Т. И. Хамайдинова, студентка,
ORCID 0000-0002-4533-8596,
e-mail: jukogaaam@gmail.com,
Новокузнецкий институт (филиал),
Кемеровский государственный университет,
г. Новокузнецк, Кемеровская область, Россия
В современном мире семья часто оказывается на стыке социальных, психологических и экономических проблем общества; семья – главный защитник личности, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия.
Связи «родитель-ребёнок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, её актуального состояния и направлений будущего развития.
Целью нашего исследования является анализ различий в идентификации детей с родителями и стилях семейного воспитания, в семьях с благополучными и неблагополучными детско-родительскими отношениями.
Изучив научную литературу зарубежных и отечественных авторов (А. Адлер, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. Бандура, А. Я. Варга и др.) мы проанализировали понятия «детско-родительские отношения» и «семья».
При описании детско-родительских отношений мы опирались на определение А. Я. Варги и В. В. Столина [1].
Данные авторы утверждали, что детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, которые испытывают родители; поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Исходя из этого определения, можно анализировать отношение к ребенку в следующих направлениях:
1. взаимодействие родителей с ребенком (позиция родителей);
2. отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;
3. отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительские установки).
Практически все определения имеют в своей основе двойственность родительских отношений: с одной стороны, их главной характеристикой является любовь к ребенку, удовольствие от общения с ним, радость, потребность и стремление к его защите и обеспечение безопасности, а с другой – детско-родительские отношения характеризуется контролем и, иногда, повышенной требовательностью. В первом случае основой воспитания является внимание и поощрение, а во втором – наказание и строгость.
Одной из значимых является классификация детско-родительского отношения, предлагаемая А. Я. Варгой и В. В. Столиным, которые дали описание обобщенных типов родительского отношения в ходе многолетней консультационной работы:
1. Принятие – отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку);
2. Кооперация (отражает социально желаемый результат);
3. Симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении);
4. Авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка);
5. Маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем) [4].
Ребенок, чьи родители не показывают свою любовь, имеет меньше шансов на самоуважение, теплые отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я».
Отсутствие внимания или недоброжелательность со стороны родителей влечет за собой неосознанную взаимную враждебность и постоянную тревожность у детей. Эта самая враждебность может проявлять себя как открыто (по отношению к родителям), так и скрыто. Скрытая враждебность крайне редко причиняет окружающим боль, т.к. подросток держит все свои негативные эмоции при себе, но такая форма враждебности часто приносит неудобства и ощущение внутреннего дискомфорта самому подростку: он тревожен, беспокоен и его эмоциональный фон нестабилен [1].
По мнению К. Роджерса, ребенку просто необходима похвала со стороны родителей, позитивное отношение, которое удовлетворяет потребность в самоуважении. Критерием здорового развития личности является совпадение «Я – идеального» (это то, как индивид представляет себе любовь) и «Я – реального» (действительный уровень любви).
К. Роджерс выделяет, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку, не относящиеся к совершаемым им поступкам, обеспечивает здоровое, полноценное развитие ребенка и его личности [2].
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что семья – это люди, которые любят друг друга, проявляют заботу, и относятся с пониманием. Проявление интимности, доверия, навыка общения, которые существуют в ней, и есть ключ к разгадке очень многих явлений жизни [5]. Недостаточная разработанность понятия детско-родительских отношений отсутствие ясного понимания и четкой формулировки приводят к терминологическим разночтениям [4].
Тем не менее, ясно, что детско-родительские отношения – один из видов человеческих отношений. Но эти отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны.
При рассмотрении детско-родительских отношений используется не только такое направление анализа как стиль, но и родительское отношение, родительские позиции и (или) установки, типы и модели семейного воспитания [6].
Так же нами было изучено понятие «семья». Для нашего исследования было важно утверждение Б. Ф. Скиннера, который писал, что по психологическому здоровью семьи делятся на два типа: благополучные и неблагополучные [7].
Неблагополучные, в свою очередь, разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные.
Благополучные семьи. В данном типе семьи проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, они связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме.
Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей кого-то из членов семьи под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общесоциальных установок. Главной проблемой, обычно, является положение ребенка в семье и то, как к нему относятся родственники.
В таких семьях у родителей в большинстве случаев проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных отрицательных качеств, жестокость и эмоциональное непринятие, низкий уровень развитости родительских чувств и т.д.
Мы выдвинули гипотезу о том, что существует значимое различие в идентификации детей с родителями и стилях семейного воспитания в семьях с благополучными и неблагополучными детско-родительскими отношениями, а именно: высокий уровень идентификации ребенка с родителями и более высокие показатели стилей воспитания симбиоз и кооперация будут рассмотрены в семьях с благополучным взаимоотношением. Для ее проверки мы провели исследования при помощи методик «Тест-опросник родительского отношения» (тест А. Я. Варга, В. В. Столин), «Методика идентификации детей с родителями» (тест А. И. Заров) и интервью. Так же мы провели математико-статистическую обработку данных по t-критерию Стьюдента. В процессе проведения интервью и входящих в него вопросов, мы получили результаты, которые дали нам возможность разделить семьи на благополучные (75 %) и неблагополучные (15 %).
Были продиагностированы стили детско-родительских отношений: в семьях с благоприятными детско-родительскими отношениями и неблагоприятными детско-родительскими отношениями по 5 шкалам: уровень принятия-отвержения ребенка, уровень кооперации, уровень симбиоза, уровень контроля и уровень отношения к неудачам ребенка.
Были получены следующие результаты: в семьях с благополучными детско-родительскими отношениями по такому стилю семейного воспитания как «отношение к неудачам ребенка» был низкий уровень (65 %), что говорит о том, что родители верят в своих детей и к их неудачам относятся как к случайности. Они всячески подбадривают и задают «рабочий» темп для детей.
В семьях с неблагополучными детско-родительскими отношениями уровень «контроля» составил 80 %,что является показателем того, что родители предпочитают авторитарный стиль семейного воспитания. Они ставят перед ребенком определенные цели и ждут от него самостоятельности в их достижении. А если ребенок не оправдывает ожиданий, они как правило наказывают его, что негативно отражается на его психики.
Посредствам методики А. И. Зарова был изучен уровень идентификации подростков с родителями и эмоциональная привязанность к ним.
Были выявлены самые высокие и самые низкие показатели идентификации и эмоциональной привязанности подростков с благополучными и неблагополучными детско-родительскими отношениями.
В семьях с благоприятными детско-родительскими отношениями 27 % опрошенных идентифицируют себя с собой, 40 % – идентифицируют себя с отцом и 33 % – идентифицируют себя с матерью.
В семьях с неблагоприятными детско-родительскими отношениями картина была иная: 20 % подростков идентифицировали себя с отцом, считая его идеалом, и 80 % подростков идентифицировали себя с собой, считая себя полностью самостоятельными и независимыми.
Выявляя эмоциональную привязанность детей, можно привести следующие результаты: в семьях с благоприятными детско-родительскими отношениями к отцу эмоционально привязаны 27 % опрошенных; к матери испытывают теплые чувства 21 %; 30 % эмоционально привязаны к обоим родителям и 14 % подростков не имеют эмоциональную связь ни с кем из родителей.
В семьях с неблагоприятными детско-родительскими отношениями результаты получились следующие: 80 % подростков оказались эмоционально не привязаны ни к одному из родителей, и 20 % питали хорошие чувства к отцу.
Корреляционный анализ показал, что значимых различий по таким переменным как: принятие/отвержение, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам, эмоциональная привязанность не наблюдается.
Но найдено значимое различие по такому показателю, как идентификация ребенка с родителем (t эмп. = 0.035 при t кр. = 2,10 (уровень значимости при p ≤ 0,05)).
Основываясь на этих данных, мы частично подтверждаем гипотезу о том, что существует значимое различие в идентификации детей с родителями и стилях семейного воспитания в семьях с благополучными и неблагополучными детско-родительскими отношениями, а именно: высокий уровень идентификации ребенка с родителями и более высокие показатели стилей воспитания симбиоз и кооперация будут рассмотрены в семьях с благополучным взаимоотношением.
Значимое различие в семьях с благополучными и неблагополучными детско-родительскими отношениями было найдено у такого показателя как «идентификация» подростков. Что поможет нам сделать вывод о том, что подростки с неблагополучными детско-родительскими отношениями будут меньше (или не будут совсем) идентифицировать себя с родителями, так как они не являются для них примером.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что семья – это сложная система взаимоотношений, посредством которых формируется личность ребенка и в зависимости от того, какие отношения преобладают в семье будет зависеть отношение ребенка к своим родителям.
Библиографический список
1. Столин В. В. Семья в психологической консультации. – Москва : Мир, 2004. – 157 с.
2. Общая психология : курс лекций / сост. Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2007. – 447 с.
3. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности : учеб. пособие. – Москва : Статистика, 1987. – 352 с.
4. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности : учеб. пособие. – Москва : Флинта, 2005. – 130 c.
5. Все о семье [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://family-abc.ru / (дата обращения 03.02.2019)
6. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 283 с.
7. Андреева Т. В. Психология семьи : учеб. пособие для вузов. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 188 c.
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.