И. Г. Дорошина
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Проблема рождаемости в нашей стране на сегодняшний день является одной из важнейших. Демографический спад обусловлен многими причинами: низким уровнем жизни, отсутствием уверенности в завтрашнем дне, невозможностью иметь собственное жилье, увеличением случаев бесплодия и т.д. Но как доказывают ученые, вымирает не только нищая Россия, но и благополучная Европа. В то же время одним из самых плодовитых народов России являются татары, живущие в тех же самых неблагоприятных социально-экономических условиях. Эти факты позволяют нам предположить, что демографический кризис обусловлен в первую очередь этнопсихологическими особенностями семей. Рождение и воспитание ребенка требует наличия стабильной семьи, желающей детей и умеющей их воспитывать. Естественно, молодая семья вряд ли может обладать соответствующим собственным опытом, поэтому ей может помочь опыт старших поколений. Взаимодействие между родственниками разных возрастных групп очень отличается в семьях разных народов. Так же является различным желание иметь детей или, наоборот, жить для себя.
Г.-Р.А.-К. Гусейнов
Дагестанский государственный университет,
г. Махачкала, Россия
Как известно, в отношении тюркоязычных народов, языки которых включаются в (пра)алтайскую общность, традиционно полагают, что они, в том числе кумыки, в Европе являются пришлым, с Алтая, этносом. Соответственно в основе связанных с кумыками этногенетических построений лежит утверждение о том, что данный народ сформировался на местном дагестанском субстрате. Однако ввиду того, что на языковом, историческом и антропологическом материале данная концепция не получила своего подтверждения и была, в сущности, опровергнута [5. С. 80–81], стали привлекаться и генетические данные. Cр. при гаплогруппах кумыков J1 – 25%, J2 – 20%, R1b – 25%, G – 13% , R1а – 12% и J1 – 60%, R1b- 30 % у дагестаноязычных этносов «обращает на себя внимание отсутствие у исследованных кумыков тюркских гаплогрупп: C, Q, N, т.е. гaплогрупп, чаще встречающихся у тюрков, которые, как известно, сформировались в сев. Китае во второй половине I тыс. до н. э.» [4].
Х. Э. Гасанова
Азербайджанский институт учителей,
Мингечевирский филиал,
Азербайджан
Анализ исторического прошлого показывает, что развитие восточной нравственности имело ряд характерных особенностей: общинные отношения требовали создания особой харизмы вокруг отдельных личностей; обожествление царей, героев, богов необходимо было для подражания, людям нужна была вера в героическое в любой ее форме, отсюда – создание сказаний, летописей о правителях, т.е. написание их истории, воплощение их деяний в художественных творениях (поэмах, стихотворениях, музыкальных произведениях); власть передавалась по наследству, отсюда – борьба за престол между родственными ветвями, а также родами и племенами (династиями). Кроме того, важную роль играли нравы на основе обычаев и традиций, складывавшихся в быту, в повседневной жизни. Все это осмысливалось, обобщалось, вкладывалось в государственную идеологию, в сознание людей.
Д. С. Василина
Башкирский государственный педагогический университет
им. М. Акмуллы,
г. Уфа, Башкортостан, Россия
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня помогают многие предметы общеобразовательной школы, однако наиболее полно – уроки «Культура Республики Башкортостан».
А. Ю. Большакова
Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН,
г. Москва, Россия
Неясным в науке о литературе до сих пор остается вопрос о разграничении двух направлений в исследовании изначальных констант художественного творчества: мифологической (ритуальной) и юнгианской (архетипической) критики. Отметим, что не всегда берется в расчет и то, что первая, формирование которой во многом связано с трудом Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» (1890), явно предшествует второй, до некоторой степени составляя ее генезис. Ведь именно миф и порожденные им создания художественного творчества явились предметом психоаналитических размышлений для основателя теории архетипа К. Г. Юнга и его последователей.
М. А. Антипов
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Интереснейшим аспектом общественных отношений древних славян являются традиции взаимовыручки, которые современными исследователями проблем социальной помощи рассматриваются в качестве истоков современной социальной работы и благотворительности в нашей стране. Их формированию и развитию в то время способствовала специфика тогдашнего мировоззрения, которое носило языческий характер. Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не противопоставлял себя космосу, природе, а растворялся в них, становясь таким же целым, как и они. Эта «целостность-принадлежность» достигалась общинным существованием, обрядовой и трудовой деятельностью, которые органично вплетались в контекст природы и космоса. Ощущая «себя принадлежностью целого», человек закреплял в общинных традициях нормы своего существования не только в природе, но и в мире людей: общине или роде, вследствие род или община гарантировали ему защиту и поддержку. Такое мировоззрение продуцировало раннюю форму социальной солидарности, характерную для большинства древних обществ, и названную Э. Дюркгеймом «механической».
А. А. Абдулалиев
Бакинская Музыкальная Академия им. Узеира Гаджибейли,
г. Баку, Азербайджан
Как утверждают исторические, археологические, этнографические, искусствоведческие и фольклорные исследования, древнейшие племена-прародители и предки современных азербайджанских тюрков являлись автохтонным населением Кавказского региона. Они «оставили огромное культурное наследие, которое создавали на протяжении многих сотен тысячелетий, начиная с эпохи древнекаменного века (палеолита) – более чем миллион лет до наших дней» [1. С. 6]. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические, археологические, этнографические, искусствоведческие и культурологические факты, объективно исследованные и анализированные наукой.
М. Демин
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Образование так называемой «Страны городов» – группы укреплённых поселений рубежа III–II – начала II тыс. до н. э., остатки которых исследуются на юге Челябинской области, в прилегающих районах восточного Оренбуржья, Башкортостана и Северного Казахстана, было связано с освоением её населением осёдлого многоотраслевого хозяйства. Оно основывалось на отгонно-придомном скотоводстве, продолжении традиций рыболовства, некотором внимании к земледелию и почти полном отсутствии охоты.
С. Н. Волков
Пензенская государственная технологическая академия,
г. Пенза, Россия
Этногенез в своей основе может пониматься как процесс глобального эволюционизма. Для многих народов, населяющих современный мир, знаковая семиосфера есть связующее звено между родственными народами прошлого и существующими этногруппами настоящего. Можно согласиться с мнением по поводу того, что «…наиболее глобальными явлениями подобного характера в евразийском ареале следует считать перемещение ариев и индославов из приполярных областей в Европу, Сибирь, Индию, которое началось за 40 веков до н.э.» [5. C. 10]. Именно в семиотическом пространстве настоящего проявляется схожесть, к примеру, кельтов и славян, индоариев и скандинавов. Символическое восприятие способствует установлению невидимых связей между объектами окружающего мира в настоящем времени и прошлым (возможно, архаическим) мышлением народов планеты. Можно предположить, что древние символы закрепились в человеческом бессознательном. Для народов современной России образ медведя, к примеру, является своеобразным мифологическим символом. Проводя параллель между данной семантической фигурой в культуре россиян и значением символа «медведь» у кельтов, можно найти антропонимическое сходство через имя Артур. Артур, в переводе с кельтского, по некоторым исследованиям филологов означает «могучий медведь».
М. А. Бутаева
Дагестанский государственный университет,
г. Махачкала, Россия
Дагестан – крупнейшая из республик Северного Кавказа. Столетия Дагестан служил ареной противоборства трех империй – России, Турции и Ирана. Это противоборство осталось в прошлом.
Сегодня имеющая место нестабильность в республике во многом вновь вызвана противоборством трех влиятельных сил. Однако теперь это противоборство внутренних сил; противоборство «трех идей», разделивших дагестанское общество: национальной традиции, Ислама и современной постиндустриальной цивилизации. Это противоборство имеет место на разных уровнях общества и имеет разные грани и разные аспекты.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.