Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Педагогические методы и приемы развития у детей понимания эмоций на разных этапах дошкольного детства

Педагогические методы и приемы развития у детей понимания эмоций на разных этапах дошкольного детства

И. О. Карелина, кандидат педагогических наук, доцент,

ORCID 0000-0003-2452-0054,

e-mail: karelinainessa2017@gmail.com,

г. Рыбинск, Ярославская область, Россия

 

Значимость развития у дошкольников понимания собственных эмоций и эмоциональных состояний других людей определяется ключевой ролью этого компонента эмоциональной компетентности в социальном развитии детей, в частности в обработке социальной информации. В этом возрастном диапазоне дети могут надлежащим образом освоить навыки распознавания эмоций и осведомленности о внешних и внутренних причинах возникновения эмоций. Понимание эмоций по лицевой экспрессии и ситуациям их возникновения повышает гибкость дошкольников в интерпретации эмоциональных сигналов в их социальном окружении, что особенно важно для социальной адаптации детей, когда они выходят за пределы семьи и начинают формировать отношения со сверстниками.

Доказано, что дети 3–5 лет с более высоким уровнем эмоциональной осведомленности о себе и других, способные распознать различные эмоции, понять их словесные обозначения и типичные реакции людей в эмоциогенных ситуациях, часто осуществляют выбор адаптивных (неагрессивных) вариантов эмоционального и поведенческого реагирования в сложных, потенциально конфликтных ситуациях взаимодействия со сверстниками и руководствуются в большей степени социально компетентными целями в процессе обработки социальной информации (S. A. Denham, H. H. Bassett, E. Way et al., 2014).

Если принять во внимание эмоциональную чувствительность дошкольников к воздействиям взрослого как носителя форм выражения эмоций и роль педагога в социализации эмоций ребенка, то проблема поиска педагогических способов развития у детей понимания эмоций приобретает особую актуальность.

Современный методический подход к развитию понимания эмоций, реализуемый в разнообразных парциальных программах развития эмоциональной сферы дошкольников, таких как «Я–Ты–Мы» (О. Л. Князева) [7] и других, состоит в использовании игровой и художественно-эстетической видов деятельности как средств обогащения представлений детей об эмоциональном мире человека, а также комплекса наглядных, словесных, игровых и практических методов организации образовательной деятельности по развитию у детей навыков распознавания эмоциональных состояний и эмоциональной осведомленности.

В связи с этим при рассмотрении педагогических способов развития у детей понимания эмоций нам представляется целесообразным опираться на принятую в дошкольной дидактике классификацию методов и приемов обучения [4], в основу которой положены основные формы мышления детей дошкольного возраста, и использовать понятие «метод» в значении способа упорядоченной деятельности педагога и детей, стимулирующей развитие у дошкольников навыков распознавания эмоциональных объектов и осведомленности об эмоциях, а понятие «прием» – как способ педагогических действий в определенных условиях, составную часть метода.

Разумеется, существуют классификации методов и приемов развития у детей понимания эмоций, выстроенные на другом основании. В частности, в основу классификации А. М. Щетининой [5] положены направления педагогической работы по обогащению эмоционально- и социально-перцептивного опыта детей, обогащению словаря эмоций, формированию экспрессивных эталонов и развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников. Каждому направлению работы соответствуют определенные методы и приемы. Так, в качестве основных способов формирования у детей эталонов экспрессии указываются моделирование эмоций, рассматривание графических рисунков различных выражений лиц людей, сравнение способов отображения эмоциональных состояний, показ способов передачи переживаний человека в его позе, привлечение внимания детей к собственному состоянию и переживаниям других детей и пр. Однако очевидно, что эти же методические приемы могут применяться педагогом и в рамках других взаимосвязанных направлений работы по развитию эмоционально-перцептивных способностей дошкольников.

В зарубежных руководствах [8; 10; 11; 12; 13] также рассматриваются разнообразные, преимущественно вербальные и практические способы развития у детей эмоциональной грамотности – способности распознавать, словесно обозначать и понимать собственные эмоции и эмоциональные состояния других людей:

−   обсуждение способов выражения и вербального обозначения эмоций в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций, плакатов с изображениями детей в разных эмоциональных состояниях;

−   беседа с дошкольником о его собственных переживаниях, в ходе которой ребенка просят вспомнить ситуации, когда он испытывал различные эмоции (радость, печаль, страх или злость); представить, что он оказался в этих ситуациях, и попробовать описать собственные переживания, ощущения и изменения экспрессивного поведения;

−   чтение иллюстрированных историй, обогащенных эмоциональной лексикой, с последующим обсуждением эмоциональных состояний и поведенческих проявлений персонажей, раскрывающих их чувства;

−   демонстрация на конкретных примерах алгоритма понимания чувств другого человека и моделирования эмпатических реакций: заметить эмоциональный дискомфорт ребенка; постараться выяснить, что происходит; предположить, что могут чувствовать другие люди в той же ситуации; оценить, в чем нуждается другой человек; постараться утешить или удовлетворить потребности пострадавшего; выразить удовольствие по поводу облегчения состояния или комфорта сверстника;

−   настольные и ролевые игры на вербальное и невербальное выражение эмоций в соответствии с заданным ситуативным контекстом; лингвистические игры с эмоциональными терминами; разыгрывание ситуаций различного эмоционального значения с помощью марионеток или кукол;

−   оказание детям помощи в словесном обозначении эмоций, распознавании экспрессии (лицевой, телесной, вокальной) и ситуации как значимых сигналов эмоций; в осознании субъективного характера эмоциональных реакций окружающих и взаимосвязи мыслей и эмоций.

Признавая практическую ценность и возможность использования в совместной образовательной деятельности с дошкольниками перечисленных способов развития у них навыков распознавания, вербализации эмоций и эмоциональной осведомленности, представим общую классификацию педагогических способов развития у детей понимания эмоций (таблица 1) [3].

Таблица 1

Педагогические методы и приемы развития понимания эмоций у дошкольников

Классификация методов и приемов
Общая характеристика способов образовательной деятельности педагога с детьми
Наглядные
Цель: сформировать у детей представления об эмоциях, навыки распознавания эмоциональных состояний по экспрессивным признакам и анализа причинно-следственных связей эмоционального реагирования.

Методы: наблюдение за особенностями проявления и изменениями эмоционального состояния человека, метод демонстрации (рассматривания) наглядных пособий: пиктограмм, фотографий лиц людей с различными выражениями и т. п.; просмотр мультфильмов и спектаклей.

Приемы: показ способов действий с наглядным материалом, невербальный показ эмоциональных состояний, показ образца рассуждений
Словесные
Цели: актуализировать эмоциональные переживания детей, углубить представления о способах выражения и причинах возникновения различных эмоций.

Методы: беседы об эмоциональных состояниях, о выразительности и изобразительности в произведениях искусства; беседы по сказкам, чтение художественной литературы, где в ярких образах передаются эмоциональные переживания человека; рассказ педагога и рассказы детей, отражающие их эмоциональный опыт.

Приемы: вопросы, конкретизирующие экспрессивные и импрессивные признаки, причины возникновения эмоций изображенного человека, и пр.; указание, пояснение, прогнозирование, вербализация процесса воссоздания эмоции в собственной мимике и позе
Практические
Цель: помочь детям приобрести опыт распознавания и воспроизведения эмоций с помощью вербальных, невербальных и художественных средств.

Методы: моделирование эмоций – экстериоризация эмоциональных состояний человека символическими средствами (зарисовки, схемы, цветоизображения и т. п.); упражнения на воспроизведение, распознавание эмоций и развитие словаря эмоциональной лексики; практические ситуации, направленные на развитие эмоциональной ориентации детей на сверстника.

Приемы: имитирование эмоций изображенного человека, графические зарисовки
Игровые
Цели: заинтересовать детей, актуализировать положительные эмоции, помочь сконцентрировать внимание на дидактической задаче, ориентированной на развитие осведомленности детей об эмоциях.

Метод: дидактическая игра на развитие навыков понимания эмоций по экспрессивным признакам и ситуациям возникновения эмоций.

Приемы: элементы соревнования, прием оживления воспринимаемого персонажа
 

Далее раскроем возрастную специфику, определяющую выбор конкретных педагогических способов и методических приемов развития у дошкольников понимания эмоций на каждом этапе дошкольного детства.

Младший дошкольный возраст.

Дети 3–4 лет успешно различают по схематическим изображениям лицевой экспрессии, фотографиям лиц людей и репродукциям картин эмоцию радости от отрицательных эмоций (гнев, печаль, страх), представления о которых имеют нечеткие границы. Они хорошо дифференцируют ситуации возникновения базовых эмоций по сравнению с социальными и начинают учитывать персонализированную информацию при распознавании эмоций других людей.

В этом возрасте дети способны понять собственные эмоциональные состояния (удовольствие-неудовольствие, радость, грусть, злость, страх) и причины их возникновения, связанные, с одной стороны, с ситуациями общения с родителями, одобрением, одариванием, принятием в группе сверстников; с другой стороны – с ситуациями отвержения, проявления агрессии и т. п. Также дети 3–4 лет демонстрируют осведомленность о некоторых поведенческих стратегиях регуляции отрицательных эмоций.

Ведущая роль в развитии у младших дошкольников понимания эмоций принадлежит наглядным и игровым методам.

Педагог учит малышей замечать ситуации эмоционального дискомфорта сверстников (физическое неблагополучие, неудача в деятельности и др.); побуждает детей к рассматриванию сюжетных картинок, иллюстраций, эмоционально-содержательных панно с изображениями детей, взрослых и сказочных персонажей с различными эмоциональными выражениями; широко использует показ эмоциональных состояний с помощью собственной мимики, пантомимики, а также показ способов действий с наглядным материалом; организует просмотр мультфильмов и кукольных спектаклей, привлекая внимание детей к изменению эмоционального состояния персонажей; проводит дидактические игры на распознавание эмоций («Азбука настроений», «Кубик эмоций» и др.); побуждает малышей к участию в инсценировках и играх-драматизациях по сюжету знакомых сказок.

Из группы методов словесного воздействия, которые также используются в совместной образовательной деятельности воспитателя с младшими дошкольниками для развития у них понимания причин возникновения и внешних проявлений эмоциональных состояний, следует выделить рассказ педагога и чтение художественной литературы. При отборе художественных произведений для чтения и последующего обсуждения с детьми эмоциональных характеристик персонажей педагог руководствуется примерным перечнем произведений детской художественной литературы, указанным в основной общеобразовательной программе дошкольного образования, которую реализует дошкольная образовательная организация.

Обратим внимание, что беседа об эмоциях в этом возрасте выступает как методический прием и сопровождается рассматриванием наглядного материала, раскрывающего особенности внешнего выражения, а также ситуации проявления людьми и сказочными персонажами эмоций радости, печали, гнева, страха.

В ходе рассматривания иллюстраций и чтения художественных произведений создаются благоприятные условия для ознакомления детей со словами, отражающими наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоциональные состояния. С этой целью педагог посредством указаний и вопросов обращает внимание детей на лицевую экспрессию, телесные изменения и ситуацию возникновения эмоции изображенного человека, например: «Ей грустно. В ее глазах слезы, уголки рта опущены. Она упала и ушибла колено»; «Посмотрите на лицо этого мальчика. Как он себя чувствует? Как определить по выражению лица, что ему страшно? Как вы думаете, что с ним случилось?»

Также с детьми 3–4 лет организуются различные виды упражнений: имитационные упражнения на выражение основных эмоций, упражнения на распознавание эмоций изображенного на картинке человека и др. Планируется работа с «Экраном настроения» для упражнения воспитанников в распознавании собственного эмоционального состояния посредством выбора соответствующего графического изображения эмоции, словесного обозначения настроения и причины его возникновения.

Особое внимание уделяется использованию дидактического потенциала практических ситуаций [1], ориентированных на формирование у младших дошкольников практических умений в проявлении эмоциональной отзывчивости к сверстникам. Педагог с помощью кукольного театра демонстрирует детям ситуации эмоционального дискомфорта персонажа, вызванного неуспехом в деятельности (у куклы рассыпаются кубики, она плачет), столкновением малышей из-за игрушки и т. п.; привлекает детей к разыгрыванию ситуаций-инсценировок («театр игрушек»), содержанием которых являются типичные ситуации эмоционального неблагополучия сверстника.

Средний дошкольный возраст.

К 4–5 годам повышается степень точности распознавания лицевой экспрессии отрицательных эмоций, при этом дошкольники успешнее опознают базовые эмоции (радость, печаль, гнев, страх) и нейтральное состояние по схематическим изображениям лица, чем по фотографиям лиц людей.

Дети, опираясь на собственный эмоциональный опыт, успешно выделяют внешние причины эмоционального реагирования людей, осознают зависимость эмоционального состояния человека от степени удовлетворения его желаний, анализируют социальные причины собственных эмоциональных переживаний, в том числе факты нарушения ими или другими людьми правил поведения и моральных норм, и понимают возможность регуляции отрицательных эмоций. В связи с появлением на 5-м году жизни принципиально новой способности сопереживания вымышленным персонажам, дети стремятся соотнести собственные эмоции с различными ситуациями из произведений детской художественной литературы, мультфильмов.

В этой возрастной группе, наряду с использованием педагогом наглядных и игровых методов, возрастает роль практических методов развития у детей понимания эмоций: упражнений на распознавание и соотнесение схематических изображений эмоций и эмоциональных состояний детей, взрослых и сказочных персонажей; упражнений в словесном обозначении эмоций и подборе синонимов к словам-наименованиям эмоций; этюдов на выражение основных эмоций, игр-упражнений на распознавание эмоционального состояния сверстников и формирование гуманного отношения к ним; моделирования эмоций посредством графического изображения лицевой экспрессии, объектов и ситуаций, вызывающих различные эмоции.

К практическим приемам развития у дошкольников навыков распознавания эмоций относятся имитирование ребенком эмоций изображенного человека с помощью собственной мимики и позы, а также графические зарисовки [5] – изображение педагогом в присутствии детей схематичных выражений лицевой экспрессии и поз людей.

Шире используются словесные методы развития у дошкольников осведомленности о внешних проявлениях и ситуациях возникновения эмоций: рассказ, беседа об эмоциональных состояниях и способах эмоционального отношения к сверстникам (доброжелательность, дружелюбие или, наоборот, враждебность); чтение сказок, рассказов, стихотворений, в которых можно проследить изменения эмоционального состояния персонажа. Благоприятные условия для понимания детьми переживаний персонажей и возникновения сопереживания, сочувствия и содействия к ним создаются в ходе бесед по сказкам.

В средней группе продолжается работа по развитию у детей понимания эмоционального состояния сверстника на основе наблюдения за изменениями его экспрессивного поведения (мимика, поза, движения, интонации голоса) и особенностями его деятельности (характер задачи, затруднения, неудачи) для выявления ситуаций, в которых сверстник испытывает эмоциональный дискомфорт, и обучения детей способам проявления эмоциональной отзывчивости.

К 5 годам увеличивается ряд понимаемых детьми эмоций по лицевой экспрессии (радость, печаль, гнев, страх, стыд, вина) и усложняется характер предъявляемого наглядного материала: используются графические изображения эмоций, фотографии лиц детей с разными эмоциональными выражениями; иллюстрации, отображающие взаимосвязь природы и настроения, эмоциональные проявления людей и героев сказок; когнитивные схемы эмоций, включающие ситуацию и эмоциональные проявления одного или нескольких персонажей; серии картинок, отражающих ситуации эмоционального дискомфорта сверстника и реакции детей на его эмоциональное неблагополучие. Также усложняется характер наглядного материала, используемого для организации дидактических игр с детьми 4–5 лет («Собери маску», «Встреча эмоций», «Лото» и др.).

Старший дошкольный возраст.

Основные изменения в понимании эмоций детьми 5–7 лет, наряду с ростом осведомленности в экспрессивных и каузальных компонентах широкого диапазона базовых эмоций, касаются понимания связи эмоций, желаний и убеждений, различий внешних и внутренних эмоциональных переживаний; понимания амбивалентных чувств человека по отношению к разным объектам, социально эффективных способов регуляции отрицательных эмоций (решение проблем, поиск поддержки, дистанцирование) и когнитивной регуляции эмоций посредством изменения целей и мыслей.

В этом возрасте дети осознают, что эмоции являются внутренними состояниями человека, могут установить связи между собственными эмоциональными состояниями, вызвавшими их факторами и действиями, к которым они побуждают, а также учесть персонализированную информацию при прогнозировании эмоциональных реакций других людей.

В старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов в систематизации знаний детей о сущности и причинно-следственных компонентах эмоций и чувств.

Большое место в совместной образовательной деятельности педагога с детьми отводится беседам о радости, печали, страхе, гневе и других проявлениях эмоционального мира человека; беседам о средствах выразительности и изобразительности в произведениях искусства: о музыкальной интонации, колорите в живописи, об изобразительности и выразительности слова в литературе; этическим беседам, углубляющим представления детей о социальных эмоциях (дружба, доброта, обида, ссора, злоба, зависть и др.); беседам по сюжетным картинам, отражающим ситуации эмоционального неблагополучия сверстника и варианты эмоционального реагирования детей; рассказам детей об эмоциональном состоянии изображенного человека или собственном эмоциональном опыте; чтению сказок, рассказов, детской поэзии и сюжетных текстов, которые вводят ребенка в мир переживаний детей и взрослых в социально значимых ситуациях.

Наряду с пояснением педагогом роли интонации, мимики, жеста в создании определенного эмоционального состояния и вербализацией детьми процесса воссоздания эмоции в собственной мимике и позе, в работе со старшими дошкольниками используются словесные приемы прогнозирования эмоциогенных ситуаций и различные вопросы, которые актуализируют представления детей о содержании эмоциональных переживаний («Вспомни, когда ты был так же расстроен. Что тебя расстроило? Как ты выглядел? Что ты чувствовал?»); побуждают к оценке эмоциональных реакций людей с позиции морального выбора («Правильно ли поступили дети? Как выражают сочувствие мальчику его подружки?»); побуждают к сочувствию изображенному человеку, герою художественного произведения («В какие моменты вам было жаль героя? В какие моменты вы радовались вместе с ним? Как бы вы поступили, если бы находились рядом?»).

В образовательной деятельности с детьми 5–7 лет широко применяется метод моделирования эмоций [2; 5]: изображение предметов, вызывающих радость, грусть, страх и другие эмоции; прорисовывание мимики персонажей в ситуациях различного эмоционального значения, конструирование экспрессивных схем лица, «изображение» различных поз человека посредством подвижных картонных, проволочных, пластилиновых фигурок; рисование человека в разных эмоциональных состояниях, выбор цветовой палитры для изображения заданной эмоции или различных по настроению фрагментов музыкальных произведений, создание сюжетных рисунков для «Книги настроений», создание детьми мультфильмов в процессе работы с заготовкой с изображениями главного героя в различных позах с непрорисованной лицевой экспрессией.

Приобретению дошкольниками навыков распознавания эмоций и эмоциональной осведомленности способствует выполнение различных упражнений на соотнесение эталона эмоции с собственным настроением или настроением сверстника, с наглядным материалом, словесным описанием способов выражения или ситуации возникновения эмоции, с фрагментом литературного, музыкального произведения или репродукцией картины; упражнений на обогащение словаря эмоций: придумывание окончания фраз («Мне грустно, когда…», «Я удивляюсь, когда…»), подбор синонимов и антонимов к словесным обозначениям эмоций, сравнение выражения противоположных и близких эмоциональных состояний, придумывание и аргументация названия к эмоционально содержательной картинке.

Также старшие дошкольники могут вести специальный «Календарь эмоций», отражающий их актуальное эмоциональное состояние.

Кроме моделирования эмоций и упражнений на их воспроизведение, распознавание и вербализацию, педагог создает практические ситуации, побуждающие детей к проявлению доброжелательного отношения и внимания друг к другу («Научи своего друга тому, что умеешь сам», «Порадуем заболевшего друга» и др.); проигрывает с дошкольниками конфликтные ситуации взаимодействия со сверстниками и моделирует способы их социально целесообразного разрешения.

В старшем дошкольном возрасте усложняется содержание дидактических игр, в ходе которых дети не просто распознают и называют эмоции по пиктограммам, фотоэталонам и изображениям людей с разными эмоциональными выражениями, но и сравнивают эмоциональные проявления, дорисовывают экспрессивные признаки эмоций, соотносят ситуации и эмоциональные реакции человека, объясняют причины возникновения эмоций, сочиняют истории, дифференцируют гуманные и негуманные поступки («Найди пару», «Дорисуй портрет», «Прочитай письмо» и др.).

В качестве игровых приемов развития у дошкольников понимания эмоций выступают соревновательные элементы – конкурсы, где команды детей участвуют в выполнении различных заданий, изображая эмоции с помощью мимики и пантомимики, идентифицируя эмоции по фотографиям и т. п.; прием озвучивания воспринимаемого персонажа – высказывание детьми свободных суждений от лица изображенного человека, соответствующих его настроению.

С целью формирования у старших дошкольников направленности на партнеров в совместной деятельности педагог может организовать поочередное наблюдение детей за особенностями выполнения сверстниками практических заданий и изменениями их эмоционального состояния [6]. В ходе такого наблюдения ребенок, оценивая количество, скорость и качество выполняемой сверстником работы, может при отсутствии непосредственного восприятия его эмоционального состояния сделать предположение о его настроении, признаках утомления и потребности товарища в помощи.

Используемый в этом возрасте наглядный материал отражает широкий диапазон форм эмоционального реагирования взрослых и детей в разных ситуациях, включая вариативные и амбивалентные проявления эмоций, а также схематические изображения и фотоэталоны эмоций основных (радость, печаль, гнев, страх) и дополнительных модальностей (отвращение, стыд, вина, презрение, удивление, спокойствие, интерес).

В ходе рассматривания репродукций картин и книжной графики старшие дошкольники учатся устанавливать взаимосвязь общего колорита картины и ее звучания по настроению, анализировать экспрессивные признаки и предполагаемые причины возникновения эмоционального состояния изображенного на портрете человека, что в целом способствует усложнению уровня понимания детьми эмоций. По-прежнему значимым является показ образца рассуждений, когда, например, педагог предлагает детям структуру рассказа об эмоциональном состоянии человека: что было, что есть, будет с этим человеком.

Для наглядной демонстрации процесса развития эмоций и чувств героев и развития способности дошкольников к прогнозированию эмоций организуется просмотр мультфильмов и спектаклей с последующей беседой по содержанию, проводится анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий.

Следует особенно подчеркнуть комплексный характер применения указанных методов и приемов развития понимания эмоций у дошкольников разных возрастных групп в контексте общения педагога с детьми. Именно в условиях речевого общения ребенка с другими людьми возникает и развивается весь спектр специфически человеческих эмоций. И здесь на первый план выходят диалоговые формы общения воспитателя с детьми, умение слушать, слышать и услышать, то есть владение техникой активного слушания.

Активное слушание включает собственно слушание и подтверждение услышанного с целью точной идентификации чувств ребенка, полностью исключая предубеждения педагога, возможное несогласие, оценочную позицию и нравоучения [9]. Фокусирование внимания педагога на содержании высказывания воспитанника и его эмоциональном состоянии позволяет ребенку почувствовать собственную ценность и повысить в целом степень взаимопонимания со взрослым. Особенно важно помочь ребенку выразить негативные эмоции без страха осуждения или наказания для предупреждения неадекватных форм эмоционального реагирования.

Техника активного слушания, ориентированная на развитие понимания детьми собственных эмоциональных переживаний, причин их возникновения и способов регуляции эмоций, предполагает использование взрослым следующего алгоритма действий:

-    выбрать место и время, чтобы максимально уделить внимание воспитаннику и сфокусироваться на его проблеме;

-    продемонстрировать интерес к эмоциональным сообщениям ребенка, открытость, безоценочное принятие, уважение;

-    наблюдать за невербальными сигналами поведения ребенка для понимания его скрытых переживаний;

-    невербально отражать эмоциональное высказывание дошкольника, постараться поставить себя на его место и понять его состояние;

-    перефразировать высказывание ребенка, избегая длинных комментариев и злоупотребления утверждениями о причинах возникновения его состояния;

-    время от времени кивать головой, задавать уточняющие вопросы, предупреждая ошибочную интерпретацию сообщения дошкольника;

-    обобщить основные мысли, факты, чувства и дальнейшие действия ребенка.

Такое эмоционально насыщенное взаимодействие позволяет педагогу, наряду с углублением понимания детьми собственных эмоций, решить задачу развития у дошкольников словаря эмоциональной лексики посредством точного словесного обозначения актуального эмоционального состояния ребенка, пояснения значения того или иного эмоционального термина и побуждения ребенка к наименованию и описанию эмоционального переживания.

Ожидаемым результатом участия педагога дошкольной образовательной организации в развитии у детей разных возрастных групп понимания эмоций является расширение диапазона воспринимаемых детьми эмоциональных состояний, развитие навыков вербализации эмоций, усложнение уровня понимания детьми собственных эмоций и эмоциональных состояний взрослых и сверстников по экспрессивным и каузальным атрибуциям. Развитие этих навыков имеет решающее значение для успешной ориентации ребенка в социальной реальности.

Библиографический список

  1. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошк. : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Р. С. Буре и др. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 141 с.
  2. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 127 с.
  3. Карелина И. О. Педагогические основы развития у детей понимания эмоций : учебное пособие. – Прага : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2018. – 129 с.
  4. Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М. : Педагогика, 1980. – 272 с.
  5. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте : учебное пособие. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.
  6. Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспит. дет. сада / под ред. А. Д. Кошелевой. – М. : Просвещение, 1985. – 176 с.
  7. «Я–Ты–Мы». Программа социально-эмоционального развития дошкольников / О. Л. Князева. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 168 с.
  8. Adams S. K., Baronberg J. Promoting positive behavior: guidance strategies for early childhood settings. – Upper Saddle River, N. J. : Pearson / Merrill / Prentice Hall, 2005. – P. 58–59.
  9. Davies L. Educator’s guide to active listening. 7/2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kellybear.com/TeacherArticles/TeacherTip57.html (дата обращения: 10.03.20).
  10. Grazzani I., Ornaghi V. Emotional state talk and emotion understanding: a training study with preschool children // Journal of Child Language. – 2011. – 38 (5). – P. 1124–1139. DOI: 10.1017/S0305000910000772.
  11. Hughes R. J. Helping children understand emotions. 05/12/2009. [Электронный ресурс]. URL: http://missourifamilies.org/features/divorcearticles/divorcefeature2.htm (дата обращения: 10.03.20).
  12. Joseph G. E. & Strain P. S. Enhancing Emotional Vocabulary in Young Children // Young Exceptional Children. – 2003. – 6 (4). – P. 18–26. DOI: 10.1177/109625060300600403.
  13. Moyses K. Help young children identify and express emotions // Michigan State University Extension. 15/08/2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.canr.msu.edu/news/help_young_children_identify_and_express_emotions (дата обращения: 11.03.20).
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии