В. P. Багиров Профессор,
E-mail: vbagirov@ciu.edu.tr
Международный кипрский университет,
г. Никосия,
Турецкая Республика Северного Кипра
Декоративный стиль существовавший в конце XIX начале XX века оставил неизгладимый след в рекламной графике всей первой половины столетия. Этот стиль в графическом дизайне управлял в массовой коммерции запада в середине 1960-х годов.
Реклама в Азербайджане и других странах приобрела на столько широкий характер, что не возможно представить нормальный ход жизни без её присутствия. В современном графическом дизайне можно встретить отображение художественных стилей разных периодов. Сюда относится и модерн, и авангард, а так же эклектика. Обращение к собранной практике, попытка отличить в общекультурном процессе стилевые доминанты, является не просто вопросом отбрасывания проявлений современной массовой культуры в прошлое, а так же ставит задачу найти перспективные стилистические особенности художественной культуры прошлого в процессе современного творчества.
Современный графический дизайн Азербайджана, можно сказать, полностью потерял свою первоначальную информационную функцию и превратился в одно из основных средств конкуренции. Как на внутреннем, так и на внешнем рынках идет ожесточенная и бескомпромиссная борьба с соперниками, причем не только мирными средствами.
Использование художественных образов, персонажей, притч в рекламных материалах несравнимо усиливает воздействие графического дизайна на человека, делая его ярким, интересным и запоминающимся. Эстетическая роль дизайна так же велика. Образцы графического дизайна, выполненные на высоком профессиональном и художественном уровне, стимулируют формирование у зрителей чувства прекрасного, а так же воспитывают хороший вкус.
Классификация средств графического дизайна в Азербайджане позволила выделить три основные системы их группирования. Первая система связана с их воздействием на органы чувств и делится на оптическую, оптико-акустическую, оптико-ламисовую, оптико-обонятельную, оптико-вкусовую. Удобство этой системы в том, что она охватывает все средства графического дизайна. Недостаток связан с большим количеством оптических средств рекламы и требует различие подгрупп.
Вторая система классифицирует средства графического дизайна по принципу технической однородности: печатные, печатные, акустические, с использованием изображений и световые.
Третья система классифицирует средства графического дизайна по месту и времени их воздействия на потребителя: дома, на улице, в общественных зданиях, витринах магазинов, в залах торговых центров.
Важно подчеркнуть, что успех рекламных средств в Азербайджане, от простейших объявлений до оформления ярмарок и торгово-промышленных выставок, опыт проведения рекламной кампании, специфическое знание рыночных условий рекламируемых товаров, решают навыки дизайнеров, декораторов, скульпторы, режиссеры, исполнители и др. Для успеха печатной рекламы большое значение имеет качество бумаги и художественное единство рисунка, красок, полиграфического исполнения рекламы. Рекламные объявления являются одним из самых массовых средств современной рекламы в Азербайджане. Не смотря на использование в последние годы более технологических рекламных средств, таких как радио, кино и в особенности телевидения, роль рекламы в газетах и журналах не уменьшилась. Это, в первую очередь, связано с относительно невысокой стоимостью и высокой эффективностью рекламных объявлений. В Азербайджане часто проводятся выставки-ярмарки. На выставках используются рекламные плакаты, билборды и др.
Рекламные объявления являются одним из самых массовых средств современной рекламы в Азербайджане. Не смотря на использование в последние годы более технологических рекламных средств, таких как радио, кино и в особенности телевидения, роль рекламы в газетах и журналах не уменьшилась. Это, в первую очередь, связано с относительно невысокой стоимостью и высокой эффективностью рекламных объявлений. В Азербайджане часто проводятся выставки-ярмарки. На выставках используются рекламные плакаты, билборды и др. Как правило, на выставке или ярмарке в Азербайджане графический дизайн выполняет пропагандистские и рекламные функции: он включает в себя красиво оформленный в оригинальном национальном стиле павильон, его расположение на выставочной площади, а также простоту доступа и общий внутренний дизайн. Внешний графический дизайн – один из самых распространенных способов представить информацию о своей компании, товарах и услугах в городах Азербайджана сегодня. Часто это также дешевле с точки зрения стоимости единицы времени воздействия рекламы.
Внешний графический дизайн – это реклама на основе щитов, панелей, баннеров, плакатов, фонарей, электронных экранов, картин, «бегущих строк», размещаемых на улицах, площадях, дорогах, стенах и крышах зданий. Как правило реклама преследует цель запоминания.
Основная функция внешних объектов графического дизайна – усиливать и дополнять рекламу, размещаемую в других средствах массовой информации, путём упоминания торговой марки или названия фирмы.
Внешний графический дизайн – это средство воздействия, позволяющее «привлечь» человека не дома и в офисе, а на улице или в поездке. В современном обществе большинство населения сталкивается с внешним графическим дизайном.
Внешний графический дизайн более эффективно представляется с помощью лаконичного описания и короткого текста. В городах Азербайджана в большинстве случаев из-за того, что внешний графический дизайн наблюдается на больших расстояниях и на дорогах, он обычно состоит из короткой и выразительной информации.
К экстерьерным видам графического дизайна включают также четырехсторонние билборды с рекламными постерами. Внешний графический дизайн в основном используется для рекламы промышленных товаров. Внешний графический дизайн широко используется в Азербайджане.
В 2000-е годы пилонные конструкции широко используются в Азербайджане. Пилоны устанавливаются непосредственно перед объектами. Конструкции могут иметь так же и не стандартные формы.
В начале 2000-х годов в Баку начали устанавливаться рекламные щиты – билборды размером 300 х 600 см. Они устанавливались как в центре города, так и за его пределами на протяжении всех автомобильных магистралей. На билбордах изображались рекламы автомобилей, чая, сигарет, пива и т.д.
Компьютеризация в Азербайджане в широкой степени находит дорогу в конторы крупных и средних компаний. Компьютер выступает не только в роли эффективных средств. Выступая в роли «помощника по обслуживанию», он усиливает маркетинг и обеспечивает конкурентное преимущество. Диапазон его применений варьируется от исследования рынка (телевизионные опросы) до общения с пользователями или трейдерами. Сейчас как за рубежом, так и в нашей стране Интернет становится активным участником жизни человека.
Таким образом, в результате исследования мы делаем вывод, что эффективность успешного воздействия графического дизайна неразрывно связана с двумя основными категориями – креативной и производительной. Выход из строя одного из них приводит к снижению эффективности всего графического дизайна. Проще говоря, креативная идея креативного графического дизайна – это центральная идея, которая привлекает ваше внимание и надолго остается в вашей памяти. Рассматривая графический дизайн от начала его становления до наших дней, мы убеждаемся, что наиболее распространенными элементами конструкций, используемых во внешнем графическом дизайне Азербайджана, являются доски – обычные доски и знаки.
В этом смысле дизайнер с одной стороны выступает как дизайнер, особенно в области промышленного дизайна, с другой стороны, как дизайнер в более глобальном подходе, как человек, определяющий идеологию предмета, над которым он работает.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.