Н. А. Ахундова Доктор Философии по искусствоведению, доцент,
E-mail: axundi_nigar@mail.ru,
Азербайджанская государственная академия художеств,
г. Баку, Азербайджан
Архитектурная школа Аррана была одной из первых среди школ в Азербайджане. В то время, когда Азербайджан был частью Арабского халифата, Барда уже был известным городом. О том, что на её территории были возведены выдающиеся памятники архитектуры говорят многие источники. Как было сказано выше в результате сочетания типологических особенностей ислама и архитектурных традиций сформировалась архитектура Азербайджана средних веков. Одним словом, Барда была этапом, в котором азербайджанская архитектура развивалась в новом направлении под влиянием ислама. Архитектурное направление, появившееся в Барде, начинается в процессе образования независимых феодальных государств и укрепления местных традиций в стране. Именно в этих условиях сформировалась Арранская архитектурная школа. Строительная техника, традиции градостроительства в Барде, несомненно продолжились в Гяндже. Широкое строительство начатое в Х веке в Гяндже Шаддадитами, превращает этот город в выдающийся архитектурный центр Азербайджана. Стилевые особенности зарождённые ещё в Барде, более чётко сформировались в Гяндже.
Дж. Т. Джураев, соискатель
ORCID 0000-0002-1360-1281,
e-mail: gulchehra_3@mail.ru
Национальный университет Узбекистана,
Ташкент, Узбекистан
Социокультурное не самопроизвольно, движимо конкретными субъектами. Хотя она по отношению к человеку не нейтрально и «разворачивается» разумом человека, социокультурное поле, с одной стороны и человек – с другой, соопределяются друг другом. По этому поводу, в своё время Э. Гуссерль сказал: «Мир получает весь определяющий смысл равна как и бытийную значимость, только из моего опыта, из тех или иных моих представлений, мыслей, оценок и действий» [6, с. 170].
И. М. Керимов Диссертант,
e-mail: Imran.kerimov.65@mail.ru
Азербайджанская государственная академии художеств,
г. Баку, Азербайджан
Лёгкая добыча такого природного материала, как готовая глиняная масса – привело к раннему и общенародному развитию керамического искусства. Археологические раскопки, проводимые во многих странах, предоставляют благоприятную возможность для изучения этой интересной области человеческого творчества. Керамическое искусство начало формироваться в ранний период человеческой истории, еще с первобытно-общинного строя и нашло своё развитие в эпоху энеолита. Керамические изделия каменного века обжигались сначала на костре, позже в гончарных печах (предполагаемая температура обжига 800–9000 С). Исследование многочисленных отпечатков пальцев показало, что в изготовлении ранних керамических изделий участвовали в основном женщины.
Е. И. Покацкая
Восточно-Сибирский государственный институт культуры,
г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия
Самую суть гуманистической парадигмы, заключенной в идее содействия и изучения взаимной обусловленности гуманизации общества и личностного роста отдельной личности, мы можем видеть в кратком, но емком принципе: «улучшение людей через создание благоприятных условий для их развития» [3, с. 6–7]. Приведенная цитата принадлежит редакторской группе книги А. Маслоу «Новые рубежи человеческой природы», к положениям которой мы часто будем обращаться, потому что есть не теряющая своей актуальности проблематика, поразительная прозорливость автора, его искренность и убедительность, а – главное – верное и самозабвенное служение идее гуманизма, идее Человека.
Е. А. Маслюкова, Магистрат,
Ю. Ю. Шавернева, Кандидат педагогических наук, доцент,
Адыгейский государственный университет,
г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия
Современное общество остро нуждается в людях, предрасположенных к нестандартному, творческому мышлению. Особенно ценится личность, объясняющая иначе, видящая иначе, чем другие; умеющая выделить главное из лежащих на поверхности второстепенных признаков и параметров.
Как показывает анализ, в массовой практике все более широкое применение в качестве способа развития творческих способностей подростков получает использование инновационных технологий.
Н. В. Беленов Кандидат педагогических наук,
Самарский государственный
социально-педагогический университет,
г. Самара, Россия
Этнокультурная самоидентификация личности – по нашему мнению, является основополагающим условием ее духовно-нравственного развития. Данная точка зрения отражена и в федеральном государственном образовательном стандарте для основного общего образования.
Т. И. Карачарова кандидат педагогических наук, доцент,
Белгородский государственный институт
искусств и культуры, г. Белгород, Россия
«Что касается вообще русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях…», – эти слова из письма Петра Ильича Чайковского к Надежде Филаретовне фон Мекк объясняют, почему композитора привлекали уютные сельские поместья, где он находил покой от Москвы и Петербурга, где он мог отдохнуть от напряжённых гастролей, где к нему возвращалось творческое вдохновение. Среди любимых подобных мест (Майданово, Каменка, Вербовка, Низы, Клин) есть и село Уколово. В наше время территориально относится к Губкинскому району Белгородской области, во времена Чайковского – к Обоянскому уезду Курской губернии.
К. Б. Сафонов Кандидат философских наук, доцент,
Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула, Россия
На современном этапе важную роль в повышении эффективности и результативности деятельности хозяйственной организации играет возможность осуществления оптимальной коммуникации как с внешним социальным окружением, так и во внутренней среде. Данный процесс представляется нам чрезвычайно важным, поскольку именно он позволяет передавать необходимую информацию, осуществлять взаимодействие со всеми заинтересованными лицами, продвигая на рынке выпускаемую продукцию и оказываемые услуги, а также способствуя формированию коллектива единомышленников. Все это должно осуществляться с учетом ключевых характеристик современных хозяйственных организаций, функционирующих «в рамках внешних норм социального контроля, реализуя трудовую экономическую деятельность, направленную на достижение целесообразного общественного результата (эффекта)» [1, с. 6].
И. А. Ловакова, М. В. Смахтина,
Т. А. Маслова, преподаватели,
Курский базовый медицинский колледж,
Щигровский филиал,
г. Щигры, Курская область, Россия
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Любой человек стремится быть счастливым, но без здоровья невозможно и счастье. За всю свою историю существования человечество накопило большой опыт сохранения и укрепления собственного здоровья. Нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20–30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
А. В. Сарапулова Кандидат педагогических наук,
Н. С. Меделяева Студент
Филиал,
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова,
г. Белорецк, Республика Башкортостан, Россия
Стремительное развитие межкультурных отношений, миграционные процессы и мировая глобализация делают актуальными вопрос эффективного взаимодействия представителей разных лингвокультур. Наряду с исследованием культурных различий таких факторов, как ценностные ориентации, своеобразие картины мира, специфика национального характера важным становится изучение категории лингвистической вежливости, поскольку именно данный феномен служит регулировщиком межличностных отношений в социуме и определяет уровень эффективности коммуникации. Поэтому пристальный интерес к изучению взаимосвязей языка, культуры, мышления и сознания, обращение к этическим нормам личности в обществе и способам их отражения в языке, моделирование вербального поведения человека в соотнесении с ситуативными культурными факторами вполне оправдан. Об этом свидетельствуют работы многих ученых (Г. В. Елизарова, Т. В. Ларина, Ю. А. Сорокин, С. Г. Тер-Минасова, Н. И. Формановская).