Е. В. Звонова Кандидат педагогических наук, доцент,
А. А. Васильева студентка,
Московский педагогический государственный университет,
г. Москва, Россия
Культурно-историческое время – это совокупность культурных артефактов и наших представлений о том, что имеет отношение к актуальной исторической реальности, то есть эпохи, которая имеет место в действительности, соответствует специфическим глобальным параметрам ситуации в мире, стране, к событиям, которые напоминают эту реальность. Культурно-историческое временя относится к духовной сфере исторической эпохи, но это не обязательно ситуация глобального масштаба [2, с. 14].
А. А. Амирова Диссертант,
Азербайджанская государственная Академия Художеств,
г. Баку, Азербайджан
В стадии развития азербайджанской станковой живописи, совпадающей с последним десятилетием XX века, представители художников разных поколений создали запоминающиеся произведения, достигшие уровня художественного образа. Алтай Садыгзаде – один из художников, который демонстрирует преданность своей традиционной манере.
А. Г. Бабаян, кандидат педагогических наук, доцент,
Российско-Армянский университет,
г. Ереван, Армения
В данной статье с позиций современных эстетических и психологических теорий вкупе с описанием собственных творческих находок автор утверждает мысль о том, что узнавание специфики иной культуры, исследование принципов ее эстетического измерения, в частности - овладение универсальным языком китайской кисти, позволяют глубже осмыслить и осознать особенности собственных культурных ценностей, а их сопоставление, принятие разницы между ними делают возможным приобретение новых способов творческого самовыражения и познания себя. Цель настоящей статьи – доказать тезис, гласящий, что путь к себе лежит через накопление знаний, осмысление эмоций и чувств, их применение в какой-либо деятельности. Итак, речь пойдет о китайской живописи, которая может являться средством осуществления диалога культур и создания многомерного поликультурного пространства в образовательном процессе.
Е. В. Машковская соискатель,
Белорусская государственная академия музыки,
г. Минск, Беларусь
Активное возрождение традиций предшествующих эпох – одна из важнейших характеристик музыкального искусства XX века – становится причиной возникновения так называемых неостилей (неоклассицизм, неоромантизм, неофольклоризм). Это способствует возрастанию композиторского интереса к старинным жанрам, временно утратившим свою популярность. Ярким примером этого явления становится обновление и переосмысление барочных вариаций на basso ostinato в музыке XX века.
И. Н. Карачаров кандидат искусствоведения, доцент,
Т. И. Карачарова кандидат педагогических наук, доцент,
Белгородский государственный институт искусств и культуры
г. Белгород, Россия
Бурное развитие новых технологий в последние десятилетия двадцатого века обусловило процесс компьютеризации электронного инструментария музыкантов. Появились множество музыкального программного обеспечения: цифровые рабочие звуковые станции, программные синтезаторы, сэмплеры и многое другое.
Проблемам развития музыкального электронного творчества большое внимание уделяется в современной научно-методической и учебной литературе, в которой можно выделить два основных направления. Первое связано преимущественно с изучением электронной аппаратуры – П. Горгсс и А. Мерк, В. Реллин и А. Талер, В. О. Белунцов, Г. В. Богачев, Д. Ю. Дубровский, П. Л. Живайкин [2], P. IO. Петелин и Ю. В. Петелин [4] и др. Во втором внимание авторов сконцентрировано на внимании к теории и практике музыкального обучения – А. Бентин, Р. Браун, С. С. Бажов, Г. Г. Белов, И. Б. Горбунова [1], И.Г. Шавкунов, И. М. Красильников [3] и др.
Ф. Ф. Мамедова, докторант,
ORCID 0000-0002-7500-7835, e-mail: faridaconfidence@mail.ru,
Академии художеств Азербайджана,
г. Баку, Азербайджан
Идентичным параметром в орнаменте тюркоязычных народов является концентрированность определенной семантики в одной орнаментальной единице. Рассмотрим в данном аспекте фигуру ромба и его содержательность как основного орнаментального мотива ромба. Данная фигура имеет особую роль в орнаменте тюркских народов, ибо моделирование основного мотива охватывает всю содержательную плоскость. В результате потенциал универсальных совпадений в орнаментальном искусстве тюркских народов раскрывается как на уровне семантики, так и на уровне формообразования. Как хорошо известно, универсальные принципы художественной выразительности присутствуют во многих образцах орнамента тюркоязычных народов. В этом смысле ромб как знаковая фигура тюркской художественной культуры, определяющая наиболее древний орнаментальный пласт, специфична для многих культур тюркского мира. Исследование данного элемента орнамента позволяет реконструировать связи орнаментальности тюркского мира и на уровне семантики орнамента и на уровне структурных аналогий орнаментального принципа развития. На наш взгляд, подобный подход является оптимальным в рамках сравнительного исследования.
Р. А. Мамедова (Сарабская) доктор искусствоведения, профессор,
ORCİD 0000-0003-3269-8960, e-mail: renasarabskaya@mail.ru,
заведующая отделом «Взаимосвязи искусств»,
Институт архитектура и искусства Национальной Академии наук Азербайджана,
г. Баку, Азербайджан
Существуют разные методы исследования, позволяющие обнаружить интонационно-ритмический корень того или иного мотивно-тематического образования. Существует очень интересная литература о стадиально различных типах музыкального мышления. Есть и различного рода разногласия.
Поскольку существует определенное разнообразие мнений по поводу зарождения ладового чувства, то известную теорию от простого к сложному можно было бы рассмотреть как эволюционную цепочку в развитии жанровой системы азербайджанской народной музыки. Например, от обрядовых и колыбельных, детских песен к развернутым композициям азербайджанского мугама.
М. А. Амирасланов Диссертант,
e-mail: axundi_nigar@mail.ru,
Азербайджанская государственная академии художеств,
г. Баку, Азербайджан
60-е годы прошлого столетия ознаменовались заметным оживлением в изобразительном искусстве Азербайджана. Среди художников, работы которых в тот период привлекали наибольший интерес, был и Джамиль Муфидзаде (1934). Он получил образование по специальности в Азербайджанском государственном художественном училище им. А. Азимзаде (1948–1955) и Харьковском государственном художественном институте (1956–1962), а по возвращении в родной Баку активно участвовал в выставках различного ранга. Его графические работы на различные темы обращали на себя внимание в первую очередь новым подходом к традиционным мотивам. Это ярко проявляется в его сериях табло «Баку – нефтяная столица» (1967–1970) и «Нефть Абшерона» (1967–1975), которые создавались в различных графических техниках, а это позволило изображать характерные черты нефтепромыслов с особым колоритом, в запоминающейся форме. Собственно говоря, художественный взгляд Муфидзаде на нефтепромыслы с их резервуарами и извивами трубопроводов несет в себе элементы лирико-романтической трактовки сурового стиля – ведущего направления в изобразительном искусстве того времени.
И. М. Керимов докторант,
e-mail: Imran.kerimov.65@mail.ru,
Азербайджанская государственная академии художеств,
г. Баку, Азербайджан
Основная масса средневековых керамических памятников была сделана из керамики. С IX века развитие гончарного дела в Азербайджане продолжало расти и наивысшего уровня развития достигло в начале XII–XIII веков. Безусловно, наивысшее развитие глиняной посуды непосредственно было связано с общим экономическим и культурным развитием страны.
В зависимости от способа раскраски, первые средневековые глиняные изделия Азербайджана можно разделить на четыре вида: с резьбой, лепкой, печатью и штамповкой.
Э. М. Арслан докторант,
e-mail: nazsigorta@gmail.com,
Азербайджанская государственная академия художеств,
г. Баку, Азербайджан
Рассматривая историю турецкого графического искусства, мы видим, что она имеет большое значение в формировании социальных и культурных взаимоотношений, созданных разными странами. Графическое искусство Турции прошло путь своего развития, начиная с простых газетных объявлений и позднее до компьютерных технологий.