У. Р. Кушаев, доктор философских наук (DSc)
Узбекский государственный университет мировых языков,
Узбекистан, Ташкент
Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – система воззрений, основывающаяся на рассматрение человека как высшей ценности жизни и направленная на создание благоприятных условий для проявления его способностей. Как этический подход гуманизм подразумевает удовлетворение интересов человека главным критерием оценки качества жизни общества. В этом смысле гуманизм как важный принцип толерантности является антиподом фанатизма и всех форм нетерпимости.
Согласно специалистам первое определение гуманизму дал еще Цицерон, по мнению которого, это высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Но как идейное движение гуманизм сформировался в эпоху Возрождения (15–16 вв.). Среди видных гуманистов этого периода можно перечислить Ф. Петрарку, Данте, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Дезидерия Эразма, Эразма Роттердамского, Мишеля Монтеня, Дж. Бруно, Ф. Рабле, Н. Коперника, В. Шекспира, Ф. Бэкона и др.
Гуманизм является главной линией развития культуры толерантности, которая имеет огромную теоретическую и практическую значимость. Методологические принципы гуманизма несомненно являются базовыми основами современных парадигм философии толерантности, так как это, система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.
Сегодня гуманитарная деятельность является неотъемлемой частью работы практически всех национальных и международных государственных и иных институтов. Оказание гуманитарной поддержки, помощи, особенно, нуждающимся, находится в центре внимания общества и государства.
По своей сути гуманитарная помощь, это комплекс мероприятий, проводимых с целью облегчения условий жизни нуждающегося мирного населения (например, беженцев, пострадавших) во время военных действий, различных стихийных бедствий и т.п. Гуманитарная помощь оказывается предоставлением продуктов, медикаментов и других предметов первой необходимости и является необходимым актом толерантности и человеколюбия. Гуманитарная помощь может осуществляться правительственными и неправительственными организациями, также частными лицами и другими странами.
Такую практику следует оценивать в качестве реализации таких идей, гуманизма, как человечность, беспристрастность, нейтралитет, что означает новый уровень развития культуры толерантности, который в современных условиях приобретает систематический характер.
Самой крупной структурой оказывающей гуманитарную помощь, является ООН, которая имеет в своем составе систему гуманитарных организаций: Управление Верховного комиссара по делам беженцев ООН (УВКБ); Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); Программа развития ООН (ПРО ООН); Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Всемирная продовольственная программа ООН (ВФП); Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО); Международное агентство по энергетике (МАГАТЕ) и др.
Генеральная Ассамблея ООН в декабре 2008 года на 63-й сессии провозгласила 19 августа Всемирным днем гуманитарной помощи. С тех пор в этот день вспоминаются те, кто пожертвовал своей жизнью, исполняя гуманитарный долг, и те, кто до сих пор продолжают свою гуманитарную миссию, помогая миллионам нуждающихся людей. Объявление такого дня еще раз доказывает объективную необходимость гуманитарной помощи по всему миру и острую актуальность сотрудничества в масштабе мирового сообщества по ее оказанию.
Согласно докладу ООН в 2018 году благодаря эффективной координации гуманитарной помощи в рамках 30 планов гуманитарного реагирования и гуманитарных призывов Организация Объединенных Наций помогла мобилизовать 15 млрд долл. США из необходимых 25 млрд долл. США, благодаря чему помощь получили 98 миллионов человек в 41 стране [3].
При этом острая необходимость в гуманитарной поддержке в глобальном масштабе сохраняется. Так, как утверждал заместитель генерального секретаря ООН Марк Лоукок, к концу прошлого года число срочно нуждающихся в гуманитарной помощи сирийцев составляло более 11 млн. человек [1].
Теория и практика гуманизма поддерживается и развивается на основе гуманитарных наук, которые как комплекс дисциплин, направлены на исследования интеллектуальной, социальной, культурной, нравственной и духовной сфер человеческого бытия. Как система знаний о человеке и его месте в обществе гуманитарные науки возникли в Средние века. Философия считается первой из них, которая возникла как гуманитарная теория, основанная на толкование слов и мыслей. В настоящее время к таким наукам принято относить также: политологию, социологию, психологию, педагогику, историю, литературоведение, языкознание и др.
Следует отметить, что эволюция идей гуманизма послужили мощным толчком становлению гуманитарных наук, которые в свою очередь, стали основой формирования структуры гуманитарных учебных дисциплин, образовательного характера. Гуманизм и созвучные им учебные дисциплины играют важную роль в развитии наук и общества в целом.
В последние столетия особую актуальность приобрели такие гуманитарные дисциплины, как политология, социология и культурология. Также функция формирования междисциплинарных научных связей этих наук расширяется. Растет количество исследований, посвященных информационным технологиям, результаты которых широко применяются в процессе изучения социокультурных явлений. Таким образом, в силу интенсивных интегративных тенденций среди всех наук изменяются и обогащаются парадигмы гуманитарной науки.
Гуманитарные науки являются системой знаний, пропитанной идеями человеколюбия, в которой не только находят свое глубокое отражение принципы гуманизма, но и одновременно обогащаются теоретические основы понимания сути социальной толерантности и разрабатываются эффективные механизмы применения идей терпимости, отвечающие требованиям эпохи.
Надо отметить, что гуманизм имеет неразрывную связь с таким принципом демократии, как равенство, которое, в свою очередь, означает равные, терпимые и толерантные отношения ко всем социальным субъектам. Издревле равенство считается острой социально-философской проблемой. На протяжении эволюции общественной мысли выдвигались разные его трактовки, которые в итоге нашли свое отражение во “Всеобщей декларации прав человека”, в 1-ой статье которой излагается: “Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
В общесоциальном смысле данный принцип актуален во всех сферах деятельности. Так, равное положение и возможности в политической, правовой, экономической и социальной сферах каждому человеку и группе являются необходимыми условиями формирования социальной толерантности.
Равенство неразрывно и прямым образом связано с социальной справедливостью. Они имеют друг с другом диалектические взаимоотношения, потому что взаимодополняют, взаимоподчеркивают одно другое. Невозможно утверждать наличие справедливости, когда по определенному вопросу одинаковые субъекты не наделены равными, подобными возможностями, условиями и преимуществами. Разумеется, как и справедливость, равенство тоже идеал, на который, невзирая на невозможность абсолютного его торжества, должны ориентироваться все социальные действия и стремления в обществе.
Распространение и развития идей гуманизма и равенства – прочный залог предотвращения таких антигуманных явлений, как расизм, нацизм, фашизм, экстремизм и др.
Расизм представляет собой теорию нетерпимости, основанная на идее неравнозначности человеческих рас, их роли и месте в историческом развитии человечества. Характерной особенностью расизма является подразделение рас на высшие и низшие и необоснованные причисление высшим расам особого статуса, передовой роли в развитии общемировой цивилизации и права на господства над всеми остальными, якобы отсталыми расами.
Подобные идеи о неравенстве свойственны в основном далекому прошлому, и на протяжении многих веков они служили основой жестокого обращения с людьми и полной их эксплуатации. Расистские взгляды из-за своей интолерантной сущности позже составили идеологическую основу официальной доктрины нацизма, фашизма и др. теорий и практик насилия. Всем известны трагические события, связанные с расовой дискриминацией, сегрегацией и геноцида на Африканском континенте и др. регионах мира.
Одним словом, расизм, это идеология угнетения и агрессии и заслуживает только осуждения и ненависти. С этой точки зрения, противодействие и борьба против всяческих форм и элементов расистских идей – толерантный долг каждого гуманного, миролюбивого человека.
Гуманитарная парадигма также направлена на борьбу с фашизмом. Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, связка, объединение) – интолерантная теория и практика, основанная на агрессии, насилии и жестокости, возникшая в начале прошлого века в западных странах в условиях тяжелого экономического, политического и духовного кризиса. Фашизм как доктрина насилия отражает интересы агрессивных кругов и откровенно опирается на террористическую диктатуру и бесчеловечные действия. По своей сути, фашизм – проявление шовинизма и расизма, он направлен на уничтожение отдельно взятых людей, передовой группы и слоя интеллигенции общества и целых народов с применением самых жестоких методов насилия и пыток. На практике фашизм формально прикрывается разными политическими идеями и лозунгами [2].
Основанная на данной теории внешняя политика состоит из угнетения и терроризма. В 30-е годы прошлого века фашистские порядки были установлены в Италии, Германии, Португалии, Испании и некоторых государствах Восточной Европы. Фашистская Германия во главе с Гитлером, сформировав союз с милитаристской Японией, начала Вторую мировую войну, продолжавшуюся с 1939 по 1945 г. Эта война принесла человечеству немыслимые беды и потери, но в итоге она завершилась полным кризисом и разгромом фашизма. В 1945 г. с постановлениями Берлинской конференции фашистская национал-социалистическая партия и ее организации были расформированы. В 70-е годы фашистские порядки в Португалии, Греции и Испании были уничтожены. Однако в настоящее время в некоторых странах возникли и действуют неофашистские движения, борьба против которых является гуманистическим долгом каждого миролюбивого человека.
Фашизм находит свое продолжение и дополнение еще в одной интолерантной идее как нацизм (от назв. Национал-социалистской партии Германии), который представляет собой германский вариант фашизма, идеология и практика политического режима Гитлера, направленная на уничтожение других наций жестокими террористическими методами и способами. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом.
Основным идеологом нацизма в Германии был Х. С. Чемберлен, выдвигавших интолерантную идею о германской исключительности. Нацизм в основном отличался от других теорий фашизма тем, что он был направлен не на идеализацию прошлого и возврат в него, а на создание мировой империи во главе которой будут немцы. Именно такой извращенный, интолерантный подход предопределял агрессивный геополитический курс нацистской Германии. Военная агрессия, геноцид, необоснованное вторжение и завоевывание территории других стран, применение по отношению к инакомыслыщим жестоких, бесчеловечных методов пыток и насилия являются основными характеристики данной идеи и практики, о последствиях которой много написано и сказано до сих пор. Недавняя история показывает, что всякое проявление фашистских, нацистских движений и течений должны своевременно устраняться со стороны цивилизованного здравомыслящего мира.
Таким образом, человечность, человеколюбие являются осевыми категориями теории гуманизма. Одновременно гуманизм означает гармоничность развития духовно-нравственных и интеллектуальных особенностей человека. В документах Международного гуманистического союза термин описываются как демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни [2].
Принцип гуманизма выступает прочной основой культуры мира, гуманистические идеалы являются эффективными способами воспитания, которые способствуют развитию качеств человеколюбия и которым трудно найти позитивную альтернативу при нынешних условиях.
Библиографический список
1. Замгенсека ООН: 11 млн. сирийцев срочно нуждаются в гуманитарной помощи. [Электронный ресурс] URL: http://www.ca-irnews.com/ru/breaking-news/76992. (Дата обращения: 21.01.2020).
2. Кушаев У. Р., Дорошина И. Г. Толерантность: энциклопедический словарь. – Пенза : Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. – 484 с.
3. 2019. Доклад Генерального секретаря о работе Организации. Эффективная координация гуманитарной помощи. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/annualreport/ru/ (Дата обращения: 21.01.2020).
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.