С. И. Баляев
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва,
г. Саранск, Республика Мордовия, Россия
Социально-психологический тренинг межкультурного взаимодействия направлен на выработку навыков межкультурного диалога. С учётом того, что результаты предварительного экспериментального исследования выявили практически идентичные особенности этнической толерантности у представителей двух субэтносов мордвы, то мы в качестве участников тренинга выбрали одну из них – в нашем случае группу мордвы-эрзян. В содержании тренинга мы делали упор на формирование толерантного отношения, в первую очередь, к татарскому этносу, что обусловлено как территориальной близостью проживания в данном регионе и одновременно наличием ряда противоречивых этноустановок [1].
Для разработки содержания тренинга мы опирались на материалы авторских тренингов по данной теме: тренинг этнокультурной компетентности и тренинг по преодолению мигрантофобии (авторы – Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатова), тренинг развития этнической толерантности личности в многонациональном коллективе (автор – Д. Н. Клоков), тренинг толерантности «Жить в мире с собой и другими» (авторы – Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова), тренинг «Мир без этнического неравенства» (автор – Г. У. Солдатова), тренинг развития этнокультурной компетентности (автор – А. С. Купавская), тренинг «Этническая идентичность» (автор – М. Ю. Чибисова).
Цель тренинга – повышение этнокультурной компетентности и формирование этнической толерантности в сфере повседневного общения. При разработке заданий на обучение участников тренинга межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях мы опирались на принцип культурной рефлексии. В содержание тренинговой работы входили практически занятий по темам «Что такое толерантность», «Способы ослабления предрассудков», «Как повысить межкультурную сензитивность», «Татары и мордва – истоки дружбы». В содержание работы также входили упражнения по формированию когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности («Кто я?», «Цветок», «Музей родной культуры», «Моя визитка», «Моё любимое место», незаконченные предложения). Учитывая возраст участников, мы не раскрывали научно и подробно содержание основных психологических терминов (например, этническая идентичность), а вводили для этого вполне понятные для каждого участника преставления (термины), например, народ и осознание связи с ним; история народа; семейная история и семейные традиции.
Процесс проведения тренинга вызвал большой интерес у пожилых людей. Работа в группах была эмоционально положительно окрашена. Если в начале проводимой работы участники тренинга говорили о том, что дома, в семье практически не обсуждают вопросы этнического происхождения и национальных корней, то в процессе проведения работы участники с гордостью рассказывали семейные истории, незаметно для себя учились гордиться своим народом, родным городом, использовали национальную атрибутику в качестве самопрезентации, а национальные чувства – в качестве объединяющей идеи.
Интересными в плане осознания собственной этнической и гражданской идентичности были упражнения, направленные на постижение истории народа и страны через историю своей семьи. Участникам предлагалось выстроить на одной линии наиболее значимые события, произошедшие после их рождения и происходившие до их рождения. Получившаяся хронологическая прямая у некоторых пожилых людей строилась иногда от важнейших исторических событий прошлого, продолжалась знакомством родителей, рождением, окончанием школы, поступлением в институт, заканчивалась уходом с работы и воспитанием внуков, т. е. очень личными ситуациями. Особый эмоциональный отклик вызвала ролевая игра «Призыв к толерантности», где каждый участник должен был с «трибуны» произнести короткую речь, адресованную населению Мордовии на этнотолерантную тематику от имени различных этнических групп региона. Ролевая игра позволила участникам почувствовать себя в роли человека, который по ряду причин является «чужим».
В ходе работы над данными рекомендациями мы пришли к выводу, что в поликультурных регионах с длительной историей совместного проживания этнических групп, одним из которых является Республика Мордовия, выраженного межэтнического противостояния не наблюдается. Поэтому наши рекомендации для данного региона мы сводили к тому, чтобы в целом поддерживать позитивную и чёткую этническую идентичность у народов, населяющих Мордовию.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.