Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Функции интерактивных методов обучения в активизации познавательной деятельности студентов музыкальных заведений

Функции интерактивных методов обучения в активизации познавательной деятельности студентов музыкальных заведений

А. Т. Ермуратова,  кандидат педагогических наук,

Д. Оразбекова, старший преподаватель,

Таразский государственный университет

имени М. Х. Дулати,

г. Тараз, Казахстан

 

Важнейшей задачей воспитания в современной школе является привитие школьникам такой эстетической культуры, которая помогла бы им воспринимать и понимать любое другое достояние общечеловеческой культуры и особенно всё её национальное многообразие и получать при этом художественное наслаждение, духовно обогащаться.

В данном направлении одним из наиболее рациональных педагогических условий активизации учебной деятельности студентов музыкальных учебных заведений следует считать внедрение в учебный процесс интерактивных форм и методов обучения, последовательное использование адекватных содержанию инноваций.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что  на современном этапе понятие «инновация» как педагогическая категория и производные от него исследуются в различных аспектах. Так, В. Ващенко В. Ляудис [1], рассматривают инновационные технологии с точки зрения новой образовательной парадигмы; Д. Ахметова, Л. Гурье, С. Исаев, Г. Сейтжанулы [2] исследуют различные аспекты инновационной деятельности в сфере высшего образования; С. Б. Абдыгаппарова [3] анализирует информационные возможности обеспечения инновационной  деятельности; З. Абасов [4], Г. Сибагатова [5]. В. Г. Храпченков, Н. И. Храпченкова изучают теоретические основы профессиональной подготовки учителей к инновационной педагогической деятельности; С.Лактионова [6], С. Тыныбекова [7] дают методологическое обоснование инновационного развития образования; А. Абуов, А. Саипов, А. Турсынбаев [8], А. Маджуга, М. Тусеев, Т. Нурмухамбетова [9] акцентируют внимание на дидактическом аспекте инновационных технологий.

На сегодняшний день широкое признание получило основанное на диалоговых и полилоговых формах общения интерактивное обучение. Интерактивное обучение содействует формированию коммуникативной компетентности студентов. Оно позволяет осуществлять педагогическое взаимодействие на уровне субъектных отношений, активизируя познавательную и профессиональную деятельность участников образовательного процесса.

В интерактивном обучении осуществляются две педагогические задачи: организация общения (интеракция) и достижение результата совместной познавательной деятельности (обучения).

Особое место в системе профессиональной подготовки будущего педагога музыкального образования занимает формирование музыкально-эстетических способностей (интерес, вкус, чуткость к музыке, умение оценивать художественные явления, а также способность восприятия). Однако следует помнить и о том, что для верного прочтения музыкального произведения, уяснения замысла автора необходима общеэстетическая подготовка.

Общеэстетическая подготовка будущего музыканта предполагает знание истории искусств, искусства музыки, изучение творчества известных композиторов, музыкальной культуры разных народов мира. Подобный материал можно получить в готовом виде из различных источников, лекции преподавателя. Но изучение творчества всемирно известных композиторов, принадлежащих к различным направлениям и внесших большой вклад в развитие музыкальной мысли, казахского музыкального фольклора требует творческой активности студентов. Поэтому целесообразно применение на занятиях интерактивного обучения, осуществляющегося через следующие последовательные этапы: формирование эффективных групп; организация учебной деятельности обучающихся в группе; презентация групповых решений; рефлексия прошедшего занятия.

Самым распространенным методом интерактивного обучения является интерактивный диалог. Специфической особенностью интерактивного диалога в обучении является то, что он может развёртываться по разным схемам. Вопрос и ответ могут чередоваться один с другим в определённой последовательности, причём каждый ответ стимулирует постановку очередного вопроса.

Часто встречаются диалоги, в которых на один и тот же вопрос даются разные ответы, а каждый из ответов, в свою очередь, порождает «пучок» вопросов. Одни вопросы являются стержневыми и пронизывают данный диалог насквозь. Они выступают своего рода направляющими диалога. Другие вопросы имеют локальное значение и исчерпываются на промежуточных фазах диалогического общения. Другие вопросы направлены на искомую цель, а другие адресуются субъектами друг другу для прояснения своих личностных позиций. Интерактивный диалог обеспечивает повсеместное использование размышлений (рефлексий) вслух, формулирование активизирующих вопросов, сталкивание мнений различных авторов, противоположные позиции.

Интерактивное обучение способствует повсеместному распространению в педагогической практике стратегии кооперативного обучения. Одной из форм реализации кооперативного обучения является создание эффективных групп, которые принципиально отличаются от традиционных. Специфической чертой эффективной группы является систематическая процедура рефлексии, которая позволяет соотносить новую информацию и имеющиеся знания, вырабатывать собственную позицию, оценку процесса.

Положительная взаимозависимость членов эффективной группы обеспечивает совершенствование коммуникативных способностей  студентов в процессе бесконфликтного обмена мнениями. Неоходимым условием управления процессом обучения и активизиации познавательной деятельности студентов музыкального образования при кооперативном обучении является возможность индивидуального контроля каждого члена эфективной группы. Членами эффективной группы могут быть студенты с разным уровнем подготовки, поскольку в процесе работы акцентируется внимание и на учебной задаче, и на умении работать вместе. Но самым важным в работе эффективной группы можно считать специальное обучение навыкам групповой работы.

В процессе приобщения студентов к музыкальной культуре, обучения игре на музыкальном инструменте, в частности, при изучении музыкально-литературных произведений (песни, кюи, сказки, эпос, легенды) эффективным следует признать использование интерактивных методов обучения.

Можно продемонстрировать использование интерактивного метода при изучении музыкально-литературных произведений казахского музыкального фольклора. Так, на одном из таких занятий следует вспомнитьлегенду «Ақсақ құлан» (Хромой кулан). Там повествуется о том, что сын Джучи-хана был убит на охоте раненым куланом. Отец, предчувствуя недоброе, объявил, что зальет глотку раскаленным свинцом тому, кто принесет ему печальную весть о сыне. Никто не решался сообщить Джучи-хану о случившемся. Лишь один домбрист явился к хану и сказал: «Домбра поведает тебе обо всем». Он сыграл сочиненную им пьесу, которая впоследствии получила название «Аксак кулан». Хан заплакал, ибо музыка рассказала ему о несчастье. Но, оставаясь верным своему слову, он приказал влить расплавленный свинец в домбру, которая стала вестницей гибели сына». Использование легенды приводит к следующему выводу: «Умелое обогащение художественными впечатлениями содействует развитию творческих способностей обучающихся, их активности в искании приемов выразительности». На завершающем этапе занятия целесообразно заполнить следующую таблицу:

Предлагаем вам поспорить с самим собой: подберите три тезиса «ЗА» и столько же «ПРОТИВ» к утверждению: «Перед исполнением кюя «Аксак кулан» кюйши нужно кратко передавать содержание легенды, и это значительно облегчит слушателям усвоение содержания услышанной истории.

ЗА
ПРОТИВ
1.

2.

3.
1.

2.

3.
Таким образом, преимущество интерактивных методов обучения, в отличие от других форм организации обучения, заключается в том, что студент учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля и самоконтроля, развивается критическое мышление и поисковая активность обучающихся.

В условиях учебной кооперации обучение протекает более успешно, чем в условиях конкуренции. Во-первых, повышается уровень осмысления материала; во-вторых, как письменные, так и устные работы отличаются большей логичностью, обоснованностью, аргументированностью; в-третьих, растёт число нестандартных решений; в-четвертых, налицо позитивное отношение к изучаемому материалу; в-пятых, растет готовность не отвлекаться от решаемой задачи.

Технология интерактивного обучения предполагает применение определённых методов, приёмов и стратегий обучения, каждый из которых направлен на раскрытие познавательного потенциала студентов.

Как реализовать все это на практике? В этих целях необходимо активизировать познавательные интересы студентов, стремление знать и чувствовать музыкальное произведение. На наш взгляд, уместно выделить ряд следующих основополагающих принципов, которыми должен руководствоваться учитель музыки:

во-первых, музыкальный материал для изучения на всех этапах музыкального воспитания, включая самый ранний, должен отличаться подлинной выразительностью. При выборе произведений нужно учитывать, что восприятие музыкального произведения во всем богатстве его выразительных оттенков  явление скорее исключительное. Поэтому, не идя по пути сознательного упрощения репертуара, следует подбирать такие произведения, которые, будучи доступны хотя бы для частичного понимания, содержали бы предпосылки к совершенствованию способностей более глубокого проникновения в музыку;

во-вторых, в центре всего процесса музыкального воспитания должен стоять музыкальный опыт. Это альфа и омега музыкального образования. Все виды деятельности – пение, движение под музыку, сольфеджирование, игра на инструментах, импровизация, слушание музыки – равно как и сопутствующий им анализ, всегда должны быть нацелены на развитие эстетического восприятия и отзывчивости, эстетической чувствительности к звуку;

в-третьих, методы, используемые учителем музыки в работе, его речь не должны отвлекать внимание учащихся от эстетических качеств музыки, сосредоточивая его на внемузыкальных моментах. Язык учителя музыки должен быть дескриптивным, но не интерпретирующим. Его задача – высветить музыкально-эстетический смысл произведения, но, ни в коем случае, не вставать между обучающимися и музыкой.

Уникальная природа и ценность музыкального искусства состоит в том, что оно способно представлять человеческие чувства и переживания посредством присущих ему эстетических свойств и, следовательно, является одним из эффективных средств их познания. «Формирование отзывчивости на эстетические свойства музыки – ключ к познанию субъективной реальности и приоритетная задача музыкального воспитания и образования» [11];

в-четвертых, подготовка студентов музыкального образования будет более эффективной, если в процессе обучения активизируется учебная деятельность студентов с помощью создания различного рода проблемных ситуаций, проблемных вопросов, если формируется познавательный интерес, позволяющий решать вопросы организации потребностно-мотивационной сферы деятельности студента и будущего учителя музыки, если у студентов в процессе обучения формируется и развивается творческий потенциал, направленный на раскрытие творческих способностей будущего учителя музыки [11].

Для человека, стремящегося получить музыкальное образование, вовсе недостаточно технически бойко играть на инструменте: познана и понята должна быть музыка, ее идейно-художественное своеобразие, формирование творческого мышления. А для этого необходимо использование элементов нетрадиционных методов обучения.

Продемонстрируем использование интерактивных методов обучения в процессе изучения казахского музыкального фольклора. В ходе изучения казахского музыкального фольклора можно провести следующую подготовительную работу:

1) изучить монографии П. Аравина «Степные созвездия», А.Жубанова «Струны столетий», А. Затаевича «Исследования, воспоминания, письма и документы», Б. Гизатова «От кюя до симфонии»;

2) найти портреты народных композиторов-домбристов, портреты современных исполнителей их произведений;

3) подобрать записи  произведений домбровой музыки, нотные записи домбровыхкюев;

4) дать задание студентам сделать рисунки к произведениям кюйши;

5) сделать стенд с картой мест, где побывали народные композиторы.

6) дать задание студентам разучить кюи, выучить тематически близкие стихи, подготовить выступления.

На следующем этапе можно предложить следующие виды работ:

1) Вступительная беседа преподавателя о народных кюях, кюях народных композиторов-домбристов с постановкой проблемного вопроса;

2) прослушивание кюев;

3) работа над содержанием кюев:

а) знакомство с историей их возникновения;

б) определение, разъяснение идейного содержания;

в) поиск художественных, изобразительных средств кюя;

г) разбор структуры, определение жанра произведения;

4) повторное прослушивание кюев;

5) беседа с учащимися о впечатлениях, чувствах, зрительных образах, вызванных прослушанной музыкой, эстетическая оценка ее.

И, наконец, на следующем этапе правомерно использование метода мозгового штурма. Для того, чтобы мыслить творчески, необходимо научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это и есть свободное ассоциирование. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это ни казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это получило название «мозгового штурма».

Процедура достаточно интересна. Необходимо разделиться на группы людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему. Так, например, одной из важнейших основ формирования из ученика-инструменталиста широко мыслящего музыканта должно служить разучивание музыкально-литературных произведений  казахского музыкального фольклора. Произведения казахского музыкального фольклора должны проигрываться не только в той тональности, в которой написаны, но и транспонироваться во все другие тональности. В данном случае, группам можно предложить свою версию транспонирования выбранного музыкального произведения, сыграть выбранный кюйи транспонированный вариант. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум. Критика запрещена. Цель – получить как можно больше новых транспонированных вариантов, так как, чем больше вариантов будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей импровизации на заданную тему. Варианты тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей. Тогда студенты скорее поймут своеобразие музыкального творчества казахского народа. Но умение научиться импровизировать придет лишь после хорошего разучивания и исполнения музыкально-литературных произведений.

В данной главе  не приводится подробный каталог интерактивных форм и методов обучения. Подчеркнем, что каждый из названных методов требует больших затрат: интеллектуальных, временных, организационных, зачастую – материальных. Однако обратный эффект – возрастание  познавательного интереса, активизация познавательной деятельности студентов, инициативности, творческих потенций, самостоятельности обучающихся, – возмещает эти затраты. Одна и та же методика в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента обучаемых, их общего настроения и психологического климата в аудитории. Результаты, достигнутые педагогами, использующими одну и ту же технологию или методику, будут различными, однако близкими к некоторому индексу, характеризующему рассматриваемую технологию или методику. Иными словами, позитивные результаты, заложенные в целеполагании технологии или методики, при грамотном их использовании, неизбежны.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения в современных условиях способствует активизации познавательной деятельности студентов музыкальных учебных заведений. Главным в концептуальных моделях являются факторы, стимулирующие творческо-познавательную деятельность, активность и самостоятельность студентов в решении проблемных задач.

Спектр применяемых интерактивных методов обучения довольно широк, все они разнообразны по формам и методам разработки и применения. Их разработку и факт внедрения в педагогический процесс следует определить как положительный.

Библиографический список

1.    Сейтжанулы Г., Исаев С. Роль инновационной деятельности высшего образования в обществе // Высшая школа Казахстана = Казакстанжогарымектебi. – 1999.– № 4.– 14–19 с.

2.    Абдыгаппарова С. Б. Информационное обеспечение инновационной деятельности // 1 Саясат. – 2000. – № 12. – 45–47 с.

3.    Абасов З. Подготовка к инновационной педагогической деятельности/1/ Педагогика. – 2002. – № 3.– 106–108 с.

4.    Сибагатова Г. Современные образовательные технологии в профессиональной подготовке учителя // Высшая школа Казахстана. – 2001. – № 2. – 59–62 с.

5.    Храпченков В. Г., Храпченкова Н. И. Теоретические основы профессиональной подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности II Вестник Карагандинского государственного университета / Серия Педагогика. – 2004. – № 3. – С. 49–56.

6.    Лактионова С. Методологические ориентиры, основы и основания инновационного развития образования Республики Казахстан /II Бiлiм = Образование. –2003. – № 3.– 80–83 с.

7.    Тыныбекова С. Инновационные технологии обучения как направление методологических исследований II Высшая школа Казахстана // Казакстанжогарымектебi. – 2003. – № 2. – 76–80 с.

8.    Абуов А., Саипов А., Турсынбаев А. Место технологии учения в структуре инновационных педагогических технологий //1 Высшая школа Казахстана = Казакстанжогарымектебi. – 2004. –№ 3. – 111–116 с.

9.    Маджуга А., Тусеев М., Нурмухамбетова Т. Дидактические основы инновационных образовательных технологий в современном социокультурном контексте // Высшая школа Казахстана = Қазакстанжогарымектебi. – 2004. – № 2З. – 93–99 с.

10. Ажмурат С. А. Духовное развитие учащихся как инновационная технология воспитания II Вестник Казахского Национального университета/. – серия Педагогические науки. – 2004. – № 21. – 117–121 с.

Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности  учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 221 с.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии