Т. А. Минилбаева
Методический центр развития социального обслуживания,
г. Сургут, Россия
Социально-культурные инициативы являются во всём мире элементом «социального капитала», без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства. Исследования показывают, что в странах, строящих демократию, активный экономический рост происходит именно в тех регионах, где есть традиции гражданских объединений и участия в управлении, иными словами, аккумулируется социальный капитал.
Ф. Р. Мадрахимова
Национальный университет Республики Узбекистан,
г. Ташкент, Узбекистан
В настоящее время «массовая культура» как один из видов идеологической угрозы часто упоминается в телевидении, в средствах массовой информации и в научных журналах. Как возникла данная культура, и из чего состоят её истинные цели? Как известно из научной литературы, «массовая культура» («mass culture»), возникла в середине ХХ-го века как понятие буржуазной культуры. А также массовую культуру используют в качестве производства и потребления современной культуры. Эта культура производит стандартизированную, то есть одинаковую продукцию. Вместе с этим массовую культуру изучают как особенную продукцию современной урбанизированной общественной промышленности, которая предназначается для народного потребления, а также изучают не как народный разум, а как культуру торговой промышленности.
П. В. Хрущева
Уральский государственный лесотехнический университет,
г. Екатеринбург, Россия
Каменный лингам, являющийся объектом величайшей святости, более священным, чем любое антропоморфное изображение, на протяжении тысячелетий устанавливается в центре «святая святых» каждого шиваитского храма. Вертикальный камень, который «вырос сам по себе» из земли (svāyambhuva – «самосуществующий»), считается наиболее священным среди лингамов. Лингамом может быть камень продолговатой формы, обкатанный водами реки или сделанный человеческими руками из дерева, камня, глины, драгоценных камней или металлов…
А. В. Сурба
Белорусский государственный университет культуры и искусств,
Республика Беларусь, г. Минск
Прежде чем приступить к изучению знаковых систем и семантических категорий конкретной культуры и эпохи, необходимо дифференцировать систему по принципу понимания. Перцепциальный подход характерен для носителей культуры, и, как необходимое условие, имеет место его постоянное изменение во времени в рамках традиции, сенсуалистически базируясь на архетипических символах. Концептуальный, напротив, характерен выделением идеальных категорий для понимания сущности и базовых принципов развития. Современная рефлексия в отношении изучения древних культур и искусства базируется на концептуальном подходе. Одной из универсальных концептуальных теорий для изучения культуры является семиотика, включающая языки, сигналы, системы культовых действий. Фундаментальное понятие семиотики – понятие знака и знаковой ситуации. Знаком называют материальный объект, который для некоторого интерпретатора выступает в качестве представителя другого объекта. Ситуация использования знака включает три компоненты: сам знак, пользователя знака (интерпретатора) и репрезентуемый этим знаком объект (значение знака) [1].
Т. Т. Курчатова
Якутский государственный университет им. М. К. Амосова,
г. Якутск, Россия
Якуты как народность сформировались на территории Центральной Якутии. Пришлые скотоводы произвели определенные изменения в хозяйственной жизни региона – привели с собой лошадей и коров, организовали сенокосно-пастбищное хозяйство в Якутии.
На территории Якутии сложилась уникальная материальная культура народа, имеющая в своей основе южносибирскую, тюркскую платформу, но существенно изменившаяся под влиянием автохтонной этнической среды, так и в связи с дальнейшим ее приспособлением к местной природной среде [3. С. 13].
Е. А. Куликова
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками, в том числе и славяне. Имя «славяне» происходит от «слова», т. е. славяне – те, кто владеет словом, в отличие от иноязычных племен – «немцев» [2. С.5]. Понятие «язычество» (от слова «языки», т. е. народы, племена) объединяет принцип веры разных народов. Славянское язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы космоса, другие – в Рода (бога плодородия, творца мира) и Рожаниц (богинь плодородия), третьи – в души умерших предков и духов, четвертые – в тотемных животных (предков и защитников человека).
С. Е. Ковалева
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Язык народа – это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определенное влияние и влияет сам на соседние языки. Очень серьезную роль играют в этом вопросе материальные памятники, оставленные древними племенами, т. е. археологические источники. Совокупность многих археологических признаков: веры, обычаев, обрядов, преданий предков, и др. составляет понятие археологической культуры, распространенной в определенном регионе, в определенное время.
Д. С. Василина
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы,
г. Уфа, Башкортостан, Россия
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня помогают многие предметы общеобразовательной школы, однако наиболее полно – уроки «Культура Республики Башкортостан».
А. А. Абдулалиев
Бакинская Музыкальная Академия им. Узеира Гаджибейли,
г. Баку, Азербайджан
Как утверждают исторические, археологические, этнографические, искусствоведческие и фольклорные исследования, древнейшие племена-прародители и предки современных азербайджанских тюрков являлись автохтонным населением Кавказского региона. Они «оставили огромное культурное наследие, которое создавали на протяжении многих сотен тысячелетий, начиная с эпохи древнекаменного века (палеолита) – более чем миллион лет до наших дней» [1. С. 6]. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические, археологические, этнографические, искусствоведческие и культурологические факты, объективно исследованные и анализированные наукой.
А. Н. Маленьких
Пермский государственный педагогический университет,
г. Пермь, Россия
В пространстве современной культуры границы между центром и периферией становятся все более размытыми, подвижными. Культура и искусство регионов зачастую оказываются на уровне самых высоких мировых стандартов. Творческий облик и судьба пермского театра «У Моста» – яркое тому подтверждение.
Родившись в 1988 году как самодеятельный коллектив, он уже в 1992 году обрел статус муниципального, а с 2007 года – областного театра. Невероятная популярность спектаклей этого театра проявляется в активной гастрольной деятельности, его хорошо знают и приглашают для выступлений у нас в стране и за рубежом.