К. Б. Пригожина Кандидат педагогических наук, доцент,
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова,
г. Москва, Россия
Анализ работ отечественных ученых позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существует несколько подходов к изучению и формированию межкультурной компетенции. Эти подходы в большинстве схожи с основными подходами к обучению иностранному языку: культуроведческий / культурологический, лингвострановедческий, социокультурный и межкультурный.
С. В. Никифорова, кандидат культурологии, доцент,
Северо-Восточный федеральный университет
им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия
Ситуация, сложившаяся в первые десятилетия ХХ века, не оставляла традиционной культуре саха (якутов) альтернативы: быть или не быть письменным формам. «Быть» означало расширение горизонтов культурного поля, предоставляло новые технологии, ускоряло динамику культурного роста. «Не быть» вело к стагнации культуры, и это осознавалось каждым этнофором, особенно на фоне реформаторских и революционных процессов в жизни социума конца ХIХ – начала ХХ веков, когда, точно по-Бахтину, на фоне «узнавания себя в глазах другой культуры» культура саха осваивала новые формы. В данной статье мы предлагаем рассмотреть становление письменных форм культуры саха (якутов) на примере истории написания и театральной судьбы первой якутской драмы. Это был момент синтеза вековых фольклорных форм культуры и новых письменных, таких как литература и театр.
Л. В. Дёмина Доктор культурологии, доцент
Тюменский государственный институт культуры
г. Тюмень, Россия
По исследованиям А. ван Геннепа, обряды жизненного циклов отмечают пограничные ситуации в жизни человека, сопровождают всякую перемену места, состояния, статуса, социального положения. Отмечая рубежные между жизнью и смертью ситуации, обряды жизненного циклов регулируют всё дальнейшее поведение центральных персонажей, осуществляют их приобщение к социальным стандартам через механизм включения в определенный социальный статус, с которым связан круг предписываемых обычаем прав и обязанностей. Основной мифологический мотив обрядов перехода – это «умирание» в прежнем качестве и переход в новое состояние, а также переход из своего рода (локуса) в чужой. Так, отмеченные переходные моменты сближают свадьбу с инициациями, в архаических культурах отмечавшими изменение возрастного статуса.
В. А. Москвина Кандидат филологических наук, доцент,
Омский государственный педагогический университет,
г. Омск, Россия
Северные районы Омской области – место компактного проживания белорусов-переселенцев, начавших осваивать эти земли в конце XIX – начале XX вв. О сохранности в данном регионе белорусской культуры свидетельствуют материалы фольклорных, диалектологических, этнографических экспедиций, проведенных омскими и новосибирскими исследователями. Ярким примером бытования белорусской фольклорной традиции является Седельниковский район, где в период с 1951 по 2015 гг. было проведено Омским государственным педагогическим университетом 11 фольклорных экспедиций.
С. В. Аскерова Докторант,
Азербайджанский государственный университет
культуры и искусства, г. Баку, Азербайджан
За всю историю, на протяжении веков, народы, страны мира всегда старались установит связи, сосуществовать в условиях двухсторонних отношений. А это стало возможным в первую очередь из за различия экономических ресурсов отдельных стран, другими словами, появились из за экономических потребностей людей. Анализ исторических источников показывает что, первыми вестниками из страны в страну, из народа в народ, были торговцы, за ними начали свои поездки послы, дипломаты, странники, наконец, в этом направлении сработали постоянные связи.
Н. В. Виницкая кандидат искусствоведения, доцент,
Е. П. Шабалина кандидат педагогических наук, доцент,
Алтайский государственный гуманитарно-педагогический
университет имени В. М. Шукшина, г. Бийск, Россия
Интерес к региональным особенностям национальной культуры определяет ее актуальность. В основе процесса развития личности лежат ценности, которые предполагают осознание национальных культурных традиций, социально значимых мотивов и смысла жизни человека.