Л. Х. Цеева, кандидат педагогических наук, профессор
ORCID-0000-0003-2346-7044, e-mail: rimma.simbuletova@mail.ru,
Б. Х. Панеш, кандидат педагогических наук, доцент
ORCID-0000-0002-6339-8955, e-mail: belapanesh1@yandex.ru,
Р. К. Симбулетова, кандидат педагогических наук, доцент
ORCID-0000-0001-5002-9942, e-mail: rimma.simbuletova@mail.ru,
Адыгейский государственный университет,
г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. В современных условиях его актуальность очень возрастает.
Многие ученые (А. В. Мудрик, А. Г. Рузская, и другие) в своих исследованиях констатируют тот факт, что дети не умеют контактировать друг с другом, выражать свои чувства, у них слабо развита эмоциональная сфера [3, 6]. Неумолимо растет зависимость от телевизора и компьютера. Появляется все больше детей с нарушением коммуникативной функции речи. Эти дети отличаются неустойчивостью внимания, плохой памятью, быстрой утомляемостью, недостаточным развитием познавательной деятельности. У них плохо развит словарь, нарушен грамматический строй речи, эмоционально-волевая сфера недостаточно сформирована. Для таких детей большую трудность составляет умение правильно задать вопрос. Внешним фактором является затруднение в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, в поддержании разговора с друзьями. Они вступают в конфликты и затрудняются разрешить их мирным путём и в деликатной форме. А внутренним фактором выступает процесс, который идет в соответствии с внутренними предпосылками: возрастными и функциональными возможностями ребенка.
Для успешного вхождения в социокультурную среду, выполнения различных видов деятельности ребенку необходим достаточно высокий уровень социально-коммуникативных умений и навыков (Л.А. Венгер, Л. Л. Лашкова, Л. Ф. Обухова, М. В. Осорина, А.Г. Рузская и другие) [1, 4, 5, 6].
М. И. Лисина отводит немаловажное значение работе с педагогами по социально-коммуникативному развитию детей. Она считает, что этот вид работы является очень сложным и длительным трудом, поэтому успешное решение этой задачи может быть возможным только при системном подходе к реализации этой деятельности. Для полноценного социально-коммуникативного развития ребенка необходимо воспитать у него положительную самооценку – уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, поступает правильно, что его любят. Взрослым необходимо добиваться того, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку [2].
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно, а наоборот, закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда, – она обеспечивает полноценную практику сотрудничества в процессе речевого общения.
В современных исследованиях четко прослеживается суждение о значении театрализованной деятельности как средства социально-коммуникативного развития дошкольника. У детей старшего дошкольного возраста развитие и совершенствование многих сторон личности особенно успешно происходит в театрализованной деятельности. В этот период качества произвольности и осознанности поведения детей уже достаточно сформированы. Э. Г. Чурилова связывает театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста именно в контексте подготовки к обучению в школе. Она считает, что «в занятиях детей 6–7 лет театрализованной деятельностью осуществляется:
– социально-коммуникативное развитие; проявление детской любознательности; усвоение новой информации и новых способов действия; стремление к познанию нового;
– развитие способности к импровизации и образное ассоциативное мышление;
– совершенствование трудолюбия, настойчивости, целеустремленности, что способствует формированию у дошкольников волевых черт характера» [9].
Социально-коммуникативное развитие ребенка, снятие напряженности в общении, обучение эмпатии, творческому и художественному воображению происходит в игре, фантазировании, сочинительстве. В целях осуществления поставленных задач в дошкольном учреждении наиболее часто применяются театрализованные игры.
М. А. Устинова пишет, что «театрализованная игра отличается от театральной постановки. В отличие от нее она не требует обязательного присутствия зрителя, не всегда предполагает четкий сценарий, атрибутики (костюмы, декорации и т. п.). В ней, как правило, присутствует внешнее, условное подражание, следование определенной роли, сюжету. Но это не лишает театрализованную игру ее педагогической ценности. На организацию игры нужно значительно меньше времени, поэтому она имеет существенное преимущество перед театрализованной постановкой. Такие игры можно использовать с детьми часто, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе различных режимных моментов (например, на прогулке)» [7].
Основой театрализованной деятельности является художественная литература, из которой дети берут сюжеты для театрализованных игр. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а сюжетом игры – события жизни, их приключения, измененные детской фантазией. Ребенок, принимая участие в театрализованных играх, войдя в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Дети уже свободно могут представить себя на месте героя литературного произведения. В результате этого, у дошкольников появляется способность к сопереживанию и сочувствию как к окружающим его взрослым и детям, так и героям художественных произведений (в литературе, музыке, изобразительном искусстве). Декорации, костюмы открывают детям большие возможности для создания образа с помощью конструкции, цвета, формы.
Желание думать, анализировать сложные ситуации, делать свои выводы и обобщения вызывают правильно и четко поставленные вопросы при подготовке к игре.
Звуковая сторона речи и словарь ребенка, незаметно активизируются и совершенствуются в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний. Новая роль ставит перед ребенком необходимость четко, ясно и понятно изъясняться. Особенно этого требует диалог персонажей. На первом этапе работы над созданием сюжета необходимо, чтобы игровой материал давал ребенку возможность домыслить, вообразить, опираясь на ситуацию, предложенную взрослым, выступал в роли «пускового механизма», который будет способствовать развитию воображения и детского творчества.
При организации театрализованных игр необходимо соблюдать принцип индивидуальности. Дети, изображая своего героя, переживают за него, действуют от его имени, привнося в персонаж свои личностные качества. Поэтому герой, сыгранный одним ребенком, не будет похож на героя, которого сыграет другой ребенок. Даже один и тот же ребенок, когда будет играть во второй раз, может показаться совсем другим. Обязательным должно быть обсуждение и ответы на вопросы взрослого. В театрализованных играх всегда присутствует сюжетный замысел и ролевые действия. Иногда воспитателю может принадлежать одна из ведущих ролей в них. Сначала дети являются зрителями, потому что они не могут сразу и в полном объёме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Дети наблюдают за воспитателем, как он говорит, действует за персонаж, имитирует ролевые движения. Творческая активность детей со временем начинает возрастать. Дошкольникам становится интересно, у них осуществляется познавательное развитие, расширяются и углубляются представления об отношениях между людьми. Это происходит потому, что театрализованная игра носит коллективный характер, формируя тем самым навыки общения, коллективизма, взаимопомощи.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.