У. Р. Абдуллаева Диссертант,
e-mail: ulya.abdullayeva@yahoo.com
Азербайджанская государственная академия художеств,
г. Баку, Азербайджан
Как чувства и эстетические требования человека различны, так же различны виды искусств, дающие пищу этим требованиям. У каждого вида искусства существует своеобразный язык выражения, система образов.
Являющаяся одним из самых древних, сложных и интересных видов изобразительного искусства – скульптура оказывает сильное влияние на духовную жизнь, нравственное воспитание человека, формирование его художественного и эстетического вкуса, обладает богатыми художественно-эмоциональными возможностями, демонстрирующими человеческую красоту, его духовную и физическую мощь, величие.
Как в живописи, и в скульптуре действительность жизни, в частности человеческий образ, воспроизводится наглядно, воспринимаемыми глазом изображениями. Содержание скульптурной работы мы воспринимаем посредством зрения и чувствуем [2, с. 39].
В возникновении и развитии азербайджанского скульптурного искусства непреложна роль богатого культурного наследия народа, самобытных обычаев и традиций, древних орнаментов и узоров на камнях, узоров на бытовых изделиях, надгробных памятников, эпиграфики, древних статуй животным (особенно овнам), мировоззрения наших предков, неповторимой красоты нашей Родины. Изображение в средние века вооруженного всадника на надгробных памятниках очень заинтересовало приезжавших в Азербайджан путешественников, этнографов и археологов. Наскальные изображения в Гобустане изумили знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала. Можно прийти к выводу о том, что скульптура на территории Азербайджана является сверстником дитю цивилизации.
Художественность, красота являются главными функциями искусства. Познавательная и воспитательная роль искусства никогда не может быть изолирована от художественности, красоты. Искусство осознает действительность законами красоты, могуществом красоты воспитывает людей. Если не будет прекрасной и завершенной формы, высокого мастерства, у произведения искусства не будет воспитательного значения [2, с. 6].
Жемчужины сознания, воображения представителя азербайджанской монументальной скульптуры ХХ века, оставившего несмываемый след и наследие в искусстве Джалала Гарягды – установленные в Баку скульптуры выдающихся азербайджанских поэтов Моллы Панаха Вагифа, Мирзы Алекпера Сабира, политического деятеля, просветителя, писателя Наримана Нариманова в Баку, великого драматурга Джафара Джаббарлы в Хызы, бюст поэтессы «Ханской дочери» Хуршудбану Натаван, надгробный памятник народного поэта Самеда Вургуна в Аллее почетного захоронения, одна из первых его работ барельеф русского поэта А. С.Пушкина, барельеф грузинского поэта Ш. Руставели, созданный по мотивам поэмы Низами «Фархад и Ширин» барельеф «Когда Фархад прорубал гору Бисутун» – и по сей день не утратили свою ценности в качестве истинных произведений искусства. Художественная литература, в частности поэзия, представляет собой динамичный, то есть отображающий события в движении вид искусства. Восприятие художественного образа слухом является важным признаком, сближающим друг с другом культуры веков. В культуре времен художественные образы происходят во временных рамках [2, с. 8]. Поэзия обладает силой оказывать рациональное воздействие на все виды искусства. Нет такой сферы жизненной действительности, которую было бы невозможно отобразить с помощью художественных слов и суждений. Как человеческое мышление по силе своего познания безгранично, так и отражение и сила воздействия поэзии безграничны.
Из истории нам известно, что живший и творивший в какую-либо эпоху мастер-скульптор воплощает характерного для своего периода идеального человека [6, с. 11]. Основной причиной, побуждавшей Джалала Гарягды к созданию монументальных скульптур корифеев азербайджанской поэзии, была его влюбленность в поэзию. Скульптор мог создать произведение искусства, даже вдохновившись одной-единственной строчки поэта. Одним из самых совершенных произведений искусства скульптора является украшающая фасад музея азербайджанской литературы имени Н. Гянджеви статуя Молла Панаха Вагифа, выдающегося поэта, общественного деятеля своего времени, посвятившего свою жизнь родине, служению народу. Мастер резца до работы над статуей побывал на родине поэта в Казахе, в Карабахе, где он проводил эффективную политику, глубоко исследовал наследие Вагифа, собрал информацию о его личности.
Творчеством Вагифа в истории азербайджанской поэзии начинается новый период. Лирикой Вагифа в поэзии открывается новая страница, оптимистический настрой в Азербайджанской поэзии и взявший все эти признаки за основу скульптор успешно создал прекрасный образ, отображающий большой воздействующий облик, задумчивые взоры поэта.
Созданные в годы войны работы должны были поднять патриотический дух в тылу, увеличить веру в победу. Созданная в те годы рельефная композиция «Когда Фархад прорубал гору Бисутун» (1945) выделяется своей динамичностью. Самоотверженность, вера в достижение успеха и трудолюбие Фархада были выражены пластичными средствами. Фигура Фархада в различных ракурсах и в резком движении составляет контраст характеризующимися апатичностью фигурами Ширин и её подруг [3, с. 22]. В произведении воспевающий великую волю народа Фархад прорубает гору и пролагает дорогу ради своего счастья. При взгляде на эту сцену народный герой Низами Фархад оживает перед глазами зрителей как мужественный человек [7, с. 8]. Этот барельеф в целом представляет собой художественный образ, созданный в соответствии с духом поэзии Низами.
Хуршудбану Натаван, собрав вокруг себя живущих в Шуше обладателей поэтического вдохновения, создала общество поэтов под названием «Меджлиси унс», оказывала материальную и моральную поддержку этому обществу [9, с. 7]. Она была щедрой благотворительницей. Статуя Хуршудбану Натаван (1949), наделенной ярким талантом, передовыми идеями, занимавшей важное место в азербайджанской культуре, поэзии и общественной жизни, проявляет положительные стороны таланта Дж. Гарягды. В статуе внутреннее беспокойство поэтессы было отображено с помощью категоричных выражений, задумчивых резких взглядов. Скульптор добился изображения в этом образце искусства не просто женского образа, а образа мужественной, обладающей широким кругозором поэтессы, мыслителя, самое главное, типичной прогрессивной азербайджанской женщины. Это национальная особенность заключается в передаче не в костюмах, головном уборе и внешнем облике в целом, а прежде всего в передаче в лиричном плане внутренней сущности [7, с. 10].
Будет уместно сказать, что в формировании подобного феноменального человека есть несколько основных факторов. Один из них – происхождение Натаван. В ханской дочери есть кровь двух великих родов – Джаванширов и Зияд-оглу Гаджаров. Натаван была дочерью последнего правителя Карабаха Мехтигулу-хана Джаваншира, внучкой Ибрагимхалил-хана. С материнской стороны она из рода правителя Гянджи Джавад-хана. А мать Бадирджахан-бейим была дочерью внучки Зия-хана Угур-бека. Исследовавший все это, знавший родословную поэтессы Дж.Гарягды сумел добиться передачи «Ханской дочери» как обобщенного символа интеллигентного и обладающего богатым духовным миром аристократичного женского образа. Русский поэт В. В. Маяковский сравнил песню, стихотворение с бомбой и флагом, певца и поэта уподобил глашатаю борьбы. Одним из подобных глашатаев был Мирза Алекпер Сабир. Сабир яркими особенностями своего творчества, не похожими ни на кого, не напоминающими никого полностью новаторскими качествами очень отличается от остальных [4, с. 15]. Сабир отобразил свою эпоху как боевой и сражающийся поэт.
Созданный русским скульптором Я. И. Кейхлисом в 1922 году и установленный на нынешнем своем месте памятник стал первым скульптурным памятником в Азербайджане. Самым большим недостатком статуи, с творческой точки зрения не считающейся особо удачной работой, стало неумение отразить страсть внутри Сабира, общественно-социальные терзания. В каждом произведении должен быть национальный колорит. А это в работе русского скульптора не ощущалось. Основная задача, стоявшая перед скульптором, заключалась в органичной увязке скульптуры с архитектурой, создании пластичной связи между отдельными статуями [8, с. 13]. Памятник Сабиру, постамент которого не соответствовал размерам фигуры, который не сумел создать гармонии с толстыми крепостными стенами, пробыл там ровно 36 лет. Наконец, Дж. Гарягды, воодушевившийся от фразы Сабира «Подобен я старой горе, что стоит в пропасти», глубоко изучив наследие Сабира, в 1958-ом году создает нынешний памятник поэта. Специалисты это произведение полагают одним из самых величественных памятников в Баку. С задумчивого лица поэта, изображенного сидящим, с бухарской папахой на голове, держащим ставшим притчей во языцех в правой руке «Хоп-хоп-наме», словно читаются следующие строки:
Расспрашивает нас век – не отвечаем,
Не пугаемся пушечных выстрелов,
Иностранец на прогулку выходит на баллонах,
А мы еще на автомобили не садимся.
Поскольку памятник Сабиру составляет органичное единство с территорией, на которой находится, создает величественное представление. Из глубокомысленных взглядов, отображенных на лице поэта, можно увидеть раздумья о своем народе, все еще не сумевшем спастись от невежества и необразованности. Лицо поэта, не оставшегося равнодушным к горькой судьбе народа и считающего его горе и беды своими личными бедами, было разработано как очень хорошо известный образ [3, с. 37].
Привлекающим внимание к памятнику моментом является сидячее положение Сабира. Однако группа людей и специалистов подчеркивает несоответствие установленного в сидячем положении памятника борьбе, которую вел Сабир всю жизнь. Посадка статуи, находящейся в единстве с постаментом с точки зрения размеров, на самом деле не столь противоречит элементу борьбы. На самом деле это показывает величие борьбы. Здесь общественные терзания словно умудряют бунтующего поэта. Он смотрит вдаль, то есть в наши дни, продолжает эту борьбу не в этих своих взглядах. Сабир как чуткий глаз нашего народа, видит все уродства дня нынешнего. И сегодня продолжает эту борьбу. Скульптура, находящаяся в органичном единстве с окружающими строениями, крепостными стенами, еще и национальна от книги, что держит в руках, до штрихов наряда на нем. В первом памятнике не хватало именно этого. Образ Сабира, созданный мастером резца, представляет собой образ глубоко умного, непримиримого к общественной несправедливости, сражающегося, патриотичного поэта.
Использованную в работе над скульптурой М. А. Сабира творческий метод Дж. Гарягды применил и в работе над надгробным памятником народного поэта Самеда Вургуна (1957). Соответствующая месту погребения и архитектурно приведенная в определенный порядок большая площадка была окружена различными цветами. За пределами площадки гордо и спокойно стоит символичный образ матери. У неё в руках большой венок. Чуть спереди этой статуи матери изображен Самед Вургун сидящим на кресле с книгой в руках. [7, с. 13]. Образ поэта в надгробном памятнике был найден очень серьезно и точно [5, с. 57].
Установленная скульптором перед домом-музеем поэта в Казахе статуя (1966) также представляет собой удачную работу.
Наследие Джафара Джаббарлы также занимает особое место в творчестве мастера стеки. Несмотря на победу представленного скульптором проекта на конкурс по установлению статуи драматурга в 1960 году, в силу некоторых идейных разногласий создание статуи не состоялось. Однако в 1999 году Дж. Гарягды вновь обратился к образу Джаббарлы. Это была последняя его монументальная работа. Статуя была установлена в Хызинском районе, где родился драматург. Скульптор отобразил в реальном виде отличающуюся искренностью артистичную позу и движения стоящего на ногах и словно перед зрителями читающего отрывок из своей пьесы Джафара Джаббарлы [3, с. 52].
Как писал М. Ф. Ахундов, какого читателя, какого зрителя могут заинтересовать не объединяющие гармонично «содержательную красоту с выразительной красотой», созданные без вдохновения произведения? [2, с. 6]. Созданные Джалалом Гарягды художественные образы – монументальные памятники – являются возникшими из единства содержательной и выразительной красоты жемчужинами искусства, которые будут жить тысячелетиями.
Библиографический список
1. Вагиф М. П. Произведения. – Баку : Азернешр, 1968.
2. Габибов Н. Об изобразительном искусстве. – Баку : Гянджлик, 1967.
3. Ибрагимов Т. Джалал Гарягды. Из серии альбомов «Достяние». – Баку : Восток-Запад, 2013.
4. Ибрагимов М. Наш великий поэт Сабир. – Баку : Издательство АН Азербайджанской ССР, 1962.
5. Новрузова Дж. О некоторых вопросах мемуарной скульптуры в Азербайджане // Известия АН Азербайджана. – 1970. – № 4.
6. Наджафов М., Новрузова Дж. О скульптуре. – Баку, 1960.
7. Тарланов М. Джалал Гаряглы. – Баку : Азернешр, 1958.
8. Тарланов М., Эфендиев Р. Азербайджанская Советская скульптура. – Баку : Азернешр, 1958.
Хуршидбану Натаван. Стихи. – Баку : Азернешр, 1956.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.