Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-09.20.22

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-09.20.22

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-09.10.22

ПолитологияПолитология - К-10.05.22

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-09.10.22

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Типы мышления: мезонимное, фидейное, медийное

PP-1-15
Научный мультидисциплинарный журнал
Paradigmata poznání. - 2015. - № 1
01.01-31.01.2015

Типы мышления: мезонимное, фидейное, медийное

А. И. Скрипникова Докторант PhD,

Казахский национальный педагогический университет им. Абая,

г. Алматы, Казахстан

 

Прежде чем перейти к анализу новых типов мышления, приведём определение, данное в Толковом словаре современного русского языка В. В. Лопатина, на которое в дальнейшем будем опираться: «Мышление – это способность человека, уясняя содержание явлений действительности, связывать, сопоставлять их и делать из этого выводы» [3, c. 350].

Представителями разных научных сфер выведено немало типологий человеческого мышления. Напомним об основных (классических): дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное (мгновенное, характеризующееся минимальной осознанностью) мышление; теоретическое и практическое (осуществляемое на основе социального опыта и эксперимента); предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление [7, с. 290].

 Также существуют и другие разновидности: аналитическое (логическое), реалистическое, аутистическое, эгоцентрическое, непроизвольное (сновидения), произвольное мышление и др. Останавливаться на них подробно не будем.

 Мы ставим задачу рассмотреть новейшие: мезонимное, фидейное и медийное. Они были выделены исследователями в отдельные категории относительно недавно.

Начнём с мезонимного типа мышления.

Польские языковеды Альберт Бартошевич и Леонтий Миронюк в своём совместном исследовании предлагают выделять в качестве когнитивной единицы «мезоним». Под мезонимом они понимают «срединный» элемент между двумя антонимами, т.е. своего рода «лингвистическую биссектрису», например: верхний – средний – нижний; левый – центральный – правый и т.д. [1, с. 7].

Учёные пишут также о мезонимном типе мышления, который со временем вырабатывается у каждого человека. Л. Миронюк и А. Бартошевич выделяют следующие четыре разновидности мезонимного типа мышления: 1) фольклорно-сказочное мышление (налево пойдёшь… – прямо пойдёшь… – направо пойдёшь…); 2) историческое мышление (древние века – средние века – новые века); 3) пространственно-географическое (Северный полюс – Экватор – Южный полюс; Средиземноморье; междуречье); 4) металингвистическое (высокий – средний – низкий стиль; мужской – средний – женский род; полугласный; полупредикативный) [1, с. 6].

Мезонимы, по свидетельствам авторов, часто встречаются в публицистическом стиле: полуимперия, полуколония, полулегальный, полуправда, полудемократия [1, с. 7].

Приведём пример из Национального корпуса русского языка: «Впрочем, социальный аспект данной проблемы, скорее всего, лишь полуправда» («Известия», 2007).

Что касается фидейного мышления, то наиболее полно оно охарактеризовано в монографии М. В. Никитина. Учёный выявляет два полярных вида духовной деятельности – рационально-логический и фантазийно-игровой. Однако между двумя полюсами лежит обширная область знания неполного, сомнительного или ложного, где человек волей-неволей действует на основе интуиции, веры или обмана. Центральным, объединяющим здесь является понятие веры, поэтому в целом этот вид и область ментальной активности можно назвать фидейным сознанием, или фидейным мышлением [5, с. 10].

На наш взгляд, фидейный тип мышления представлен в астрологических прогнозах или гороскопах, регулярно появляющихся в СМИ.

В качестве иллюстрации приведём отрывок из астрологического прогноза на 2014 год на новостном Интернет-портале: «Уже весной Девам вдруг придёт неожиданное известие, причём оттуда, откуда его меньше всего можно было бы ожидать» [8].

Вслед за А. А. Князевой, считаем, что абстрактность и обобщённость является характерной чертой пророчеств и предсказаний. Имплицитное содержание проявляется в неоднозначности используемых слов и выражений, а также в их обобщённом употреблении [2, с. 3]. Толкование подобных прогнозов зависит от интерпретатора. Как правило, оно сугубо индивидуально.

Как пишет Ю. Е. Прохоров: «Нечёткие и неотчётливые по своему смыслу слова с неровными краями областей их значений, неясность разграничительных линий между понятиями, их многообразие и пестрота – всё это создаёт возможность для нарушения строго дедуктивных форм мышления» [6, с. 149].

Интересно будет отметить, что на фидейный тип мышления опирается языковедческая область по изучению футурологических текстов – лингвопрогностика.

Обратимся к медийному типу. Ему посвящена работа В. Д. Мансуровой. Автор не просто пишет о новой типологии, но и вводит в научный оборот термин «человек медийный» (homo mediatus).

«Человек медийный» представляет собой новый антропологический тип социального субъекта, который проявляет себя в массовом коммуницировании. Главными факторами и критериями дифференциации, согласно В. Д. Мансуровой, выступают этический (ценностный) и когнитивный варианты организации мышления и деятельности медийного, т.е. включённого в информационное взаимодействие человека [4, с. 117].

СМИ становятся средствами создания схем поведенческой, языковой, мыслительной, личностной самоорганизации. Эти схемы, картины социокультурной повседневности – тоже реальности, по стечению обстоятельств бытия человека в мире сейчас они не менее важны для него, чем состояние вещной или природной среды [Там же]. Существование человека в этом новом медийном пространстве и сформировало новый тип мышления.

«Медийный» человек постоянно оказывается в ситуации когнитивного диссонанса, вызванного безграничьем коммуникативного пространства и физиологической ограниченностью во времени для его освоения [4, с. 118]. Поэтому он предпочитает не затрачивать когнитивные усилия и безусловно принимать точку зрения того или иного масс-медиа. Вспомним о двух формах мышления: продуктивное – это воссоздающее мышление на основе новизны в мыслительной деятельности, и репродуктивное – это воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию [7, с. 290]. Медийное мышление и есть репродуктивное: человек мыслит штампами и стереотипами, навязанными СМИ.

Для современного человека вообще характерно медиа-восприятие. Под медиа-восприятием А. Фёдоров предлагает понимать «восприятие медиа-реальности, чувств и мыслей авторов медиа-текстов» [8, с. 84]. Например: «Блондинка – это не цвет волос, а состояние души и образ мыслей» («Комсомольская правда», 2011). То есть для медийного мышления характерно принятие чужой точки зрения.

По основному определению, «мышление – это способность человека, уясняя содержание явлений действительности, связывать, сопоставлять их и делать из этого выводы». Считается, что всю эту ментальную работу способны проделать «объективные» журналисты, современному потребителю информации остаётся лишь «принять выводы к сведению».

Библиографический список

1. Бартошевич А., Миронюк Л. К вопросу о языковой конденсации мысли // Acta Neophilogica I. – 1999. – С. 5–10.

2. Князева А. А. Тексты о предсказании будущего как вид прогностических текстов // Филология. – 2011. – № 3. – С. 207–211.

3. Лопатин В. В. Толковый словарь современного русского языка. – М. : Эксмо, 2011. – 928 с.

4. Мансурова В. Д. «Медийный» человек как проекция дигитальной онтологии // Филология и искусствоведение. – 2010. – № 3. – С. 116–120.

5. Никитин М. В. Основания когнитивной семантики : учеб. пособие. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. – 277 с.

6. Прохоров Ю. Е. В поисках концепта. – М. : Флинта: Наука, 2009. – 176 с.

7. Психология и педагогика : учеб. пособие. – М. : Новосибирск: ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2000.

8. Портал «Золотая Орда» [Электронный ресурс]. – URL: www.altyn-orda.kz/goroskop-na-2014-god-po-znakam-zodiaka/ (дата обращения: 09.11.2014).

9. Фёдоров А. Проблемы медиа-восприятия и развития аудитории в области медиа-культуры // Прикладная психология. – 2002. – № 2. – С. 84–89.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии