Л. А. Кинёва
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина,
г. Екатеринбург, Россия
Осознание глубинной связи между собственной судьбой и судьбой отечественной культуры заставляет нас всё больше обращаться к изучению прошлого своего народа, корней его культуры, памятников старины. Художественная культура Урала является неотьемлемой частью истории культуры России, представляя собой самостоятельное явление, обладающее собственными закономерностями и логикой развития и оказывающее воздействие на весь ход исторических событий.
Л. А. Соловьева
Елецкий государственный университет
им. И. А. Бунина,
г. Елец, Россия
Интерес к проблемам семьи, материнства и демографии резко возрос в современной России, так как экономические и политические преобразования 90-х годов XX века, оказали влияние на институт семьи. Такие негативные явления в сфере брака и семьи как уменьшение числа детей в семье, ослабление родственных связей, увеличение числа разводов и неполных семей, появление девиантных форм семейного поведения стали неотъемлемой частью современных брачно-семейных отношений. Несмотря на то, что институт семьи претерпевает изменения, интерес к семейной теме не утрачивает актуальности. Телевизионные программы («Понять и простить»), телесериалы («Папины дочки», «Воронины», «Как я познакомился с вашей мамой», «Золотая теща», «Счастливы вместе»), рекламные ролики наполнены фамилистической тематикой.
Т. О. Бердник, Д. А. Распопова
Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону, Россия
Театрально-декорационное искусство, или сценография, выполняя задачу художественного решения сценического пространства, включает разработку декораций, костюмов, грима, светового оформления, то есть всех материальных носителей художественного образа спектакля, который создаёт художник-постановщик вслед за замыслом режиссёра.
I. S. Kolesova
Ural State Pedagogical University,
Novouralsk, Russia
The guidelines of the revival of the icon-panting in Russia is closely connected to the name of the Archimandrite Zinon, who was a monk of the the Pskov Dormition Monastery of the Caves. Icon-panting skills and divinity are combined in Zinon’s creative work. For him the icon is not only for copying of the sample, but it can’t exist without living faith experience as it is liturgical. Icon is the fruit of the clerical sobornal consciousness and not the work of personal creation. During his creative hunting Fr Zinon pushes forward to the Orthodox icon-panting source penetrating into the crerical tradition deeply.
S. N. Shumakova
Candidate of Art History, associate professor,
Kharkov State Academy of Culture
Kharkov, Ukraine
Experience shows that the meaning of new movements in art is as – much in the development of original methods of creativity, as in the illumination and deepening of understanding of the entire past in art. The principles of modern art have crystallized in the symbolic school of recent decades; Nietzsche, Ibsen, Baudelaire, later – Merezhkovsky, Ivanov and Bryusov developed the platforms of an artistic credo. This credo is based on the individual statements of the geniuses of the past about the significance of artistic creativity, in which symbolism summarizes and systematizes these statements: symbolism emphasizes the primacy of creativity over knowledge, the ability to transform images of reality in artistic creativity. In this sense, symbolism emphasizes the significance of the form of works of art, in which the pathos of creativity is already displayed in itself; symbolism therefore emphasizes and recognizes the fundamental importance of cultural meaning in its study. A symbol is an image taken from nature and transformed by creativity; a symbol is an image that combines the experience of the artist and features taken from nature. In this sense, every work of art is essentially symbolic. The modern stage art, if it wants development and deepening, cannot remain closed. It must connect itself with the general problems of culture, the reassessment of the philosophical and ethical values of European culture, the growing interest in cultural problems in a new light, compared with the recent past, putting forward the meaning of beauty, and vice versa – the modern stage artist includes cultural problems in his field of interest, and this inclusion unexpectedly connects the interests of performing arts with philosophical and ethical issues.
С. М. Шумакова, кандидат мистецтвознавства, доцент,
Харківська державна академія культури,
Харків, Україна
ХХІ століття затверджує сценічні практики, що відбивають сучасну соціокультурну дійсність, сміливо маніфестують «абсолютну присутність» й шукають експериментальні форми виразності, стало входять в історію світового сценічного мистецтва й можуть навіть видаватися віддаленим від театру, проте тільки на перший погляд. Ці явища порівняно юні, але водночас складні та багатогранні, як сам театр. Їх історія налічує лише десятки років (порівняно з численними сторіччями театру як такого), але за відносно короткий час вони, перебуваючи у неперервному еволюційному процесі, формують очевидні тенденції трансформаційних змін новітнього сценічного мистецтва, які до останнього часу не є достатньо дослідженими, інколи залишаючись поза дослідницькими пошуками. Попри «розпилення» сучасних сценічних форм, безсумнівно, актуальним є їх синтезуюче теоретичне вивчення у всій повноті аспектів, адже навіть лише доторкнувшись до історії сьогоднішнього сценічного мистецтва можна зрозуміти, що в мистецькому житті варіації сучасних практик, новацій і творчих пошуків, займають місце, набагато важливіше, ніж прийнято іноді вважати.
О. Б. Лойко, кандидат искусствоведения, доцент
Белорусского государственного университета культуры и искусств,
г. Минск, Беларусь
Начиная с 1970-х гг. практически во всех видах искусства во многих странах мира развивались идеи гипертрофированной, подчёркнутой повторности элементов композиции. Повтор как одно из важнейших свойств художественного мышления эпохи постмодернизма стал смысловой и структурной основой ряда произведений искусства, в организации которых используются повторяющиеся однотипные модули. Идеи повторения художественных моделей прошлого, принципы возобновления, копирования и тиражирования готовых форм определили одно из важнейших положений постмодернистской эстетики о понимании искусства как процесса бесконечного воспроизводства, нескончаемого самоповторения (самодублирования по Ж. Бодрийяру [1, с. 58]). Актуализация принципа повторности в различных современных художественных течениях, акцентирование формообразующей роли повтора в организации художественного целого во многом также обусловливается рационализмом и прагматизмом постиндустриального мироощущения западной культуры, идеями механистичности и массового, конвейерного производства унифицированной продукции.
Ф. С. Юзкеч докторант,
Азербайджанской государственной академии художеств,
г. Баку, Азербайджан
В связи с решительным проникновением в искусство импрессионизма, а затем распространением и других систем изображения, называемых «Парижской школой», в первом десятилетии ХХ столетия позиции академизма пошатнулись. Под их влиянием появляются художественные объединения, провинциальные варианты основных течений западноевропейского модернизма.
С. И. Чабаева Кандидат педагогических наук, доцент,
Ю. С. Липатова Студент,
Самарский государственный социально-педагогический университет,
г. Самара, Россия
На современном этапе развития российского общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из приоритетных. Возрождение патриотизма как важного ценностного ориентира, направленного на формирование гражданского общества, становится одной из важнейших задач государства.
В Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года отмечается, что приоритетным направлением является развитие системы гражданско-патриотического воспитания [4].
Э. А. Асадова Диссертант,
Бакинская хореографическая академия,
Г. Баку, Азербайджан
Известный режиссер Азербайджанского театра и кино, народный артист СССР, лауреат Госпремии Адиль Искендеров сыграл большую роль в становлении, реорганизации и развитии современного азербайджанского театра. Его режиссерский метод, отличающийся новаторством эстетических взглядов, воплощением качественно новых творческих принципов на сцене надолго определил путь развития азербайджанского театра в середине прошлого века. Это отражалось и в воспитании молодого поколения актеров. «Зная, как неизмеримо много значит для развития отечественного театра смена поколений, Адиль Искендеров воспитывал молодое поколение будущих мастеров сцены на кафедре актерского мастерства Азербайджанского государственного института искусств им. М. А.Алиева. Многие из них пришли в драматические театры страны на смену славным корифеям» [1, с. 12].