Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-09.20.22

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-09.20.22

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-09.10.22

ПолитологияПолитология - К-10.05.22

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-09.10.22

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- «Певец» земли родной

FV-4-17
Чешский научный и практический журнал
Filologické vědomosti. - 2017. - № 4
01.08-31.10.2017

«Певец» земли родной

Е. И. Алекумова,  учитель,

e-mail: helen.sun777@mail.ru,

Д. Е. Боева, учитель,

e-mail: kira12387@mail.ru,

Средняя общеобразовательная школа № 98,

 г. Воронеж, Россия

 

Долгие годы из арки одного пятиэтажного дома в центре Воронежа выходил высокий мужчина в больших роговых очках, в неизменной шляпе и с палочкой. Его знали многие в городе, а после выхода в свет повести «Белый Бим Черное Ухо» его узнал весь мир. Гавриил Николаевич Троепольский – писатель, агроном, почетный гражданин города Воронежа.

К настоящему времени в газетах и журналах было опубликовано множество заметок об этом писателе в частности статьи Гамова, Дедкова, Новичихина, Попова, вышел в свет роман-автобиография «Гавриил Троепольский» М. Федорова. Именно они, а также сами произведения Троепольского стали нашими основными источниками информации.

Цель работы – проанализировать жизнь и творчество Г. Н. Троепольского, составить «портрет» Троепольского-человека, Троепольского-агронома, Троепольского-писателя.

Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоcпасское на Елани Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

По обстоятельствам времени Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в 4-х средних учебных заведениях.

Когда в стране началось неспокойное время, гражданская война прошлась по каждой семье. Не была исключением и семья Троепольских. В 1931 году забрали отца Николая, дали ст. 58-10ч. Расстрел. Все это наложило отпечаток на личность Троепольского.

Становление Гавриила Троепольского как агронома началось еще в детстве. В доме Троепольских любили сельский труд – работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. Последовав совету отца, он стал держаться за землю. Хотя устроиться агрономом ему не сразу удалось. У него было желание поступить в летнюю школу, но не прошел из-за проблем со зрением. В одном из близлежащих сел, которое назвали Красной Грибановкой, открывался опорный сельскохозяйственный, туда понадобился агроном по испытанию семян. Здесь и начинается новая жизнь Гавриила как агронома. Сначала он трудился младшим сотрудником, а затем – заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской области опытной станции.

В 1936 году Гавриил Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937 года до января 1954 года он – заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне («Острогожское-9»). Материалы наблюдений селекции в Острогожском сортоучастке Гавриил Троепольский обобщил в нескольких научных работах. Еще в 30-е годы Троепольский начинает вести различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки, картины повседневного крестьянского быта.

Как писатель  же Троепольский по обычным меркам начинал поздно в 47 лет. Хотя в середине 1920-х под сильным влиянием А.Неверова он пишет рассказ (текст его не сохранился). Но своим первым литературным опытам Троепольский не придавал серьезного значения. Веру в писательское призвание несколько укрепило знакомство с прозаиком Н. Н. Никандровым в конце 1920-х в с.Махровка, где Троепольский учительствовал. Никандров посоветовал Троепольскому не бросать писательство.

Но Троепольский был увлечен сельским хозяйством и его первый рассказ «Дедушка» вышел «Литературном Воронеже», подписанный псевдонимом Т. Лирваг (если читать с конца Гаврил Троепольский). Страдающий литературными заимствованиями рассказ тяготел и к назидательности. «Чем больше я перечитывал тогда рассказ, – вспоминал впоследствии Г. Н. Троепольский, – тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу».

Лишь в 1948 году Троепольский решает стать профессиональным писателем, понимая, какую ответственность берет на себя перед Словом, сказанным людям. «Слово должно быть свято, – говорил он, – главное – чтобы оно выражало мысль. А если мысль утопает в многословии, она становится нищенкою духа своего творца».

Гавриил Николаевич – автор таких произведений, как «Дедушка», «Белый Бим Черное ухо», «Земля и люди», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой», «Никишка Болтушок», «Прохор семнадцатый», О «реках, почвах и прочем», «Кандидат наук», очерки, «Легендарная быль», «Митрич», «В камышах», «Чернозем».

30 июня 1995 года умер Гавриил Николаевич Троепольский.

Воронежцы любили и уважали писателя, избрали его почетным гражданином города. 5 сентября 1998 года на проспекте Революции был открыт памятник Биму – литературному герою (авторы Иван Дикунов и Эльза Пак). На тротуаре в самой гуще прохожих сидит стальной Бим, он ищет друга.

А на доме № 8 на улице Чайковского была установлена мемориальная доска, где было написано: «Здесь жил Гавриил Николаевич Троепольский с 1959–1995 гг.».

В городе есть библиотека имени Г. Н. Троепольского, в Подгорном – улица.

Троепольский всегда говорил, что писать надо о том, что хорошо знаешь. А кто лучше агронома мог знать землю, крестьянский труд. Вот почему большинство произведений писателя о том, что близко и дорого его сердцу.

В каждом его произведении большое место уделено родной природе, родной земле. Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое решение.

В литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...»

Красота природы показана в первом опубликованном рассказе «Дедушка». В самом начале автор сравнивает мир природы и мир людей, подчеркивает, что в мире природы гораздо больше гармонии:

«- Чем же, спрашиваю, – человек глупее пчелки?

- Ленивей он на много … а кроме того, всяк наровит только себе в рот, а людям наоборот. Есть и хорошие, но … Всяк свою соплю дороже чужого носа ценит. А пчелка она, брат … скопом, скопом! Человек не может так» [1, c. 103].

В 1953 году выходят «Записки агронома». В них Троепольский показывает многоцветный мир села, заглядывает в душу тружеников, не скрывает те противоречия, которые приводят к столкновению добра и зла. Он не только глубочайший лирик, но и яркий сатирик. В своих произведениях писатель призывает читателя к бдительности совести и здравого смысла.

В повести «Кандидат наук» Гавриил Николаевич вскрыл механизм, потайные знаки доносительства, политических спекуляций вокруг науки, выявив абсурдную, анекдотическую сторону страшного и тем, развеивая страх.

В романе «Чернозем» представлена крестьянская молодежь 20-х годов. Годы были трудные. Закончилась гражданская война. Гавриил Николаевич обращается к прошлому деревни. Тема – борьба за советскую власть на земле, за коллективизацию. Но и здесь мы встречаем родную природу.

Здесь можно выделить три вида пейзажа:

1)            Основные черты времени года,

«А зима вихрила и морозила. Иной раз метели по трое суток мутили белый свет. Тогда за кормом корове можно было идти в ригу, только держась за веревку, привязанную к задним воротам. Иначе пропал: собьет, закрутит и заведет за ригу, а там – поле, степь, погибель. Так ведь замерзли в Паховке в ту зиму два человека. А то морозы нажимали на землю так, что коровьи мерзляки подскакивали вверх, звучно, с выстрелом. В иной вечер такая тишина стоит на селе, что скрип чьих-нибудь валенок слышно за километр. Ну и морозы были в тот год! Бывало, в хате неожиданно так треснет бревно, что любая хозяйка вздрогнет, испугавшись,  перекрестится и скажет:

- Свят, свят! В бревно нечистый залез.

- Зима снежная да холодная – десятина плодородная, – говорили старики» [3, c. 91].

2)            Прелесть нашей природы,

«На село опускался вечер. Длинные тени тянулись все дальше и дальше от изб и деревьев. Солнце на прощанье заблестело багрово-красным огнищем. Казалось, оно притронулось громадным диском к краю земли, будто чуть-чуть постояло и потихоньку пошло на покой, туда – за курганы. На такое солнце смотри сколько хочешь. Днем оно не позволяет и глаз поднять, а в такие минуты смотри, пожалуйста, прощайся до завтра» [3, c. 18].

«А над степью висела ласковая, нежная и спокойная синь, похожая цветом на крыло голубя. Хороши такие русские сизые вечера, голубиные крылья. Очень хороши!» [3, c. 18].

3)            Влияние природы на психологическое состояние человека (природа успокаивает).

«Ваня тоже пошел за своей лошадью. Он, сам того не замечая, любил утро. Солнце еще не вставало, а на горизонте уже загорелся пожар: скоро встанет. По буеракам внизу туман. А вверху чисто и светло. В такое утро тело становится легким, а босые ноги розовеют от росы (не мочить же ботинки!). Роса такая бодрящая и приятная, чуть-чуть обжигающая легким холодком. Тишина стоит задумчивая и нерешительная. Все ждет солнца. Лошади стоят, понурив головы – спят. Они любят поспать на зорьке стоя» [3, c. 32].

Документальный рассказ Троепольского «Легендарная быль» (1957) принадлежит к ранним литературным опытам. В основу положены сюжеты о беспощадных сражениях гражданской войны. В то время богучарцы-ополченцы после успешных боев с немецкими оккупантами были объединены под командованием В. А. Малаховского в Богучарский полк, ставший прообразом 40-й Богучарской дивизии. С этого начинается одна из самых ярких страниц истории Богучарского края в прошлом столетии.

Написанная в 1963 году повесть «В камышах» продолжает мысль по сохранению и защите природы, в ней Гавриил Троепольский воспевает красоту родной природы. Лирическая стихия предстает перед нами в драматическом, философском качестве. Она обнимает уже все сущее в Человеке, в Природе, на Земле и в Работе, вынося на фарватер своего бурного течения итоги серьезных гуманных раздумий писателя о жизни.

В повести Гавриила Николаевича вновь и вновь оживает родная природа – цветы и запахи лесов и полей, по которым бегали с детства, весны и зимы, дожди и метели, отголоски исторических преданий и легенд, отзвуки песен, прелесть родного наречия.

« А какие у нас камыши! Таких камышей, как в Далеком, нигде нет. Да и речка хороша.  Камыши наклоняются к вам и иногда ласково скользят листьями по плечу.  Заглушите моторчик, послушайте реку вечером и смотрите на воду. Месяц трепещет в ней, как большая серебряная плотва: то он дрожит, то бьется. Плеснет рыба, оставив круги. Они все шире и шире – так и кажется, вот-вот они зазвучат. А месяц, шалун, уже бросился в тот круг и притворяется себе, будто попался, запутался, - играет. Так охотники и говорят: «Месяц играет»» [2, с. 3,4].

Мы застаем камыши во все времена года: тихими, покорными, нежными – весной, могучими и спокойными – летом, буйными и строптивыми – осенью, а зимами «пожелтевшие, с обвисшими, беспомощными листьями» «камыши шумят о прошлом» [2, с. 105].

«То они тихие и покорные, нежные, как мизинчик ребенка, когда весной стрелочками только-только выходят из воды. То они могучие и спокойные, непробиваемой стеной охраняющие утиные топи, куда не каждый охотник отважится заглянуть даже и на челноке. То они буйные и непокорные в бурю, строптивые, бросающие вызов любому бурану, ливню, граду – чему угодно! И тогда они величественны в своем неповиновении: их можно только согнуть, но сломать – никогда.

То эти же самые камыши, пожелтевшие, с обвисшими, беспомощными листьями, высокие и тощие, раздетые первыми морозами почти догола, стоят над свинцово-синей водой и сожалением смотрятся в зеркало окрайков ледяной корочки у берега; с грустью провожают они свои же опадающие листья, что лодочками беспокойно вертятся на воде и уплывают, будто оглядываясь, уплывают безвозвратно … Тогда камыши шумят о прошлом …» [2, с. 152].

В очерке «Дорога идет в гору» (1961) рассказывается о сегодняшнем, обнадеживающем для острогожской земли. Троепольский вспоминал своих друзей – колхозников, трактористов, комбайнеров, председателей, всех тех, кто отдали лучшие годы жизни колхозу с первого дня его основания.

В 1965 году выходит очерк «О реках, почвах и прочем», который представляет собой образец публицистической литературы 60-х годов. Статья покоряет знанием предмета, последовательным отношением к народу как хозяину земли, рек и лесов, страстным утверждением закона многообразия в сельском хозяйстве, во всех делах человеческих. Писатель, не разделявший мир на лагеря и партии, стремившийся к единению людей любовью, добром, старался быть в тени, но если выходил на страницы газет и журналов, то это было событием общесоюзного значения. Он не «реки повернул вспять», а заставил в очерке и «низы», и «верхи» реально оценить проблему сохранения рек и плодородия нашей земли. Троепольский  объединил этой проблемой честных тружеников, ученых, писателей, журналистов.

В 1971 году была опубликована повесть «Белый Бим Черное ухо», всемирно известное произведение Гавриила Николаевича. В ней мир показан глазами собаки, идущей к людям с добром и получающий только удары. Троепольский сумел показать, как равнодушие, черствость, жестокость приводят к страданиям и гибели того, кто нуждался в помощи, а был брошен в омут беды. Писатель заставляет нас посмотреть на себя, задуматься о добре и зле.

Гавриил Николаевич Троепольский – замечательный  русский писатель, черпавший свое вдохновение в природе, земле. В каждом его произведении мы можем увидеть красоту окружающего нас мира. В литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...».

Природа в произведениях писателя иногда показана обладающей своей судьбой и уравненной в этом смысле с человеком, а потому, как никогда, нуждающаяся в его помощи (в прозе 70-х г.), а иногда открытой человеку, но и зависимой от него  («В камышах»,  «О реках, почвах и прочем»). Разрабатывая свою художественную концепцию человека, Троепольский в повести «Белый Бим Черное ухо» предпринял попытку поглядеть на человеческое общество изнутри природы, найдя необычный ракурс показа событий - мир человека глазами собаки. Через отношения героев к природе высвечивается в произведениях Г. Троепольского его характер, душа, жизненная философия.

Библиографический список

1.    Лирваг Т. Дедушка (рассказ) // Литературный Воронеж. – 1937. – № 1. – С. 103–111.

2.    Троепольский Г. Н. Собрание сочинений: В 4-х т. – М. : Современник, 1987-1989. – Т. 3. Повести. Пьеса. Киносценарий. – 1988. – 477 с.

Троепольский Г. Н. Чернозем. Легендарная быль. Митрич. – Воронеж : Центр. чернозем. кн. Изд-во, 1985. – 479 с.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии