A. M. Yerokhin, Doctor of Philosophical Sciences, assistant professor,
North Caucasus Federal University,
Stavropol, Russia
Attempts to eradicate religion violently are not successful [1, p. 50–62]. Confirmation of this view comes from the history of the Soviet state which made atheistic education and fight against religion an important component of ideological control over minds of people. Despite religious persecution religious beliefs remained this eventually led to mitigation of these persecutions, and further, after fall of the Soviet regime – to the full rehabilitation of religion [2, p. 49–16]. Now the political elite of the Russian state even tries to draw upon church, having turned Orthodoxy into a certain substitute of the state ideology [7, p. 82–89].
Е. Г. Мартьянова, кандидат философских наук, старший научный сотрудник,
ORCID 0000-0002-0419-8670, e-mail: helena183@yandex.ru,
Е. Н. Чеснова, кандидат философских наук, доцент,
ORCID 0000-0002-2870-5809, e-mail: elenika.nova@yahoo.com,
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого,
г. Тула, Россия
Вера и эсхатология представляют собой сложные и многогранные религиозные феномены, которые никогда не потеряют своей актуальности, так как они связанны с основами миропонимания и формированием мировоззрения, поисками конечного или предельного состояния бытия. Они находят свое выражение в религиозных верованиях, мировоззренческих системах и различных типах культуры. Обращение к вере, религии и всплеск эсхатологические настроений происходит, как правило, в период кризисов, социальных, культурных, политических и других трансформаций, во времена распространения всевозможных угроз природного и техногенного характера, носящих как локальный, так и глобальный характер. Вера и эсхатология, их влияние и специфика всегда занимают особое место не только в религиозной сфере, но находят свое отражение и анализ в философских, этических, психологических, социологических исследованиях. В наше время в условиях реальной угрозы заражения человеческой цивилизации опасными вирусами и начавшаяся пандемия COVID-19 обусловили важность и значимость проведение научных исследований по изучению различных аспектов веры и эсхатологии в различных сферах жизни общества.
О. Н. Демченко кандидат философских наук, доцент,
ORCID 0000-0001-6472-8816, e-mail: demchon@yandex.ru
И. В. Демченко кандидат педагогических наук, доцент,
ORCID 0000-0001-8096-2960, e-mail: lhjy90@yandex.ru
Г. В. Семенов кандидат педагогических наук, доцент,
e-mail: Sg40@mail.ru,
Норильский государственны индустриальный институт
г. Норильск, Россия
На протяжении веков христианство являлось универсальным измерением социальной жизни, обосновывала общезначимые стандарты поведения и мировоззренческие установки. В ходе эволюции христианская религия обобщала и аккумулировала систему взглядов и духовных практик в качестве общечеловеческих ценностей. И сегодня христианство продолжает оказывать воздействие на сознание и поведение более 2 млрд. своих последователей, на общественные и международные процессы. В этой связи анализ проблемы перспектив существования христианства в современном мире может стать ключом к более глубокому пониманию определяющих социально-духовных тенденций развития человеческой цивилизации и путей ее выхода из глобального кризиса.
М. Ш. Усманов, старший научный исследователь,
ORCID 0000-0002-1700-1355,
e-mail: furam@list.ru
Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека,
г. Ташкент, Узбекистан
Гражданское общество имеет много измерений, среди которых особо выделяется культурно-гуманитарное (в частности, по терминологии отдельных западных исследователей – «религиозное и национальное измерение»). В этой связи, одним из актуальных задач изучения гражданского общества остается нахождение ответов на вопросы: какова роль и влияние менталитета, традиций и культуры населения в формировании гражданского общества; как сказываются «цивилизационные, религиозные ценности» в процессах демократизации, взаимоотношениях между народом и государственной властью и т.д.
У. Р. Кушаев, доктор философских наук (DSc),
Узбекский государственный университет мировых языков,
Ташкент, Узбекистан
Современные социокультурные реалии общества показывают непрерывный рост уровня религиозности людей. Религия как одна из форм мировоззрения не только продолжает занимать большое место в жизни социальных субъектов, но и ее функции, которая она выполняет, все больше обогащаются новыми смыслами.
И. А. Дорошин, кандидат философских наук,
ORCID 0000-0002-3884-7659,
e-mail: ivansar@mail.ru,
Саратовский государственный университет
им. Н. Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия
«Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Религиозные общности в сетевых структурах социального порядка: протестная динамика и институциональная устойчивость российского региона» № 17-33-01143».
Говоря о религиозном протесте, как правило, имеют в виду высказывания религиозных лидеров или даже акции протеста «по случаю». Сетевая коммуникация несет протест как постоянную составляющую динамики. Протест, грубо говоря, никуда не девается и вопрос только в векторах – направлениях приложения силы. Политические решения более не решают задачи справиться с протестным настроением, а пытаются его институализировать или просто поддерживать в контролируемом состоянии. Большая часть «айсберга» религиозного протеста слабо исследована. Всегда речь идет о «фундаменталистах», «экстремистах», попытках, так или иначе, маркировать «нечисть» социального мифа. Нашим первым объектом может быть стремление к самоопределению протестных религиозных групп. Вторым объектом – утверждение светской идентичности этических «верующих», превращение религии в социальный проект.
И. Г. Дорошина
Кандидат психологических наук, доцент,
генеральный директор, Научно-издательский центр «Социосфера»,
г. Пенза, Россия
Христианство является самой распространенной религией в мире, его исповедует треть всего населения Земли, в связи с этим очень важным нам представляется вопрос – насколько толерантны идеи, распространяемые данной религией.