Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Теоретические аспекты изучения понятия отношения к жизни в зарубежных и отечественных исследованиях

Теоретические аспекты изучения понятия отношения к жизни в зарубежных и отечественных исследованиях

Ю. О. Горохова, Студентка,

e-mail: gorohova08julia@gmail.com,

ORCID 0000-0002-1248-882X.

Тихоокеанский государственный медицинский университет,

г. Владивосток, Россия.

 

Актуальность. Отношение к жизни является одним из важнейших понятий в психологии (З. Фрейд, А. Адлер, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, Л. С. Выготский, К. А. Абульханова-Славская, Л. А. Регуш, Г. Фишер, Е. И. Головаха, С. А. Абдулгалимова), направляя деятельность человека и оказывая большое влияние на весь его жизненный путь в целом. Именно поэтому оно так часто становится центральной категорией многих современных эмпирических исследований различной направленности [9; 11; 13; 15; 17 и др.]. В психологической науке на сегодняшний день сосредоточено большое количество разрозненных теоретических представлений, которые в совокупности при их систематизации в отдельные походы могут в полном объёме раскрыть сущность понятия отношения к жизни. Для этого необходимо провести их предварительный теоретический анализ.

Цель данной публикации – проанализировать теоретические представления изучения отношения к жизни в трудах зарубежных и отечественных учёных.

Первые попытки изучения понятия отношения к жизни были предприняты в рамках философской науки в трудах античных философов, таких как Платон, Аристотель. Гораздо позднее этот вопрос поднимали И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер. Эти концепции заложили основы для дальнейшего изучения вопроса отношения к жизни в рамках психологической науки.

В психологии впервые тема отношения к жизни была рассмотрена психоаналитической школой. З. Фрейд одним из первых стал изучать этот вопрос. В частности, в его работах в рамках клинической теории большое внимание уделяется понятию смысла жизни. По его мнению, для людей он заключается прежде всего в том, чтобы быть счастливыми. Счастье определяет тягу человека к удовольствиям. В соответствии с этим осуществляется работа всех психических процессов. Однако достижение счастья невозможно, этому противоречат условия окружающего мира, создавая страдания, от которых люди защищаются различными способами. Они объединяются в общество, защищаясь от природных катаклизм, образуют массовые иллюзии, наиболее значимой из которых является религия, употребляют наркотики, уединяются и так далее. Особой формой защиты от страданий З. Фрейд считал сублимацию – перенос сексуального влечения на неполовые, приемлемые социумом цели. В этом он и видел способ достижения счастья – возможность получать удовольствие через интеллектуальную, творческую и любую другую деятельность. Однако сублимацию могут использовать не все люди, поэтому основной жизненной стратегией, позволяющей людям достигать счастья З. Фрейд признавал умение любить и быть любимым [7].

А. Адлер отношение к жизни рассматривал как категорию, связанную с такими понятиями как смысл жизни и жизненный стиль. Смысл жизни в теории А. Адлера представляет собой психологический конструкт, который формируется бессознательно в раннем возрасте и определяет вектор дальнейшего развития, жизненный стиль личности. Существование человека создаёт проблемы труда и профессионального выбора, межличностных взаимоотношений, любви и брака. То, как личность определяет для себя решение этих трёх проблем, формирует её смысл жизни. Жизненный стиль является исключительным способом, который позволяет человеку взаимодействовать с жизнью, осуществлять поставленные цели и прогнозировать будущее. Иными словами, это понятие, характеризующее вариант реализации жизни. А. Адлер выделял несколько типов: полезный, правящий, избегающий и получающий [5].

Отношение к жизни никогда не являлось предметом специально направленного исследования в трудах К. Г. Юнга, однако рассмотрение этого понятия в целом проследить возможно. Отношение к жизни складывается исходя из определения личностью смысла жизни и под воздействием такого структурного компонента личности, как Коллективное бессознательное. Смысл жизни К.Г. Юнг рассматривает как главную задачу всей жизни человека, без которого она становится пустой и потерянной. Понятие архетипа выступает источником формирования смысла жизни [5].

В. Франкл отношение к жизни также связывал с понятием смысла жизни, которое представляет наивысшую значимость отношения. Поиск смысла жизни в трудах В. Франкла рассматривается как изначально заложенное в человеке стремление. Обретая смысл, личность определяет основные ценности своей жизни и берёт за неё ответственность. Всего существует три основных ценности жизни: созидательная, ценность переживания и ценность отношения [18].

К. Хорни высказывает противоположные идеи, выдвигая положение о том, что проблема поиска смысла жизни не свойственна здоровой личности, а возникает только при воздействии на неё невротизирующих ситуаций. Отношение к жизни в трудах К. Хорни формируется в зависимости от выбора стратегий межличностных взаимоотношений – направленность на людей, от людей или против людей, каждая из которых определяет способ взаимодействия личности с окружающим миром [12].

На современном этапе в рамках психологической науки отношение к жизни является дискуссионным понятием и рассматривается с точки зрения различных подходов.

Возрастно-психологический подход определяет отношение к жизни как понятие, постепенно складывающееся в различные возрастные периоды человека. При смене одного возрастного этапа другим, как отмечал Л. С. Выготский, происходит переконструирование потребностей и мотивов, а также трансформирование ценностного аппарата личности. Э. Эриксон выделил восемь возрастных периодов в жизни человека, каждый из которых представляет собой базис для вырабатывания новых личностных характеристик, мировоззренческих взглядов, в том числе об отношении к жизни, которые служат основой для подготовки к последующему жизненному периоду. Л. И. Божович писала о том, что отношение к жизни определяется содержанием мотивов, которые в иерархии ценностей человека занимают превалирующее положение и возникают с новообразованиями, вырабатывающимися во время развития личности в социуме [1].

Согласно возрастно-психологическому подходу, на формирование отношения к жизни оказывают влияние различные факторы. Так Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Р. Хевигхерст говорили о важности социальной ситуации развития, которая определяет восприимчивость к разного рода влияниям внешнего мира и задаёт вектор для дальнейшего становления личности. Американский психолог Л. Колберг ключевым фактором в формировании отношения к жизни считал моральное развитие личности [16]. 

Ещё одним подходом в исследовании отношения к жизни является субъектно-деятельностный. В отличие от возрастно-психологического, который подчёркивал внешнее воздействие в формировании отношения к жизни, субъектно-деятельный подход делает акцент на самой личности и её внутренней активности [6]. Основателем данного подхода можно считать отечественного психолога С. Л. Рубинштейна. Позднее его теория о личности как субъекте своей жизни получила продолжение в работах К. А. Абульхановой-Славской. В этом же направлении работали Б. Г. Ананьев, Л. А. Логинова, Л. И. Анцыферова. В рамках этого подхода отношение к жизни определяется различными формами взаимоотношений с внешним миром, создаваемыми и регулируемыми субъектом, которые находят своё проявление в деятельности [4].

С точки зрения событийного подхода, который разрабатывали Е. В. Головаха и А. А. Кроник, жизненный путь человека представляет собой динамический процесс, который происходит в некотором времени и пространстве. Настоящее, прошлое и будущее личность измеряет субъективно. Это зависит от событийной насыщенности того или иного промежутка времени и может не совпадать с хронологическими рамками. К примеру, психологическое настоящее – это некий интервал времени, отделённый началом и завершением конкретного события и проходящий через момент хронологического настоящего. Его длительность будет обусловлена не реальным ходом времени, а субъективной протяженностью данного события для личности. Отношение к жизни в таком случае определяется отношением к тем или иным событиям, которые человек переживает на своём жизненном пути [2].

Согласно нарративному подходу, отношение к жизни заключено в так называемых нарративах – историях, которые использует личность для описания тех или иных событий в своей жизни и с помощью которых осмысляет свой жизненный опыт. Дж. Брунер, яркий представитель данного подхода, который первым стал использовать термин «нарратив» в своих работах, писал, что истории о разных жизненных ситуациях не просто описывают то, что когда-то происходило с человеком, а формируют восприятие этих моментов, отношение к ним. Ключевым положением отношения к жизни в рамках нарративного подхода является разделение личности и её проблем на две отдельные составляющие (экстернализация) [8].

Трансгенерационный подход сформировался ещё во второй половине 20 века, но особенно активно стал развиваться в последние годы. В основу данного подхода легли убеждения З. Фрейда и К. Г. Юнга, однако его основоположником принято считать А. А. Шутценбергера, который утверждал, что мы не так свободны в проживании своей жизни, как думаем. В рамках данного подхода работали Н. Абрахам, М. Терек, И. Бузормени-Надь, Э. Берн. Суть трансгенерационного подхода заключается в том, что на реальную жизнь человека оказывают влияние образы, ценности, убеждения, переживания его предков, что характеризует отношение к жизни как понятие, включающее в себя не только установки, ценности и убеждения конкретного индивида, но и в общем-то консолидацию жизненного опыта его предыдущих поколений. Согласно Л. Сонди, влияние этого опыта на существование человека особенно броско проявляется в наиболее значимые моменты его жизни, которые способны определить дальнейшую судьбу [10].

Подход к изучению отношения к жизни с точки зрения изучения временной перспективы сформировался в трудах К. Левина, Дж. Бойда, Ф. Зимбардо, А. Сырцовой. «Перспектива» рассматривается как некая точка, находясь в которой человек обозревает свою жизнь словно через призму, и исходя из этого складывает восприятие к своему прошлому, настоящему и будущему. У каждого человека временная перспектива уникальна. Временная перспектива позволяет соотнести жизненный опыт личности с категориями времени, что в результате даёт возможность для его осмысления. Для любого человека характерна концентрация в основном на одном из времён, что в итоге, по мнению Ф. Зимбардо, создаёт так называемое временное «пристрастие», оказывающее влияние на отношение к жизни в целом [14].

Стоит отметить, что в современной науке часто возникает потребность рассматривать понятие «отношение к жизни» как комплексное, объединяющее в себе идеи нескольких подходов [3; 13], в связи с этим на основе рассмотренных теоретических аспектов изучения данного вопроса можно сформулировать следующее определение: отношение к жизни представляет собой интегративное понятие, включающее в себя категорию смысла жизни (З. Фрейд, А. Адлер, В. Франкл) и представляющее собой совокупность представлений, убеждений и переживаний личности относительно её прошлого, настоящего и будущего (К. Левин, Дж. Бойд, Ф. Зимбардо, А. Сырцова), которые находят своё выражение в жизненных событиях (Е. В. Головаха и А. А. Кроник) и особенностях взаимодействия с окружающим миром (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. А. Логинова, Л. И. Анцыферова).

Выводы. Изучение понятия отношения к жизни первоначально началось в рамках философской науки и в дальнейшем получило широкое распространение в психологии, где впервые тема отношения к жизни стала рассматриваться психоаналитической школой и связывалась в первую очередь с категорией смысла жизни. В современной науке понятие «отношение к жизни» является дискуссионным и рассматривается с точки зрения различных подходов: возрастно-психологического, субъектно-деятельностного, событийного, нарративного, трансгенерационного и подхода с точки зрения временной перспективы. В связи с тенденцией в современных исследованиях интерпретировать понятие отношения к жизни как комплексное было сформулировано интегративное определение данного понятия, включающее в себя идеи нескольких подходов и позволяющее получить о нём наиболее полное представление.

Библиографический список:

1. Абдулгалимова С. А. Понятие смысла жизни и смысложизненных парадигм // Вестник социально-педагогического института. – 2011. – № 2(3). – С. 83–92.

2. Головаха Е. И. Психологическое время личности : монография / Е. И. Головаха, А. А. Кроник – М. : Смысл, 2008. – 272 с.

3. Гришина Н. В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. –2007. – Т. 28. – № 5. – С. 81–88.

4. Долгов Ю. Н. Основные направления исследований жизненного пути личности отечественных и зарубежных учёных (опыт классификации) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск : СибАК, 2012. – С. 107–111.

5. Долгов Ю. Н. Проблема жизненного пути личности в трудах А. Адлера и К. Юнга // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 37-2. – С. 84–88.

6. Ермолаева М. В., Лубовский Д. В. Современное развитие понятия внутренней позиции личности в контексте субъектного подхода // Актуальные проблемы психологического знания. – 2013. – № 2. – С. 7–16.

7. Змановская Е. В. Современный психоанализ. Теория и практика. – Спб. : Питер, 2013. – 500 с.

8. Зуев Д. А. Нарративный подход к изучению важных жизненных событий // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2013. – № 2. – С. 121–126.

9. Коржова Е. Ю., Дун Я.Отношение к жизни у китайской молодёжи // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки : сб. ст. по матер. VII Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 313–317.

10. Королёва А. А. Трансгенерационный фактор в формировании жизненного сценария // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3. – Том II. – С. 219–222.

11. Котова С. А., Порфирова Н. В. Личностно-ориентированные технологии в формировании у подростков позитивного отношения к жизни // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 215–223.

12. Купченко В. Е. Возрастные особенности жизнестойкости у лиц с различными типами жизненной стратегии // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2014. – № 1. – С. 17–23.

13. Лакосина Н. В. Возрастная динамика показателей отношения к жизни в результате фотовизуализации жизненных событий // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2010. – № 8/1. – С. 42–45.

14. Мандрикова, Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. – 2008. – №4. – Том 29. – 2008. – С. 54–66.

15. Мансурова И. С., Суроедова Е. А., Хачатурян Н. Н. Особенности надежды и отношения к жизни у специалистов инженерно-технического профиля // Инженерный вестник Дона. – 2015. – Т. 37. – № 3. – С. 56.

16. Поскребышева Н. Н., Карабанова О. А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка // Национальный психологический журнал. – 2014. – №1 (13). – С. 72–83.

17. Cавинова Л. Ю., Сироткина Ю. Ю. Особенности проявления ценностного отношения к жизни у современных младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. – № 4. – С. 30–35.

18. Тетиор А. Н. Мир с позиций философии множественности. – М : Академия Естествознания, 2017. – 622 с.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии