Т. Р. Сафарова, докторант,
ORCID 0000-0003-3286-915X,
e-mail: tumaris_safarova88@mail.ru,
Национальный университет Узбекистана,
г. Ташкент, Узбекистан
Сущность этнокультурного туризма заключается в том, что она знакомит туристов, путешественников с уникальной природой, самобытной культурой, религией, искусством, традициями, обычаями и фольклором отдельно взятого народа, этноса. Существуют различные дефиниции этнокультурного туризма. По А. Г. Бутузову «этнокультурный туризм - совокупность различных форм туристской активности, обусловленных стремлением к познанию многообразия феноменов этнокультурной среды» [2, с. 82]. По С. Н.Федоровой «этнокультурный туризм - это поездка в места проживания исторически сложившейся совокупности людей, имеющих свою собственную, неповторимую структуру, стереотип поведения, отличающихся от других общностей своей уникальной и самобытной духовной и материальной культурой, природным и культурным наследием» [5, с. 134].
В Узбекистане можно встретить почти все виды этнокультурного туризма. На основе различных сведений из Интернета, положительных откликов в социальных сетях, газетах и журналах, телепередачи других источников, за рубежом сформировались интерес и требования к историко-культурному наследию Узбекистана, к уникальным этнографическим фактам и артефактам. Это требует изучения развития этнокультурного туризма и его значения не только с ракурса социально-экономической науки, но и в качестве социально-философской темы. Хотя до настоящего времени не имеется показателей и фактов о путях формирования данных требований, потребностей и интереса к этнокультурному туризму, тем не менее, повышение числа туристов позволяет вывести необходимые выводы.
Этнокультурный туризм в Узбекистане соответствует традициям, закономерностям и нормам мирового туристского рынка. Эти закономерности являются выражением интереса человека к познанию мира и места в нем человека. Даже в экстремальном туризме ярко отражается стремление к познанию человека. Например, кругосветные путешествия знаменитого Федора Конюхова направлены на осознание возможностей человека. Следовательно, гносеологическое значение туризма выражается в поддержке стремления человека к познанию мира, бытия, объективной реальности, в расширении сознания и постижения через путешествие, приключение.
По Van den Berghe [6] любой вид туризма – это, в частности, и форма межэтнических взаимоотношений, следовательно, практически каждый вид туризма включает в себя элементы этнотуризма. В настоящее время во всем мире растет интерес к этнической культуре, и в нашей стране наблюдается рост этнического самосознания. Повышенное внимание уделяется вопросам сохранения этнокультурного наследия, самобытности, культурного разнообразия, а также к проблемам взаимодействия туризма и культуры [3].
Социально-политические события и различные пандемии оказывают отрицательное воздействие на развитие туризма. Весна 2020 года стала кризисным периодом из-за распространения Коронавируса по всему миру не только для туристской сферы, но и для всех сфер. На возможности этнокультурного туризма влияет не только состояние туристского рынка, но и социально-политическая обстановка в стране, политика государства в сфере туризма, межгосударственные связи, реклама, просветительские и агитационные работы, пандемии, приостановка транспортного и авиа-сообщения и др. Возможности комплекса этнокультурного туризма не формируются сами по себе и состоят не только из объектов предоставления услуг. Потребности объекта и возможности субъекта являются динамическими, быстро изменяющимися реалиями.
В туристском бизнесе нет стабильности. Как пишет основатель комплекса Trump International Hotel & Tour в Нью-Йорке, крупный и опытный бизнесмен, действующий президент США Дональд Трамп, со времен Пифагора в человеке не меняется и не вянет интерес к познанию. “Очень важно оставаться открытым для новых идей и новых знаний. Чувствовать себя всезнайкой – значит закрывать дверь перед новыми открытиями и возможностями. Пусть эта дверь будет открыта каждый день для чего-то нового и вдохновляющего”, подчеркивает Трамп [4, с. 30]. Знание, познание, стремление к новому, преодоление ежедневно приходящих новых проблем и препятствий свойственно и туристическому бизнесу. Это значит, что субъект туризма каждый день, каждый час ожидания туриста, путешественника становится перед новой реальностью.
В настоящее время в Узбекистане превращение туризма в стратегическую отрасль экономики является приоритетной задачей. Президент РУз Шавкат Мирзиёев на совещании 28 января 2020 г. подчеркнул, что наряду с расширением традиционных видов туризма необходимо развивать новые направления, придорожную туристскую инфраструктуру, реализовать проекты “Туристическое село”, “Туристический аул” и “Туристическая махалля” [1]. Исходя из этих задач, можно организовать традиционные и современные виды этнокультурного туризма в регионах, для чего следует сформировать инфраструктуру этнокультурного туризма, так как в принятой в 2018 году Концепции по развитию туризма в Узбекистане до 2025 года предполагается увеличить число туристов в 2 раза и довести до 5 миллионов в год.
Перспективы этнокультурного туризма связаны с привлечением большего потока туристов, созданием комплексов и видов услуг, согласно их потребностям, интересам и требованиям. Гармонизация требований туристов и возможностей комплексов туруслуг предполагает особую тактику, которая должна быть построена на философию гармонизации возможностей комплекса этнокультурного туризма с требованиями туристов и стремиться к полному удовлетворению потребностей туристов. Эта философия формируется в специальных учебных заведениях среднего и высшего звена. Потребности, интересы и требования туристов, исходя из постоянного обновления приезжающих групп и путешественников, динамически становятся разнообразнее, увеличиваются виды оказания туристских услуг. Все это ставит перед комплексом этнокультурного туризма и сотрудниками новые задачи, стимулирует их к поиску новых инноваций. Необходимо постоянно изучать туристский спрос, согласовывать свою деятельность в соответствии с потребностями туристов, изучать новшества, повышать свою квалификацию, навыки, специподготовку. Образовательным учреждениям следует пересмотреть программы подготовки специалистов турбизнеса исходя из требований и поотребностей этой жизненной философии.
Библиографический список
1. Обсуждены вопросы развития туризма и спорта. / https://pv.uz/ru/news/obsuzhdeny-voprosy-razvitija-turizma-i-sporta
2. Бутузов А. Г. Этнокультурный туризм. - М.: КНОРУС, 2013.
3. Бутузов А. Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации. // Сервис в России и за рубежом. – 2009. – №4. – С.11-15.
4. Трамп Д. Думай как чемпион. Откровения магната о жизни и бизнесе. – М.: БОМБОРА ТМ, 2018.
5. Федорова С.Н. Этнокультурный туризм как культурологический феномен: сущность и структура.// Вестник СВФУ, 2014, том 11, №4. - С. 129-135. / [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnokulturnyy-turizm-kak-kulturologicheskiy-fenomen-suschnost-i-struktura/viewer (Дата обращения 18.04.2020).
6. Van den Berghe P.L. The quest for the other: ethnic tourism in San Cristobal. – Mexico: University of Washington Press, 1994.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.