы, 1960.
5. Гегель. Политические произведения. – М. : Наука, 1978.
6. Гоббс Т. Сочинения в двух томах. Т.1. – М. : Мысль, 1989.
7. Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1956.
8. Кант И. Сочинения в шести томах. Том 4. Часть 2. – М. : Мысль, 1965.
9. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. – М. : Попури, 2009.
10. Ницше Ф. Воля к власти. Переоценка всех ценностей. – М. : ТОО «Траспорт», 1995.
11. Платон. Диалоги. – М. : Мысль, 1986.
12. Ўзбекистон Республикаси Президентининг 2019 йил учун мўлжалланган энг муҳим устувор вазифалар ҳақидаги Олий Мажлисга Мурожаатномаси // Халқ сўзи. – 2018 йил. – 29 декабрь.
13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М. : Республика, 1994.
14. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах – М. : Наука, 1966.
Швейцар А. Культура и этика. – М. : Прогресс, 1973.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.