Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Социосфера. - 2022. - № 4

Научно-методический и теоретический журнал

SF-4-22

русскийрусский, английскийанглийский

21-20.11.2022

Идёт приём материалов

Искусствоведение История Культурология Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Филология Философия Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Научный анализ категории «межкультурная толерантность» в современной науке

Научный анализ категории «межкультурная толерантность» в современной науке

И. Н. Палько

Преподаватель,

Житомирский государственный университет

им. И. Франка,

г. Житомир, Украина

 

Актуальность работы обусловлена поликультурностью украинского общества, при которой ни одну культуру нельзя понять без сравнения и сопоставления с другой, кроме того глобализация приводит к стремительному развитию контактов между представителями различных культур, радикальных межкультурных противоречий, обусловливает потребность в межкультурном взаимодействии, предоставляя им возможность сосуществования, взаимообогащения, что способствует сохранению национального разнообразия, потребности в построении диалога. Современные вызовы общества вносят новые требования в систему образования, предусматривая высокий уровень профессионализма специалистов, в частности, социального педагога - специалиста, который организует взаимодействие образовательных и внеучебных учреждений, семьи, общественного сектора с целью создания в социальной среде условий для социальной адаптации и благополучия детей и молодежи, их всестороннего развития; поддерживает баланс между ответственностью общества перед личностью и личности перед обществом. Таким образом, чтобы социальном педагогу успешно выполнять вышеуказанные задачи, мало обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками, необходимо иметь соответствующие личностные качества, в контексте нашего исследования, речь идет о межкультурной толерантности.

Таким образом, цель статьи состояла в теоретическом анализе категории «межкультурная толерантность» в современной науке и формулировке собственного определение межкультурной толерантности будущих социальных педагогов, необходимого для использования в дальнейших научных исследованиях.

Подчеркнем, что проблемы толерантности находились в поле зрения Т. Алексеенко, О. Беспалько, Н. Заверико, И. Зверевой, А. Капской, А. Олексюк, В. Петрович, С. Савченко, С. Харченко. Среди ученых, которые повлияли на развитие проблематики воспитания молодежи в духе толерантности В. Бочарова, Р. Валитова, Ю. Василькова, Д. Мудрик, К. Пастушенко, А. Рыбак, А. Романчук, В. Ситаров, О. Сухомлинская, а также исследователи И. Бех, С. Демьянчук, В. Рахматшаева, В. Шалин. Выделением видов толерантности занимались В. Лекторский, Н. Маркова, И. Крутова, А. Зимбули, В. Петрицкий, М. Соколов и др. Различные аспекты формирования толерантной личности рассматривались в диссертационных исследованиях А. Карякиной, М. Перепелицына, И. Пчелинцевой, Ю. Тодорцевой, Т. Третьяковой, Я. Долгополовой, А. Заривной, Т. Белоус и др. Исследованием межкультурной толерантности занимаются А. Алешина, Н. Маннанова, Н. Барбелко, В. Томин, М. Такуми, Л. Свойкина, Л. Слобожанкина, Г. Фархшатова и др.

Для нашего исследования знаковая категория - «межкультурная толерантность», что является следствием сужения родового понятия «толерантность» [7, с. 157]. Анализируя научную литературу по теме, можем сделать вывод, что категория «межкультурная толерантность» рассматривается в большей степени с двух позиций: в лингвистическом контексте и как профессиональное качество будущего специалиста.

К примеру, в лингвистическом контексте о межкультурной толерантности Ф. Бацевич пишет как о терпимости, отношение с пониманием (а часто с интересом и симпатией) к имеющимся различий в коммуникативном поведении участников межкультурной коммуникации, которые зависят от различий в родных языках и культурах их носителей [2]. М. А. Маннова определяет межкультурную толерантность личности в педагогическом контексте как ценностное отношение личности к ментальной инаковости «другого», что выражается в признании, принятии и понимании личностью представителей других культур [3, с. 117]. В своем исследовании «Воспитание межкультурной толерантности студентов колледжей в процессе изучения иностранного языка» Н. С. Барбелко рассматривает межкультурную толерантность как интегральную личностную характеристику, которая включает в себя знания, необходимые для осуществления толерантной межкультурного взаимодействия, положительного эмоционального восприятия «другого» как равного, желание и способности общаться с представителями других культур для их взаимообогащения; способности к компромиссу, преодоление противоречий, умение находить общий язык, сдерживать себя, с уважением относиться к языковым, культурным различиям собеседника [1]. Л. Ф. Свойкина, работая над формированием межкультурной толерантности у иностранных студентов-филологов, отмечает, что межкультурная толерантность как личностное качество проявляется в умении находить общий язык с разными людьми в разных ситуациях, в способности находить индивидуальный подход к людям, в способности сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми, в терпимости и естественности в обращении с людьми [6, с. 78—81]. Н. В. Янкина под межкультурной толерантностью понимает уважение и правильное понимание многообразия культур при сохранении положительного образа своей собственной культуры [14, с. 82].

Л. Г. Слобожанкина, работая в области иноязычной подготовки, определяет межкультурную толерантность как комплекс черт и способностей личности, позволяющие ей проявлять терпимость, уважение и доброжелательное отношение к представителям других этнокультурных сообществ и феноменов других этнокультур. Данный комплекс проявляется, во-первых, в понимании значимости культурного «другого», и, во-вторых, - в готовности партнеров межкультурной коммуникации, осознавая собственную культурную идентичность, понять и обозначить активную нравственную позицию (позицию взаимодействия) по отношению к культурному «другому», принимая и уважая его образ мышления, нормы поведения и личную свободу, расширяя, таким образом, свой социальный опыт и приобретая новое культурное достояние [7, с. 23].

Отдельную группу составляют исследования межкультурной толерантности как профессионального качества, в частности, - специалиста социальной сферы. Например, Л. Ф. Суржикова определяет этническую толерантность специалистов социальной работы как личностное новообразование, что составляет в своей совокупности синтез духовно-нравственных и этических основ, специальной ответственности, способности принимать нормы, ценности объекта социальной работы в процессе взаимодействия с ним в рамках нормативно-ролевой модели поведения в поликультурной среде [10, с. 10–11]. Межкультурная толерантность - это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, передача более точной и совершенной информации при уважении к другим народам, преодолении предрассудков и поощрении терпимости. Межкультурную толерантность необходимо рассматривать как часть психолого-педагогических усилий, открытость к другим культурам, национальностям, религиям и др. [9, с. 111].

Таким образом, межкультурная толерантность как качество личности проявляется в принятии статуса многообразия мира, умении проявлять уважение, симпатию, сопереживание, стремление к позитивному взаимодействию с другими, установления и укрепления гармонии и согласия между субъектами различных этносов [8, с. 106]. П. В. Степанов, например, понимает под межкультурной толерантностью способность видеть в «другом» носителя других ценностей, логик, форм поведения, осознание его права быть другим, способность взглянуть на мир с точки зрения другого и своей. К культурным группам автор относит группы, различающиеся по этническим, конфессиональным, гендерными, имущественным и другим признакам [5, с. 172]. Мы разделяем результаты исследований М. П. Таруми, которая отмечает, что на первом месте в приоритетах японской системы воспитания в целом стоит не приобретение знаний, а формирование отношения ребенка, его эмоциональной сферы, сферы чувств. Общая цель воспитания межкультурной толерантности трактуется в японской школе как активное привлечение учащихся к современной и традиционной мировой культуре, обогащение внутреннего мира, развитие навыков ведения диалога, творческого воображения, творческих способностей, воспитание чувства красоты, любви к природе и родному краю, воспитание толерантного мышления и поведения, обусловлено потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в окружающей среде, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов [11, с. 90].

В. В. Томин межкультурную толерантность определяет как способность терпимого восприятия чужеродной культуры - как в общем, так и отдельных ее представителей, другой системы ценностей, иного образа жизни и иного поведения и внешнего вида, непохожих традиций, мыслей и убеждений. Рассматривая данное явление как качество личности, можно говорить о принятии окружающей действительности во всем ее многообразии, об уважительном отношении, соучастии и сопереживании, проявлении положительных предпосылок для установления контактов с другими этносами в условиях гармонии и согласия [12]. Г. И. Пилиева отмечает, что этнотолерантность в рамках социально-педагогического подхода трактуется как интегративное качество личности, является единством внутренних и внешних компонентов, и определяет активную нравственную позицию человека во взаимоотношениях с людьми, независимо от их культурной или национальной принадлежности [4, с. 11].

Проанализируем предложенные выше определения межкультурной толерантности, выделив основные признаки и их распространенность (см. Табл. 1).

Табл. 1.

Анализ определений категории «межкультурная толерантность»

Категор. признак
Вариант трактовки
Распростр.

категор. призн.
еден. испол
(%)
личностный
личностная характеристика, качество, личностное новообразование
5
38,5
комплекс черт личности и способностей, позволяющих проявить терпимость, уважение, доброжелательность
1
7,7
мировоззренческий
ценностное отношение к инаковости «другого» - признание, принятие, понимание
6
46,1
активная позиция (позиция взаимодействия) к культурному «другого», принимать и уважать
4
30,8
осознание собственной культурной идентичности
1
7,7
отказ от мгновенных оценок партнеров
1
7,7
критическое мышление, свободное от стереотипов
1
7,7
синтез духовно-нравственных и этических норм
1
7,7
знаневый
знания для осуществления межкультурного взаимодействия
2
15,4
коммуникативный
толерантность в межкультурной коммуникации
1
7,7
уважение к языковым, культурным различиям собеседника
4
30,8
способность к компромиссу и умение находить общий язык
2
15,4
поведен

ческий
специальная ответственность
2
15,4
эмпатия
2
15,4
способность сдерживать себя во взаимоотношениях с людьми другой культуры
2
15,4
умение вести диалог
2
15,4
терпимое отношение к представителям другой культуры
2
15,4
терпимость, отношение с пониманием к различиям в коммуникативном поведении
1
7,7
 

Таким образом, на основе проведенного анализа и учитывая высокую смысловую нагрузку личностного и мировоззренческого признаков исследуемой категории, сформулируем собственное определение межкультурной толерантности, которое необходимо для наших дальнейших научных исследований. Итак, межкультурная толерантность - это интегративное качество личности, что выражается в ценностном отношении и уважении к инаковости «другого» в языковых, культурных различиях собеседника, в признании, принятии и понимании личностью представителей других культур, при этом осознавая собственную культурную идентичность, проявляя активную нравственную позицию (позицию взаимодействия) к культурному «другому».

По определению Т. В. Третьяковой, толерантность будущего социального педагога - это реализованная готовность к осознанным личностью действий, направленных на достижение гуманистических отношений между ним, как специалистом, и «клиентами». Соответственно, толерантность в профессиональной деятельности будущего социального педагога определяется как способность находить индивидуальный подход к «клиенту» социально-педагогической деятельности, способность адекватно и гуманно обращаться во взаимоотношениях с «клиентами» социально-педагогической деятельности, быть терпимым и естественным в поведении с различными категориями детей и семей «группы риска» [13].

Таким образом, уточняем собственное определение исследуемой категории. Итак, межкультурная толерантность будущего социального педагога - это интегративное качество личности специалиста, который  осознавая собственную культурную идентичность, отражает активную нравственную позицию (позицию взаимодействия) к культурному «другому», выражает ценностное отношение, этические нормы и уважение к инаковости «другого» в языковых, этнических, религиозных, культурных различиях «клиента»; признание, принятие и понимание специалистом объекта социально-педагогической деятельности в процессе взаимодействия с ним. Структура межкультурной толерантности социального педагога может быть представлена в виде взаимосвязанной системы пяти компонентов: аксиологично-мотивационного, когнитивного, деятельносно-практичного, перцептивно-аффективного и оценочно-рефлексивного. Степень их сформированности и интеграции влияет на повышение уровня межкультурной толерантности в целом. Кроме того, межкультурная толерантность как личностное качество не присуща человеку изначально, а должна и может быть специально воспитана, сформирована, поэтому мы рассматриваем толерантность как процесс. Формирование и развитие данного качества осуществляется на протяжении всей жизни специалиста в процессе совершенствования его личности, и в первую очередь, в процессе получения профессионального образования (в т. ч. осознание мотивов, овладение соответствующими компетенциями (знания, навыки, ценности);  развития внутренней активности, накопление опыта и применение всего вышеуказанного в социально-педагогической практике и собственном поведении и т. д.).

Таким образом, исследования в русле данной тематики не исчерпаны, поэтому перспективы дальнейших научных поисков заключаются в изучении эффективности авторской модели формирования межкультурной толерантности будущих социальных педагогов.

Библиографический список

1. Барбелко Н. С. Виховання міжкультурної толерантності студентів коледжів у процесі вивчення іноземної мови: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Умань, 2015. – 20 с.

2.Бацевич Ф. С. Словник термінів міжкультурної комунікації. – К. : Довіра, 2007. – 207 с.

3.Маннанова М. А. Воспитание межкультурной толерантности студентов университета в лингвистическом образовании: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Оренбург, 2010. – 242 с.

4. Пилиева Г. И. Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время вуз: автореф. дисс. канд. пед. наук.: 13.00.02. – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)». – М., 2008. – 22 с.

5. Психологічна енциклопедія / автор-упорядник О. М. Степанов. – К. : Академвидав, 2006. – 424 с.

6.    Свойкина Л. Ф. Формирование межкультурной толерантности у иностранных студентов-филологов // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3. – С. 78–81.

7. Слобожанкина Л. Р. Формирование межкультурной толерантности будущих специалистов в процессе иноязычной подготовки: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования». – Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, Белгородский гос. ун-т., 2006. – 117 с.

8.Солодкая А. К. Готовность участников педагогического процесса к кросскультурному взаимодействию: критерии кросскультурной компетентности и этнической толерантности // Наукові праці [Чорноморського державного університету ім. П. Могили комплексу «Києво-Могилянська академія»]. – 2012. – Т. 188, Вип. 176. – С. 102–107. – (Серія: «Педагогіка»). – Режим доступу до ресурсу: http://nbuv.gov.ua/UJRN/Npchduped_2012_188_176_25.

9. Сторожевых Д. С. Роль толерантности в образовательном процессе // Вестник КРСУ. – 2011. – Т. 11; № 8. – С. 106–112.

10.Суржикова Л. Ф. Формирование этнической толерантности специалистов по социальной работе в вузе: автореф. дисс. на соискание ученой степени к. п. н.: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». – М. : 2009. – 22 с.

11.Таруми М. П. Воспитание межкультурной толерантности школьников Японии на основах интернационализации общества // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 6 (85), ч. 2. – С. 89–94. – (Сер. 1. «Проблемы образования, науки и культуры»).

12.Томин В. В. Формирование межкультурной толерантности студентов как фактор продуктивного кросскультурного взаимодействия [Электроный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 (Ч. 1). – Режим доступа к журн. : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17779.

13.Третьякова Т. В. Структура толерантности как профессионально значимого качества социального педагога // Вестник Амурского государственного университета. – 2011. – Вып. 54. – С. 82–86. – (Серия: «Гуманитарные науки»).

14.Янкина Н. В. Межкультурная толерантность как компонент межкультурной коммуникации // Вестник ОГУ. – 2006. – № 1, Т. 1. – С. 82–88. – (Серия: «Гуманитарные науки»).

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии