А. С. Берберян
Доктор психологических наук, профессор, психолог
Российско-Армянский (Славянский) университет,
г. Ереван, Армения
В условиях глобализационных и интегративных процессов, способствующих интенсификации межкультурных контактов, проблема национальной идентичности становится все более актуальной. Национально-этническое сознание включает в себя идентификацию человека с историческим прошлым этноса, конкретной нации. Этническая уникальность – категория не абсолютная, а относительная, которая не имеет определенного смысла вне системы культурно-исторических взаимоотношений. Этнос не обязательно характеризуется общностью территорий или кровнородственными отношениями. Интенсификация темпов социального развития и прогресса существенно влияет на процессы этнокультурной идентификации [2].
Феномен национальной идентичности делает особенно актуальным вопрос о культурных различиях и культурной самобытности этноса. Радикальные изменения, происходящие во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни Армении, имеют неоднозначные последствия для развития в XXI веке [1,6].
Феномен личностной идентичности в современной философской и психологической литературе связан с рассмотрением проблемы обретения человеком свободы и самобытности в контексте социокультурных форм личностного бытия [3]. Философская и психологическая рефлексия данной проблемы во многом связана с исследованиями личностной самотождественности в социологии (теории интеракционизма Д. Мида, Ч. Кули; социальной драматургии и фреймов И. Гофмана), психологии, особенно в психоанализе (З. Фрейд, К. Юнг и др.), в русле которого Э. Эриксон вводит понятия индивидуальной и коллективной идентичности [5].
Вместе с тем, проблема социальной идентичности остается важным объектом для исследования во многих отраслях научного знания. Особенности формирования и развития социальной идентичности в современных социокультурных условиях изучены в трудах Ж. Аттали, З. Баумана, У. Бека, А. Гидденса, М. Кастельса, О. Тоффлера.
В исследованиях, Л. М. Дробижевой, Н. М. Лебедевой, И. Б. Орловой, Т. Г. Стефаненко, В. Г. Федотовой, В. Ю. Хотинца ставится вопрос об идентификационном характере этничности, сущности идентичности, рассматриваются проблемы трансформации компонентов идентичности на постсоветском пространстве. Диапазон предметной области исследований расширяется и включает вопросы анализа социально-культурной дистанции этнических групп, социокультурной ситуации, типов и компонентов идентичности, трансформации этнической идентичности, стратегии и этапы процесса идентификации [4].
Однако среди проведенных исследований практически отсутствуют работы, изучающие представления об этнической идентичности в структуре национальной идентичности субъекта.
Цель исследования – выявление представлений об «Образе- Я» в сравнении с типичным и идеальным образами в структуре национальной идентичности у армянской студенческой молодежи.
Методы эмпирического исследования: анкетирование и тестирование, в числе которых 1)опросник для выявления у исследуемых: а) чувство комфорта и удовлетворенности от проживания в Армении; б) желания или нежелания покинуть страну; 2) методика «Кто Я?», представляющая собой нестандартизированное самоописание с открытой формой. Методика была предложена в 1954 году М. Куном и Т. Мак-Партландом, теоретической основой методики послужила концепция социальных ролей и ролевого поведения, в рамках которых задается и способ самовосприятия человека как носителя этих ролей. Этот факт находит свое отражение в самоописаниях испытуемых, в то же время личности свойственно рефлексировать и свои психологические характеристики, свое место не только в социальном мире, но и в мире в целом. Поэтому методика охватывает не только ролевые аспекты, но все сферы представлений человека о своей личности и ее ядре – «Я» в структуре национальной идентичности. Нами была применена методика с целью выявления соотношения «Я» и «Мы» в самопонимании этнокультурной идентичности для определения в исследуемой группе особенностей представлений о типичных и идеальных армянских мужчине и женщине, а также представления о себе, «Образ-Я» в этнокультурном контексте. Исследуемые должны были оценивать 81 личностное качество от 0 до 5 баллов, /0 баллов – наименее характерно, 5 баллов – наиболее характерно/: 1)типичного мужчины своей национальности; 2) типичной женщины своей национальности; 3) идеального мужчины своей национальности; 4) идеальной женщины своей национальности; 5) себя самого. Были исследованы также представления респондентов о национальном идеале.
Гипотеза исследования: в титульном армянском этносе представления респондентов о типичной армянской женщине и мужчине близки по содержательным характеристикам представлениям об идеальном армянине и существуют значимые различия с «Образом-Я».
Описание выборки и процедуры исследования. Эмпирическое исследование было проведено со студенческой молодежью армянских вузов, представителями армянского этноса в Армении, общим количеством 135 человек, из которых 51,8 % составляют юноши, 48,2 % – девушки.
Характеристики выборки: все респонденты – коренные жители Армении, постоянно проживающие в Армении, по национальности – армяне, чей родной язык – армянский. Возраст респондентов – от 18 до 25 лет, из которых 51,8 % составляют респонденты от 18 до 20 лет и 48,2 % –это студенты от 21 до 25 лет. Средний возраст исследуемых – 20,68 лет. Соотношение столичных и региональных жителей: из общего числа респондентов 51,8 % – это жители столицы, 48,2 % – жители регионов. Семейное положение: из общего числа исследуемых 85,6 % составляют неженатые, а 14,4 % – женатые люди. Профессиональная область знаний: из общего числа исследуемых 86,3 % изучают гуманитарные, 13,7 % – точные науки. Год обучения: из общего числа студентов 82 % составляют студенты бакалавриата, 18 % – это студенты магистратуры. В выборке представлены студенты различных вузов Армении. Мы сопоставили результаты двух методик и выявили представления респондентов о национальном идеале в ракурсе ответов опросника. По результатам исследования наблюдаются несущественные различия в оценке качеств, которые наиболее характерны для идеального армянского мужчины, оцениваемые респондентами обоего пола, которые испытывают положительные ощущения от проживания в Армении и в перспективе не желают покинуть ее: доминируют качества «верность дружбе» (4,70 – в оценке юношей, в оценке девушек – 4,62), «ответственность (4,57–4,59), «доброта» (4,64–4,50), «уважение к старшим» (4,56–4,50), «оптимизм» (4,68–4,32). Результаты исследования качеств, наименее характерных для идеального армянского мужчины, у респондентов, испытывающих положительные ощущения от проживания в Армении и в перспективе не желают покинуть ее, говорят о том, что респонденты в меньшей степени в идеале наделяют такими качествами, как «надежда на «авось» 1,68–1,62, «стремление к «халяве» 1,67–1,15, «наивность (0,86–1,82), «лень» (0,73–1,09), «наглость» (0,36–0,94), «склонность к вранью» (0,86–1,09), «грубость» (0,89–1,09). Очевидно единодушие в оценках: набор негативных личностных качеств диссоциируется с положительным отношением к своей Родине. Совершенно противоположная картина наблюдается в оценке юношами и девушками. Хотя присутствует такое качество, как «ответственность», но доминирует отсутствующие в наборе качеств респондентов с положительными ощущениями от проживания в Армении. Как показывают результаты, преобладают следующие качества: «храбрость» (4,3–5,00), «выдержка» (4,29–5,00), «оптимизм» (4,57–4,33), «самостоятельность» (4,43–4,67).
Как показывают результаты исследования качеств, которые наиболее характерны для идеальной армянской женщины, оцениваемые респондентами обоего пола, которые испытывают положительные ощущения от проживания в Армении и в перспективе не желают покинуть ее, идеальная армянская женщина в представлениях армянской молодежи, вне зависимости от испытываемых ощущений, наделена качествами: «оптимизм» – 4,73–4,41 «верность дружбе» – 4,64–4,41, «ответственность» – 4,59–4,59, «уважение к старшим» – 4,58–4,47. Среди доминирующих качеств в образе идеальной армянской женщины с негативными ощущениями в Родине наблюдается тот же набор черт: «доброта» – 4,57– 5,00, «оптимизм» – 4,29–4,67 и др. похожие качества. Наименее выраженные качества в оценке идеальной армянской женщины, которая испытывает положительные ощущения от проживания в Армении и в перспективе не желает покинуть ее, максимально схожи: «лень» – 0,66–1,03, «грубость» – 0,64–0,91.
Представления армян-респондентов о типичном армянском мужчине незначительно отличаются от образа идеального мужчины вне зависимости от испытываемых ощущений к Родине и своих намерений проживания в ней: доминируют «верность дружбе» – 4,68–4,26, «уважение к старшим» – 4,44, «самостоятельность» – 4,33. Качества, которые наименее характерны для типичного армянского мужчины, отмеченные респондентами обоих полов, которые испытывают положительные ощущения от проживания в Армении и в перспективе не желают покинуть ее, характеризуются близким по структуре набором качеств: «лень», «наглость», «наивность», «грубость», «вороватость».
Представления армянских молодежи о типичной армянской женщине: качества, которые наиболее характерны для типичной армянской женщины, отмеченные респондентами обоего пола, которые испытывают различные ощущения от проживания в Армении и желают связывать перспективу своей дальнейшей жизни с Родиной, максимально близки по своей выраженности: «доброта», «уважение к старшим», «ответственность», «оптимизм». В целом, отличие идеальной женщины от типичной заключается лишь в одном качестве – «эмоциональность». Качества, которые наименее характерны для типичной армянской женщины, отмеченные респондентами обоего пола, которые испытывают положительные ощущения от проживания в Армении и желают связывать перспективу своей дальнейшей жизни с ней, свидетельствуют о наименее характерных качествах типичной армянской женщины, отмеченные респондентами обоего пола, которые испытывают как положительные ощущения от проживания в Армении и в перспективе не желают покинуть ее, так и негативные ощущения от проживания в Армении и не желают связывать перспективу своей дальнейшей жизни с ней. Результаты являются идентичными и неприемлемы в оценке образа идеальной женщины. Это следующие качества: «грубость», «наглость», «вороватость», «лень».
Представления респондентов о себе в этнокультурном контексте –качества, наиболее характерные для «Образа-Я» юношей и девушек, представлены в таблице 1 и 2.
Таблица 1. «Образ Я» в сравнении с образом типичного и идеального мужчины, отмеченные респондентами мужского пола, которые испытывают положительные ощущения от проживания в Армении и в перспективе не желают покинуть ее
Качества, в оценке которых нет значимых различий с качествами идеального мужчины | Качества, в оценке которых нет значимых различий с качествами типичного мужчины |
Характерные качества: | Характерные качества: |
| |
..Нехарактерные качества: | Нехарактерные качества: |
|
Таблица 18 «Образ Я» в сравнении с образом типичной и идеальной армянской женщины, отмеченные респондентами женского пола, которые испытывают положительные ощущения от проживания в Армении и в перспективе не желают покинуть ее
Качества, в оценке которых нет значимых различий с качествами идеальной женщины: | Качества, в оценке которых нет значимых различий с качествами типичной женщины: |
Характерные качества:
Нехарактерные качества:
| Характерные качества:
Нехарактерные качества:
|
Итак, обобщая и сопоставляя данные проведенных методик, можно констатировать, что представление респондентов о себе в этнокультурном контексте в оценке «Образа-Я» в сравнении с образом типичного и идеального человека, отмеченные респондентами обоего пола, которые испытывают положительные ощущения от проживания в Армении и в перспективе не желают покинуть ее, приводят к интересным выводам.
2. В титульном армянском этносе представления респондентов о типичной армянской женщине и мужчине близки по содержательным характеристикам представлениям об идеальном армянине. В оценке мужчины доминируют качества: верность дружбе (4,52), уважение к старшим (4,29), религиозность (4,29), дружелюбие (4,20), самостоятельность (4,19), в оценке женщин превалируют качества: дружелюбие (4,37), сила (4,24), верность дружбе (4,22), гостеприимство (4,13), гордость (4,07), храбрость (4,0). Отвергаемыми и низко оцениваемыми качествами типичного армянского мужчины являются наглость (1,16), наивность (1,28), грубость (1,43), в оценках женщин – умение посмеяться над собой (1,82), мечтательность (1,82), застенчивость (1,91).
3. В оценке типичной армянской женщины у мужчин доминируют качества тактичность (4,22), эмоциональность (4,19), доброта (4,19), оптимизм (4,12), религиозность (4,09); в оценках женщин – гостеприимство (4,34), уважение к старшим (4,04). Наблюдается практически полное совпадение в оценках юношей и девушек отвергаемых качеств: наглость (0,46–0,39), грубость (0,72–0,75), вороватость (0,84–0,34).
4. К элементам «Образа Я», в которых нет значимых различий с качествами идеального и типичного мужчины, относятся качества: верность дружбе, добросовестность, доброта, настойчивость, находчивость, ответственность, религиозность, решительность, самостоятельность, сдержанность, сила, склонность к риску, тактичность, уважение к старшим, упрямство, а также отвергаемые качества: грубость, лень, наглость. Значимых различий в представлении о себе и образе типичного мужчины нет при оценке отвергаемых качеств: вороватость, высокомерие, наивность.
В женской выборке элементы «Образа Я», в которых нет значимых различий с качествами идеальной и типичной женщины, составляют качества: гостеприимство, уважение к старшим – и отвергаемые качества: вороватость, наглость, стремление к «халяве», грубость. К качествам, в оценке которых нет значимых различий «Образа-Я» с качествами идеальной женщины, респонденты отнесли: верность дружбе, взаимовыручка, готовность помочь, добродушие, добросовестность, доброта, дружелюбие, искренность, любовь к порядку, оптимизм, ответственность, отзывчивость, работоспособность, трудолюбие, ум. Как показали результаты эмпирического исследования, гипотеза подтвердилась частично.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.