Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 4

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-4-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.10.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Развитие творческой активности студентов в системе организационной культуры современного вуза

Развитие творческой активности студентов в системе организационной культуры современного вуза

В. А. Гарабажий Кандидат социологических наук,

Благотворительный фонд «Русский Силуэт»,

г. Тюмень, Россия

 

Введение. Подготовка специалистов, отвечающих потребностям современного работодателя, требует переориентации системы высшего образования с традиционной методики обучения, основанной на передаче готовых профессиональных знаний, умений и навыков, на методы, способствующие развитию творческого потенциала студентов [1; 7].

В связи с этим одной из основных социальных задач системы высшего образования является формирование творчески активной личности студента. Приоритетную роль в этом процессе играет организационная культура вуза [1; 2; 3].

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена совокупностью следующих факторов:

Во-первых, в результате участия России в Болонском процессе и преобразований в законодательстве об образовании, высшее профессиональное образование перешло на уровневую систему и новые образовательные стандарты третьего поколения. Среди основных принципов федеральных государственных образовательных стандартов обозначены такие как: ориентация образовательного процесса на результат в виде общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; интеграция образовательного и воспитательного процесса в целях развития личности; ориентация на социальный заказ; инновационный характер образования и образовательных технологий, что, несомненно, приведет к преобразованиям в организационной культуре вузов.

Во-вторых, большинство современных вузов не уделяют должного внимания развитию организационной культуры, считая это направление, в отличие от учебной деятельности, второстепенным. В тоже время, организационная культура вуза влияет не только на успеваемость студентов, но и на их творческую активность и способствует ускорению процессов их социальной адаптации на современном рынке труда [4; 5; 6].

В-третьих, студенческое творчество, реализуемое в системе организационной культуры вуза, оказывает влияние на имидж и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Организационная культура вуза обладает специфическими особенностями, обусловленными следующими обстоятельствами:

1) Институт образования имеет высокую социальную значимость. В этом смысле образование, будучи процессом общественного воспроизводства человека, является одним из наиболее укорененных в жизни общества социальных институтов, выступая как совокупность исторически сложившихся и закрепленных, устойчивых и самовозобновляющихся видов социальных взаимоотношений, призванных удовлетворять потребности общества в передаче знаний от одних поколений к другим.

Высокая социальная значимость влечет за собой подчиненность системы образования нормативным требованиям исполнения распространенных в определенном обществе социальных ролей, то есть господствующим в данном социуме культурным стандартам, доминирующей идеологии, этическим принципам и идеалам, политическим установкам и другим детерминирующим социальным факторам, которые находят свое выражение в осуществляемой государством политике в сфере образования [8]. Все это находит отражение в стратегической направленности и организационной культуре вузов.

2) В рамках вуза осуществляют деятельность множество субъектов, существенно различающихся по социальному статусу. Так, если на обычном предприятии субъектами организационной деятельности являются, как правило, сотрудники, то в вузе – это студенты, профессорско-преподавательский состав и сотрудники (управленческий, технический, обслуживающий персонал). Эта особенность имеет несколько аспектов. Во-первых, каждый субъект привносит (напрямую или косвенно) изменения в организационную культуру вуза; во-вторых, отдельные элементы организационной культуры будут по-разному восприниматься (либо не восприниматься вообще) разными субъектами.

3) В силу множества субъектов организационной деятельности, а также многочисленности участников и территориального деления вуза в организационной культуре создаются субкультуры.

4) Нацеленность системы высшего образования на Болонский процесс ориентирует образовательные учреждения на углубление интернационализационных и глобализационных процессов, стирание кросскультурных различий и трансмиссию культур.

Учитывая вышеперечисленные особенности, под организационной культурой вуза предлагается понимать неформализованную или частично формализованную систему ценностей и норм поведения, правил, обычаев и традиций, принимаемых и разделяемых администрацией учебного заведения, педагогическим коллективом и студентами; являющихся продуктом их совместной деятельности; направленных на понимание ими миссии, целей и задач вуза и учебного процесса.

К элементам организационной культуры вуза, учитывая специфику образовательной среды, относятся следующие: 1) система норм и ценностей; 2) морально-психологический климат в коллективе; 3) стратегия, миссия, обычаи и традиции; 4) организация внеучебной работы; 5) организация образовательного процесса; 6) организация воспитательной работы.

Творческая активность студента – это деятельность, направленная на оптимальное раскрытие творческого потенциала, с целью воспитания и развития социально значимых качеств творческой личности.

Творческий потенциал студента – интегративное качество личности, отражающее меру возможностей реализации ее творческих сил, в процессе взаимодействия с субъектами организационной деятельности вуза в рамках организационной культуры образовательного учреждения.

Методика. Исследование проблем развития студенческого творчества в системе организационной культуры современного вуза проводилось на базе трех тюменских вузов: Тюменского государственного университета (ТюмГУ), Тюменского государственного нефтегазового университета (ТюмГНГУ) и Тюменского государственного архитектурно-строительного университета (ТюмГАСУ) в четыре этапа.

Был проведен анкетный опрос 1000 студентов вышеперечисленных вузов с целью оценки их творческой активности и влияния на нее организационной культуры вуза, а также выявления проблем развития студенческого творчества в вузах.

Распределение респондентов по полу, возрасту и семейному положению соответствует общему половозрастному распределению студентов тюменских вузов (девушек, как правило, несколько больше, чем юношей; примерно 95–98 % студентов не имеют собственной семьи). Характерно, что студенты, не имеющие постоянной работы, занимают активную жизненную позицию – примерно одна пятая студентов подрабатывает в свободное от учебы время и в каникулы.

Анализ ответов респондентов об условиях их проживания показал, что большинство из них проживает с родителями (примерно каждый второй), каждый третий – со сверстниками, незначительное количество опрошенных живет собственной семьей (в гражданском браке).

Для полноты исследования респондентам было предложено определить уровень их успеваемости на основе расчета среднего балла по оценкам, полученным за последнее учебное полугодие (допускались приблизительные ответы в рамках предложенного интервала). Как видно из данных табл. 1, средний балл по оценкам наибольшей части тюменских студентов, обучающихся по очной форме, находится в интервале 3,5–4,4.

Результаты. Оценка влияния организационной культуры вуза на творческую активность студентов осуществлялась посредством вопросов анкеты, направленных на:

1) выявление наличия (либо отсутствия) единой стратегии у вуза по развитию творческого потенциала и творческой активности студентов;

2) оценку морально-психологического климата вуза;

3) выявление мотивационно-ценностных установок студентов, направленных на развитие их творческого потенциала в процессе освоения основной профессии;

4) выявление поведенческих установок преподавателей, творческого подхода к учебно-воспитательному процессу, уровня использования ими активных методов обучения.

Большинство студентов полагает, что преподаватели и администрация вузов относятся к студенческому творчеству нейтрально или положительно, при условии, что это не влияет на учебу (71,9 %), не поощряя его специальными бонусами.

Каждый пятый (19,6 %) считает, что администрация вузов и преподаватели поощряют творческую жизнь студентов. Характерно, что большая часть таких студентов учится в ТюмГНГУ, далее идет ТюмГУ, и на третьем месте – ТюмГАСУ.

При этом каждый десятый (8,5 %) отметил негативное отношение преподавателей вуза к студенческому творчеству. Скорее всего, выбирая этот вариант ответа, респонденты руководствовались собственным негативным опытом. Представляется, что такой подход к студенческому творчеству в современном вузе неприемлем.

Отрицательное отношение руководства вузов к студенческому творчеству, как правило, свидетельствует, во-первых, об отсутствии в учебных заведениях единой стратегии развития творческого потенциала студентов, во-вторых, о сохранении среди преподавателей и руководства учебным заведением стереотипа, что «участие в творческих направлениях вуза препятствует учебе».

Из представленных ответов видно, что на дружественную атмосферу взаимопонимания и доверия преподавателей и студентов как на характеристику сформированного в вузе морально-психологического климата указали лишь 15,6 % опрошенных, причем процент студентов, давших высокую оценку своему вузу, значительно выше в ТюмГНГУ.

Большая часть студентов оценивает морально-психологические условия, в которых протекает учебно-воспитательный процесс, нейтрально (65,2 %). Они указывают на нормальные, ровные взаимоотношения с преподавателями и на отсутствие существенных конфликтов.

Вместе с тем, каждый пятый студент (19,2 %) расценивает сложившуюся в вузе обстановку как крайне дискомфортную.

Если говорить об оценке студентами степени влияния морально-психологического климата вуза на развитие творческого потенциала и творческой активности, то большинство респондентов придает этому фактору важное значение.

Можно предположить, что, насколько комфортно чувствует себя студент, настолько он может доверить свои креативные мысли и предложения педагогам и товарищам по учебе, не боясь быть подвергнутым жесткой критике, зависит творческая активность студентов.

Результаты опроса свидетельствуют, что в современных вузах морально-психологическому климату в коллективе уделяется незаслуженно мало внимания. Формирование творческой атмосферы в вузе должно быть обозначено одной из важнейших задач учебного заведения.

Практическая ценность и престиж творческой деятельности оцениваются студентами современных вузов на очень низком уровне. Так, признали занятия научно-исследовательским творчеством интересными лишь 10,8 % респондентов. Еще примерно столько же оценили их как престижные. Каждый шестой (17,4 %) понимает важность этих занятий для освоения будущей профессии и дальнейшего карьерного роста.

Следует отметить, что большинство респондентов оценивает занятия научно-исследовательским творчеством как скучные, неинтересные, не престижные и не заслуживающие внимания (59,9 %).

Несколько лучше обстоит оценка студентами внеучебных форм творчества (участие в клубах, секциях, кружках, студиях и др.). Каждый второй (49,8 %) оценил их как интересные, престижные, а также обеспечивающие более эффективную возможность сделать профессиональную карьеру. При этом, студентов, считающих внеучебные формы творчества скучными, неинтересными и мало престижными, оказалось столько же (50,2 %). В этой связи необходимо обратить особое внимание на повышение престижа творческой деятельности студентов.

На первое место студенты поставили качества преподавателей, связанные непосредственно с владением предметом (высокий уровень владения предметными знаниями, умение объяснить сложный материал).

Существенную роль респонденты отводят таким качествам и личностным установкам преподавателя, как доступность, проявляющуюся в демократизме и простоте общения со студентами, разностороннее общее развитие личности преподавателей, а также справедливая оценка студенческого труда. Примерно половина респондентов указали на значимую роль чувства юмора преподавателя как необходимый элемент творческого его общения со студентами. Наиболее низкий рейтинг получило такое качество преподавателя, как высокая требовательность. Вместе с тем, менее чем одна треть указали на такое качество преподавателя, как умение создать в аудитории творческую, раскрепощенную атмосферу, располагающую к сотрудничеству и доверию.

При оценке творческих установок профессорско-преподавательского состава вузов опрошенные студенты высказались неоднозначно. С одной стороны, высокий процент студентов (41,6 %) полагает, что большинство или, по крайней мере, половина преподавателей вуза, с которыми им пришлось столкнуться в учебной практике, обладает всеми необходимыми качествами для развития творческого потенциала и творческой активности студентов.

В то же время, более половины респондентов считает, что творческий подход к обучению применяют лишь отдельные преподаватели. Из них каждый пятый признался, что подавляющее большинство преподавателей перечисленными качествами личности не обладают.

Анализ ответов респондентов в зависимости от вуза показал, что студенты ТюмГНГУ и ТюмГУ оценивают своих преподавателей значительно выше, чем студенты ТюмГАСУ.

Сравнивая эти показатели с показателями творческой активности студентов исследуемых вузов, представленные в табл. 5, можно сформулировать вывод – уровень творческой активности студентов совпадает с их оценкой организационно-культурной среды вузов (высокая творческая активность студентов ТюмГНГУ соответствует высокой оценке студентами психологического климата, престижности занятий творчеством, а также высокой оценке поддержки со стороны администрации и преподавателей вузов творческой деятельности студентов). И, напротив, низкие показатели творческой активности студентов ТюмГАСУ соответствуют их низкой оценке организационной культуры вуза. Это подтверждает тезис о том, что организационная культура вуза и творческая активность студентов во многом взаимозависимы и взаимообусловлены.

С целью выявления проблем студенческого творчества в исследование был включен блок вопросов, направленных на изучение мнения студентов в отношении перспектив развития студенческого творчества, а именно:

- степени информированности студентов о предлагаемых вузом творческих мероприятиях и программах творческого развития;

- условий, препятствующих занятию студентами творческой деятельностью в вузе;

- предпочтений студентов в отношении занятия ими научно-исследовательской и внеучебной работой.

Одним из вопросов анкеты стал вопрос об условиях, препятствующих участию студентов в творческих мероприятиях, предлагаемых вузом. Этот вопрос был открытым, что позволило с большей полнотой исследовать мнения студентов по данному вопросу.

Значительная часть студентов во всех вузах указала на отсутствие кружков, секций, факультативов, соответствующих реальным запросам студентов. Перечисленные причины следует отнести к «пробелам» в организационной культуре указанных вузов.

Как видно из данных, представленных в табл. 7, каждый четвертый студент (27,1 %) знает о наличии в их образовательном учреждении постоянно действующих кружков (факультативах) научного, художественного творчества, спортивных секциях вуза. При этом лишь 4,8 % студентов отмечают, что они достаточно хорошо осведомлены о направлениях творческого развития студентов в вузе. Подавляющее большинство студентов не имеет представления о творческой жизни своих вузов (81,7 %).

Далее респондентам был задан вопрос: «Какие факультативы, кружки и др. мероприятия, направленные на развитие творческого потенциала, Вам бы особенно хотелось посещать?» При этом респонденты могли выбирать до трех программ.

Анализируя полученные ответы, необходимо отметить следующее. Социально-психологический тренинг как вид развития творческого потенциала оказался самым престижным и значимым для тюменских студентов. При этом такая позиция характерна для респондентов всех трех исследуемых вузов.

Популярность тренингов вполне обоснована. Именно активные формы обучения практическим навыкам, а не прослушивание лекционного материала, вызывает особый интерес у современной молодежи. Более того, психологами и педагогами неоднократно доказано, что при использовании активных форм обучения учебный материал усваивается многократно эффективнее.

Следует также отметить, что в современной молодежной среде идет активная пропаганда самостоятельности, личных достижений и стремлений. Тренинги личностного роста, направленные на развитие нестандартного мышления, умение креативно и творчески мыслить и принимать решения в любой сложной ситуации, необходимы практически каждому молодому человеку.

Кроме того, последнее десятилетие слово «тренинг» активно пропагандируется в средствах массовой информации и этим также обуславливается престиж выбранного направления тюменскими студентами.

Следующие по предпочтительности места среди студентов заняли такие творческие направления как обучающие танцевальные и спортивные кружки (особенно по частоте упоминаний это касалось современных эстрадных танцев), а также вокальные уроки и музыкальные программы (участие в концертах, постановка вокала и т. д.)

Несколько меньшим престижем у студентов пользуется участие в научных олимпиадах, поскольку карьера в научной среде у молодежи не особенно популярна по сравнению с другими направлениями творчества. Тоже можно сказать и об участии в творческой самодеятельности вуза.

Обсуждение. По результатам опроса можно сделать вывод, что на сегодняшний день система развития творческого потенциала и творческой активности студентов вузов является больше формальностью, чем органичной частью организационной культуры вузов.

Выявленная низкая творческая активность студентов вузов г. Тюмени обусловлена, прежде всего, причинами организационного характера: низкой степенью информированности студентов о предлагаемых вузом программах творческого развития; несоответствием программ внеучебной работы социальным запросам студентов; низкой престижностью и социальной значимостью предлагаемых программ.

В ходе опроса студентов были выявлены следующие основные проблемы в организационной культуре, препятствующие развитию творческого потенциала и творческой активности студентов и требующие решения:

- низкий уровень информированности студентов о направлениях творческой деятельности в вузе;

- несоответствие учебных программ и внеучебных мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала и творческой активности, предлагаемых современными вузами, потребностям и запросам студентов;

- низкая престижность научно-исследовательского творчества и предлагаемых вузами программ внеучебной работы;

- практическое отсутствие в преподавательской практике активных методов обучения студентов;

- негативное отношение администрации и преподавателей к участию студентов в творческой деятельности вуза.

Заключение. В заключение необходимо отметить, что в целом респонденты оценивают степень влияния организационной культуры на развитие творческого потенциала и творческой активности достаточно высоко.

Региональным вузам необходимо пересмотреть требования к действующим программам по развитию творческого потенциала и творческой активности студентов. Необходимы новые ориентиры, соответствующие требованиям современных российских реалий, и вызывающие практический интерес у молодежи.

К мероприятиям по совершенствованию организационной культуры вузов, направленным на активизацию студенческого творчества, можно отнести следующие:

1) Меры по улучшению морально-психологического климата как педагогического, так и студенческих коллективов путем проведения: тренингов по командообразованию и управлению конфликтами; совместных (педагог-педагоги; педагог-студенты) выездов на природу, туристических походов, праздников.

2) Меры по повышению квалификации преподавательского состава:

- проведение курсов, направленных на освоение педагогами знаний и навыков применения активных и проблемно-ориентированных методов обучения;

- организация обучающих тренингов.

3) Меры по реализации единой стратегии вуза, обеспечивающие развитие творческого потенциала и творческой активности студентов:

- разработка специальных программ, направленных на повышение творческой активности студентов;

- издание директив, адресованных педагогическому составу, декларирующих стратегию культивирования ценности развития творческого потенциала в студенческой среде;

- активная пропаганда, как среди педагогического состава, так и студентов ценности и престижа студенческого творчества.

Библиографический список

1.  Белоножко М. Л., Шафорост П. О. Студенческое самоуправление как социально-практическая среда развития обучающихся. // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. – 2015. №4. – С. 91–95.

2.  Гарабажий В. А., Устинова О. В. Организационная культура вуза как фактор влияния на развитие творческой активности студентов // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права : материалы международного научного семинара. – Тюмень : Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2013. – С. 10–15.

3.  Ткачёва Н. А. Формирование профессиональных качеств выпускника: антропологический подход // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права : материалы международного научного семинара. – Тюмень : Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2013. – С. 57–61.

4. Устинова О. В., Гарабажий В. А. Ценностные ориентации студенческой молодежи. // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. – 2010. – №4. – С. 203–204.

5.  Фролов С. Ю., Белоножко М. . О подходах к оценке качества в условиях модернизации высшего образования //  Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права : материалы международного научного семинара. – Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2015. – С. 62–65.

6. Хайруллина Н. Г. Социокультурное развитие личности: региональный аспект // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. – №6 (14). – С. 268–270.

7.  Barbakov O. M., Belonozhko M. L., Siteva M. L. Higher education quality management in virtual space of a regional higher educational institution // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – T. 6. – № 3. – C. 249-254.

Gaisina L. M., Mikhaylovskaya I. M., Khairullina N. G., Ustinova O. V., Shakirova E. V. The Role of the Media in the Spiritual and Moral Evolution of Society // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – T. 6. – № 5 S2. – C. 93–101.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии