С. А. Слепцова, психолог высшей категории,
ORCID 0000-0003-1208-5710, e-mail: sleptsova-s@mail.ru,
г. Воронеж, Россия
Анализ научной и справочной литературы, а также исследование материалов общедоступных авторитетных интернет-ресурсов позволили нам выяснить, что история исследования эмоционального интеллекта в настоящее время всё ещё находится на стадии своего формирования. Это относительно молодое направление в данной области, берущее своё начало во второй половине ХХ века, даже, несмотря на то, что интерес к проблемам эмоциональной стороны личности исходит своими корнями к трудам философов древней Греции.
В современных исследованиях по проблеме эмоционального интеллекта отмечается, что основой понятия «эмоциональный интеллект» явилась концепция социального интеллекта Дж. Гилфорда и Э. Торндайка (А. К. Кравцова, И. Н. Мещерякова, И. С. Степанов и др.) [6].
В 1920 году Э. Торндайк в своих работах использует термин «социальный интеллект», который раскрывается, как «способность понимать других людей и действовать мудро по отношению к ним» [8], тем самым косвенно указывая на эмоциональный интеллект.
Дж. Гилфорд в своей модели многофакторного интеллекта акцентирует внимание на важности невербального понимания собственного поведения и поведения других людей. Такой подход к изучению интеллекта положил начало для более глубоких исследований в области невербальных способов оценки социального интеллекта [4].
Несмотря на активные исследования в области интеллекта, понятие «эмоционального интеллекта» как категории психологии личности, впервые прозвучало лишь в 1964 году в работе Майкла Белдока «Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication». А затем в 1966 году и в работе Б. Лойнера «Emotional intelligence and emancipation», тем самым указав новые направления в изучении социально-эмоциональной сферы психики человека.
Однако наиболее популярным термин «эмоциональный интеллект» стал только в 1990 году, после того, как американские психологи П. Саловей и Дж. Майер применили его для обозначения особого комплекса психических свойств, включающих умения анализировать и регулировать собственные чувства и эмоции, способность к эмпатии [7].
То есть, эмоциональный интеллект, с точки зрения, выше указанных учёных, рассматривается как одна из разновидностей социального интеллекта.
Значительным шагом в изучении проблемы эмоционального интеллекта стали научные работы Д. Гоулмена. В 1995–1998 годах в своих исследованиях эмоционального интеллекта он показал, что успех в жизни человека определяется такими особенностями его разума, которые обуславливают способности к самопознанию, саморегуляции, эмоциональному самовыражению, чуткому пониманию состояний других людей. Д. Гоулмен утверждает, что множество решений, которые приходится принимать человеку в своей жизни, становятся наиболее успешными в случаях, когда процессы выбора и принятия сопровождаются не только логическим анализом, но и имеют эмоциональную окраску, своеобразный «эмоциональный вес», ограничивая тем самым область выбора в пользу оптимального решения. Отсюда, уровень развития эмоционального интеллекта влияет на уровень жизненной успешности человека [5].
Базовым компонентом эмоционального интеллекта Д. Гоулмен определяет такое качество личности, как эмпатия. Причём, эмпатия понимается им, как один из факторов выживания, врождённое свойство человека.
Таким образом, по мнению Д. Гоулмена, от степени развития эмпатии, как базового компонента эмоционального интеллекта, зависит умение быстрого и правильного оценивания ситуации и нужного реагирования на неё.
Исходя из этого, становится ясным, что «развитие эмоционального интеллекта имеет нередко гораздо более весомое значение, чем предполагали до этого ученые» (А. Б. Абибулаева, Г. А. Наби) [1].
Другими словами, умение взаимодействовать с окружающими (общение) имеет не менее важную роль в жизнедеятельности человека, чем уровень умственных способностей (коэффициент IQ), образование или практический опыт.
В работах И. В. Андреевой мы также находим, что эмоциональный интеллект (EQ) «является гораздо более важным фактором, который способствует успеху человека, чем «обычный» интеллект – IQ. Именно благодаря ему личность имеет возможность стать крупным бизнесменом, топ-менеджером и эффективным политиком» [2].
Проблема эмоционального интеллекта поднимается в ряде исследований таких отечественных и зарубежных учёных, как А. Б. Абибулаева, Д. Г. Наурзалина, А. А. Карабалина, Д. В. Люсин, В. В. Овсянникова, Т. А Сысоева, Д.И. Матренин и многие другие.
А. Б. Абибулаева исследовала «связь уровня развития внутриличностного эмоционального интеллекта студентов, а именно будущих социальных педагогов с проявлением низкого или высокого уровня академической прокрастинации» [1].
Д. Г. Наурзалина, А. А. Карабалина в своих исследовательских работах по развитию профессиональных сторон личности будущих психологов-педагогов доказывают, что эмоциональный интеллект является одним из условий формирования гармоничного специалиста.
Г. Г. Гарскова конкретизирует собственное понятие «эмоциональный интеллект и трактует его, как способность понимать отношения личности, репрезентуемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального синтеза и анализа» [3].
Эмоциональный интеллект, как отмечает М. А. Манойлова, «характеризуется как целостность, единство когнитивных, эмоциональных и регуляторных функций, отражает диалектическое единство аффекта и интеллекта в познании и деятельности», тем самым обеспечивая «успешность межличностного взаимодействия и личностное развитие человека» [7].
Х. Вайсбах и У. Дакс под эмоциональным интеллектом понимают «совокупность способностей, на которые опирается социальная компетентность, и как способность «интеллектуально» управлять своими эмоциями» [9].
В. В. Овсянникова и Т. А. Сысоева, в своей работе по исследованию эмоционального интеллекта как коррелята скорости переработки эмоциональной информации опирались на интегрированное определение эмоционального интеллекта. Они отмечали, что «изучение когнитивных коррелятов эмоционального интеллекта является важным этапом в понимании того, чем, в действительности, является эмоциональный интеллект и, каковы причины индивидуальных различий людей по этой характеристике».
Отсюда, можно заключить, что в психологии личности существует большое количество подходов, теорий и эмпирических исследований, характеризующих область изучения эмоционального интеллекта, поэтому становится ясным, что данная психологическая категория до конца ещё не изучена.
Конкретизируем существующие и наиболее популярные направления в изучении эмоционального интеллекта личности:
- эмоциональный интеллект раскрывается как когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации;
- эмоциональный интеллект рассматривается как совокупность когнитивных способностей и личностных характеристик;
- эмоциональный интеллект характеризуется средствами некогнитивных способов познания и управления окружающей действительностью.
Необходимо отметить, что большинство исследователей рассматривают эмоциональный интеллект через призму индивидуальных особенностей личности, в частности, как специальные высшие интеллектуальные способности.
В нашей работе мы придерживаемся следующего определения: эмоциональный интеллект – это когнитивная «способность идентифицировать и выражать эмоции, управлять своими чувствами, мышлением и поведением», и, также, это возможность использовать чувство в качестве «движущей силы мысли и действия» (М. А. Майнолова, Е. С. Иванова).
Так как эмоциональный интеллект характеризуется нами как категория психологии личности, возникает вопрос: какие же факторы отличают человека с развитым эмоциональным интеллектом?
Обратившись к научно-исследовательской литературе (Л. В. Лазарева, С. Ж. Зейнолла, Н. Г. Черкасова, М. А. Холодная, Е. М. Павлова и др.) и, проведя её анализ, мы смогли выделить наиболее значимые факторы поведения человека, указывающие на эмоциональный интеллект.
К ним относятся:
- во-первых, высокий уровень овладения социальными знаниями, умениями и навыками (например, развитые коммуникативные способности и высокий уровень ответственности за свои действия);
- во-вторых, устойчивая динамика развития высших эмоций и чувств: включение в сферу эмоциональных переживаний новых объектов, предметов, событий, людей; повышение уровня осознания, управления и контроля своих чувств; постепенное включение в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм – совести, порядочности, долга, ответственности и пр.
- в-третьих, способность реалистичного оценивания и позитивного принятия не только окружающей среды, но и себя, как личности (например, самокритичность и юмор);
- в-четвёртых, умение определять жизненные приоритеты и, в соответствии с ними, находить внутренние закономерности, цели и мотивы для успешной самореализации в социально неблагополучных условиях.
- в-пятых, непротиворечивость ценностных ориентаций и их направленность на саморазвитие, самовыражение и самоэффективность;
- в-шестых, преобладание личностных качеств, позволяющих поддерживать чувство собственного достоинства на высоком уровне (например, самоуважение и положительная самооценка, устойчивая воля и настойчивость, развитая мотивация достижения успеха).
Резюмируя сказанное выше, необходимо добавить, что основное внимание мы уделили непосредственно понятию «эмоциональный интеллект». Однако путь становления данной категории как самостоятельной единицы в психологии личности заложен в исторически важных для нашего исследования подходах и направлениях. Отметим некоторые из них: субъектно-деятельностный и системный подходы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин и др.); принцип детерминизма (С. Л. Рубинштейн); общая теория способностей (Б. М. Теплов, А. Анастази, В. Д. Небылицын, В. М. Русалов и др.).
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.