Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Наследственное право в эпоху глобальной цифровизации

PP-1-22
Научный мультидисциплинарный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 1
01.01-28.02.2022

Наследственное право в эпоху глобальной цифровизации

Т. В. Коноплянникова, кандидат педагогических наук, доцент,

Е. С. Пышнова, студент,

Оренбургский государственный университет,

г. Оренбург, Россия.

 

Современное развитие отечественного наследственного права характеризуется множеством факторов, но в первую очередь, появлением новых объектов и новых институтов наследственного права (например, наследственного договора, наследственного фонда) и внедрением информационно-коммуникационных технологий в юридическую сферу [3]. Наследственное право в юридической науке является наиболее стабильным и консервативным институтом, но вместе с тем вышеуказанные факторы заставляют его изменяться в русле потребностей информатизации гражданских правоотношений.

Первый шаг на пути к цифровизации наследственного права – это решение проблем наследования цифровых активов, к которым следует отнести: токен, криптовалюту, доменное имя, файлы Micоsоft Оfficе, фото- и видеоматериалы в цифровых форматах, аудиодокументы, аккаунты онлайн-банков, социальных сетей, почтовых сервисов. Финансовый оборот рынков цифровых активов составляет миллиарды долларов, и вместе с тем, он полноценно не регулируется современным отечественным законодательством.

Например, наследовать токены и криптовалюту (если собственник не передает коды доступа) в современных условиях не представляется возможным. Это обусловлено тем, что данные активы приобретаются и реализуются с помощью механизмов распределенного реестра, доступ к которому закрыт для всех, кроме собственников активов. В принудительном порядке также невозможно получить информацию о наследуемых цифровых активах [4].

Нерешенной остается проблема наследования Интернет-аккаунта. В судебной практике зарегистрирован спор. Суть его заключалась в следующем: родители погибшего американского солдата потребовали от почтовой Интернет-службы предоставить им доступ к содержанию электронной почты их сына, на что им было отказано. Спор был разрешен в пользу родителей в судебном порядке, после чего почтовые Интернет-сервисы включили в соглашение с пользователем условие о невозможности наследовать аккаунт после смерти собственника [6]. С нашей точки зрения, такое ограничение представляется необоснованным, но обойти его невозможно в силу отсутствия правового регулирования.

Представленные проблемы наследования цифровых активов некоторым образом пытаются решаться в зарубежном законодательстве: устанавливаются юридические основания и юридический порядок доступа к информационным хранилищам умершего или погибшего наследодателя, формируются специальные информационные реестры кодов доступа к информационным активам. К сожалению, в нашей стране, не предпринимается никаких шагов в этом направлении, хотя федеральным законодательством цифровые права уже легализованы [1].

Поэтому мы можем сделать утешительный вывод, что проблема правового регулирования цифровых прав в российском гражданском законодательстве в ближайшее время начнет решаться.

Следующим пробелом в наследственном праве можно назвать отсутствие законодательного закрепления электронных завещаний, их правового статуса, особенностей составления и осуществления. Следует отметить, что европейское наследственное право уже легализовало данную возможность [5]. Мы пока исходим из императивного правила о том, что нарушение установленных форм завещаний приводит к их недействительности.

Как нам видится, данная проблема также получит свое действенное разрешение в России, поскольку еще совсем недавно невозможно было совершить любую банковскую операцию, уплатить налоги или подать иск без материальной записи. Сегодня все эти операции переведены в Интернет-пространство. Это общемировая тенденция, в рамках которой и должно развиваться наше гражданское законодательство. Первые Интернет-ресурсы, созданные для размещения на них завещательных документов, стали появляться в начале нашего века: необходимо было составить текст завещания, распечатывать, подписывать и удостоверять по правилам, установленным законодательством. Формальные ошибки приводили к ничтожности завещательных документов. В силу этого появилась необходимость легализации электронных завещаний, возможно даже с использованием судебной процедуры.

Смартфоны и социальные сети только усугубили проблемы в данной сфере наследственного права. Сегодня электронные версии завещаний формируются и загружаются с помощью специальных предложений для смартфонов, на YouTube-каналах, с использованием определенного облачного хранилища или просто в памяти своего компьютера.

С одной стороны, такие завещания не могут быть признаны законными, с другой стороны массовый характер данных документов требует их юридической легализации, хотя бы в каждом конкретном эпизоде. В настоящий момент мы можем отметить судебные прецеденты в государствах, относящихся к англо-американской правовой системе (США, Австралия), в европейских странах на государственном уровне обсуждается вопрос признания законными завещательные документы в аудио- и видеоформатах [5].

Пунктом 1 ст. 1124 Гражданского кодекса РФ запрещено составлять завещательные документы, используя технические средства или информационно-коммуникационные технологии [2]. С нашей точки зрения, этот запрет в ближайшее время будет снят, но при этом должны быть выработаны меры по защите от различных рисков при составлении и заключении электронного завещания. К рискам электронных форматов завещаний следует отнести, по нашему мнению, следующие.

Во-первых, в настоящее время не разработан надежный механизм, который способен достоверно подтвердить подлинность завещания, составленного в электронном формате. Мы понимаем, что сегодня и в нашей стране сформированы и запущены в практику различные способы биометрических аутентификаций: отпечаток пальца, отпечаток вены, отпечаток радужной оболочки глаза. Но пока данные способы находятся в стадии экспериментального изучения и апробирования.

Во-вторых, внесение изменений в тест электронного завещания возможно с использованием специальных цифровых маркеров, предупреждающих несанкционированное вмешательство посторонних лиц. Опять же, в настоящее время технически гарантированно защитить текст завещания от действий третьих лиц не представляется возможным, в силу чего требуется разработка специального программного обеспечения для такой защиты.

Нам видится следующий выход из ситуации - для составления и хранения завещательных документов необходимо использование блокчейн-технологий, поскольку именно данные технологии способны подтверждать подлинность завещания. Можно сделать вывод, что технологии блокчейн-завещаний – это одна из основных тенденций развития наследственного права в цифровую эпоху.

Рассмотрим, что из себя представляет блокчейн-завещание. В распределенном реестре (блокчейн) информационные ресурсы (завещательные документы) хранятся в блоках, объединенных в последовательные цепочки. Пользователи блоков самостоятельно размещают, хранят, обрабатывают информацию и производят с ней различные другие действия. Самое важное – в блокчейне отсутствует единый центр управления, контроль со стороны некого центра, таким образом, исключается возможность утечки информации через управленческий ресурс, и кроме того, информационные ресурсы независимы от каких-либо центральных серверов. Таким образом, распределенный реестр связывает транзакции в блоки, далее блоки увязываются друг с другом и служат так называемым константным хранилищем информационных ресурсов, не позволяя фальсифицировать никакую запись в блокчейне.

Таким образом, блокчейн-технологии автоматизируют процессы составления и исполнения завещания, исключают посреднические функции нотариусов и прочих юридических и физических лиц, исключают возможности для фальсификации теста завещания со стороны третьих лиц, полностью скрывают личность наследодателя и состояние его наследуемых имущественных прав.

По желанию наследодателя, его воля может быть нотариально заверена, заверена свидетелями с использованием криптоключей, которые предоставляются самим наследодателем, а также может быть назначен ключевой хранитель, который должен после смерти наследодателя уведомить в Сети всех наследников.

Мы хорошо понимаем, что использование блокчейн-завещаний исключает государственный контроль за соблюдением гражданского законодательства со стороны всех участников процесса наследования. Это может привести к нарушениям прав и законных интересов также всех участников процесса наследования, но, как нам представляется, в первую очередь – прав наследодателя. Следует быть очень осторожным в данных вопросах, скорее всего, необходима разработка юридической концепции, аналогичной концепции виртуальной собственности, которая сделает правовое поле виртуального наследования понятным, прозрачным и действенным.

Таким образом, поскольку цифровые права отнесены к объектам гражданских прав, следовательно, они включаются в наследственную массу, что приводит к проблемам доступа к ним и проблемам точного определения наследодателя. Указанные проблемы возможно разрешать с помощью наследственного договора. Наследственный договор определит объекты наследственного правопреемства (в том числе, и цифровых прав), и каким образом установленные объекты перейдут в собственность наследников.

Применительно к цифровым правам, в договоре должны быть перечислены объекты цифровых прав, их происхождение, место нахождения в Сети; права должны быть конкретно и подробно описаны, должны быть четко зафиксированы криптоключи, коды доступа, владельцы указанных ключей и кодов. Понимая, что наследственный договор – новая конструкция в наследственном праве, и большинство наследодателей предпочитают традиционные завещания, отметим, что наследственные договоры получат широкое распространение при наследовании цифровых имущественных прав.

Библиографический список

1       Баринов, Н.А. Наследование в международном частном праве и сравнительном правоведении / Н.А. Баринов, О.Е. Блинков // Наследственное право. - 2019. ‑ № 1. ‑ С. 33 - 40.

2       Гражданский кодекс Российской Федерации: часть III от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собр. законодательства РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4552. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=320450&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8921758302204397#03178760359392059.

3       О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ. [Электронный ресурс]. -Режим доступа : https://base.garant.ru/72198096/

4       Яценко, Т.С. Наследование цифровых прав / Т.С. Яценко // Наследственное право. - 2019. - № 2. - С. 11 - 14.

5       Яценко, Т.С. Проблемы правового регулирования электронных завещаний в зарубежных странах / Т.С. Яценко // Нотариус. ‑ 2019. ‑ № 7. ‑ С. 42 - 44.

Яценко, Т.С. Наследственное право в цифровую эпоху: вызовы и тенденции развития / Т.С. Яценко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://justicemaker.ru/view-article.php?id=4&art=7408

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии