П. В. Хрущева
Уральский государственный лесотехнический университет,
г. Екатеринбург, Россия
Каменный лингам, являющийся объектом величайшей святости, более священным, чем любое антропоморфное изображение, на протяжении тысячелетий устанавливается в центре «святая святых» каждого шиваитского храма. Вертикальный камень, который «вырос сам по себе» из земли (svāyambhuva – «самосуществующий»), считается наиболее священным среди лингамов. Лингамом может быть камень продолговатой формы, обкатанный водами реки или сделанный человеческими руками из дерева, камня, глины, драгоценных камней или металлов…
А. В. Сурба
Белорусский государственный университет культуры и искусств,
Республика Беларусь, г. Минск
Прежде чем приступить к изучению знаковых систем и семантических категорий конкретной культуры и эпохи, необходимо дифференцировать систему по принципу понимания. Перцепциальный подход характерен для носителей культуры, и, как необходимое условие, имеет место его постоянное изменение во времени в рамках традиции, сенсуалистически базируясь на архетипических символах. Концептуальный, напротив, характерен выделением идеальных категорий для понимания сущности и базовых принципов развития. Современная рефлексия в отношении изучения древних культур и искусства базируется на концептуальном подходе. Одной из универсальных концептуальных теорий для изучения культуры является семиотика, включающая языки, сигналы, системы культовых действий. Фундаментальное понятие семиотики – понятие знака и знаковой ситуации. Знаком называют материальный объект, который для некоторого интерпретатора выступает в качестве представителя другого объекта. Ситуация использования знака включает три компоненты: сам знак, пользователя знака (интерпретатора) и репрезентуемый этим знаком объект (значение знака) [1].
М. В. Суменкова
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Алкогольные традиции, привычки и обычаи, веками внедрявшиеся в быт русских людей, в настоящее время превратились в могучую силу, оказывающую огромное влияние на психологию и поведение современных россиян. В России сложился так называемый северный тип потребления алкоголя – эпизодическое употребление крепких неразбавленных алкогольных напитков в больших, «ударных» дозах.
Б. Г. Нугман
Карагандинский государственный технический университет,
г. Караганда, Республика Казахстан
Делая первые шаги в третье тысячелетие нашей эры, мы все чаще оглядываемся назад, стараясь через века узреть, «воссоздать» облик тех, кто в невероятно далекие древние времена жил на просторах Евразии. В наши дни тема кочевого мира зазвучала с новой силой, как «вызов» времени, чтобы пояснить в своих глубинах самоидентификацию настоящего.
Т. Т. Курчатова
Якутский государственный университет им. М. К. Амосова,
г. Якутск, Россия
Якуты как народность сформировались на территории Центральной Якутии. Пришлые скотоводы произвели определенные изменения в хозяйственной жизни региона – привели с собой лошадей и коров, организовали сенокосно-пастбищное хозяйство в Якутии.
На территории Якутии сложилась уникальная материальная культура народа, имеющая в своей основе южносибирскую, тюркскую платформу, но существенно изменившаяся под влиянием автохтонной этнической среды, так и в связи с дальнейшим ее приспособлением к местной природной среде [3. С. 13].
И. Ю. Кураев
Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
В современной науке семья и брак считаются основными «социальными лифтами», благодаря которым индивид или группа индивидов (применительно к семье – дети, родственники, получившие дополнительную возможность благодаря удачному браку одного из своих) совершают социальные перемещения, как правило вертикальные, в обществе. Такие социально-статусные перемещения осуществляются путем предоставления определенного статуса членам семьи, в которую «вливается» индивид.
Е. А. Куликова
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками, в том числе и славяне. Имя «славяне» происходит от «слова», т. е. славяне – те, кто владеет словом, в отличие от иноязычных племен – «немцев» [2. С.5]. Понятие «язычество» (от слова «языки», т. е. народы, племена) объединяет принцип веры разных народов. Славянское язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы космоса, другие – в Рода (бога плодородия, творца мира) и Рожаниц (богинь плодородия), третьи – в души умерших предков и духов, четвертые – в тотемных животных (предков и защитников человека).
Ш. Э. Кулиева
Анкарский университет,
г. Анкара, Турция
Имеется огромный пласт литературы по проблеме полов, которая, однако, не совсем равномерно распределена в исторической хронологии. Интерес к социальному статусу как мужчин, так и женщин формировался в зависимости от конъюктурных колебаний ценностей того или иного пола в общественном сознании. Лидирующее положение того или иного пола определялось в последующем как патриархат или матриархат, что и влияло на формирование соответствующей идеологии и социально-психологических стереотипов о том или ином поле. Исследователи в разные исторические времена, оценивая роль и место в обществе того или иного пола, исходили как раз из подобных стереотипов. Помимо этого, на развитие идей, различных учений и теорий о взаимоотношениях полов влияло развитие тех или иных разделов общественных наук. Все этапы общественного развития последовательно отражают в себе развитие взаимоотношений полов в различных пластах общественного сознания – в научных взглядах, в обычаях и стереотипах, выражавшихся в социальном поведении людей, в идеологемах, в том числе и религиозных, в художественном творчестве.
С. В. Кольчугина
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
В пензенском крае древняя мордва селилась с середины II в. н.э. в долинах рек Оки, среднего течения Волги, Цны, Мокши и Суры. Это была местность с плодородной землей, богатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Вероятно, обилие лесов произвело неизгладимое впечатление на пришлое население, что отразилось в массе топонимических примеров. В частности, можно привести следующие: Вертуновка (село в Бековском районе), Вирга (правый приток Атмиса, бассейн Мокши) – вирхьть значит «лес» (мордва-мокша), Липерка (озеро под Наровчатом) – от мордовского слова лепе (ольховое), Пичелейка (правый приток Няньги, бассейн Узы и Суры) – дословно «сосновая речка)», Поим (Правый приток Вороны, бассейн Хопра) – «Осиновка» и т.д. [5. С. 44, 46, 118, 120].
С. Е. Ковалева
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Язык народа – это история народа. Зародившись в глубочайшей древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает определенное влияние и влияет сам на соседние языки. Очень серьезную роль играют в этом вопросе материальные памятники, оставленные древними племенами, т. е. археологические источники. Совокупность многих археологических признаков: веры, обычаев, обрядов, преданий предков, и др. составляет понятие археологической культуры, распространенной в определенном регионе, в определенное время.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.