Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-09.20.22

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-09.20.22

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-09.10.22

ПолитологияПолитология - К-10.05.22

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-09.10.22

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Использование опыта народной педагогики в компетентностной модели начальной школы

PP-4-19
Научный мультидисциплинарный журнал
Paradigmata poznání. - 2019. - № 4
01.08-31.10.2019

Использование опыта народной педагогики в компетентностной модели начальной школы

Л. Л. Буркова,  кандидат педагогических наук, доцент,

ORCID 0000-0001-8552-6412, e-mail: Lubasha-agu@yandex.ru,

Б. Х. Панеш,  кандидат педагогических наук, доцент,

ORCID 0000-0002-6339-8955, e-mail: belapanesh1@yandex.ru,

Адыгейский государственный университет,

г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия

 

В условиях модернизации российского образования одним из приоритетных направлений современной образовательной политики является выявление внутренних резервов познавательной активности школьников. Формирование духовной личности ребенка происходит с помощью усвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и познания норм социально-этнических отношений в целом. Эти нормы зафиксированы в народных традициях и выступают как образцы, где сосредоточены лучшие черты качества личности, нравственные эталоны, принятые в обществе.

До недавнего времени общеобразовательная государственная система практически не учитывала опыт народной педагогики, национальные особенности, традиции, обычаи. Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г. Н. Волков [1]. В это же время было проведено несколько интересных социологических исследований, рассматривающих проблемы народной педагогики в этнокультурном плане. Но все эти исследования и работы не находили применения в советской школе. Общеобразовательная государственная система практически не учитывала опыт народных педагогов, культуру отдельных этносов. Происходил разрыв между поколениями, между школой и жизнью. В современной образовательной системе произошло переосмысление роли социальных и национальных структур.

Говоря о преподавании в начальной школе, наиболее эффективно использование устного народного творчества как элемента народной педагогики. Для обозначения устного народного творчества в науке чаще всего употребляется термин «фольклор» (folk – народ и lore – знание, мудрость), который ввёл англичанин Вильям Томсон в 1846 году. В 1890 г. впервые в более широком аспекте Д. Булгаковский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к фольклорным элементам – пословицам, загадкам, обрядам, отмечая их воспитательное значение для обучения [1]. Эстетическое, воспитательное и дидактическое значение фольклора рассматривали Г. Ф. Массова, С. И. Тарасова, Г. Н. Волков [1; 3; 4].

Воспитательная направленность фольклора выражается в том, что многие произведения в нем создавались специально для детей, окружая ребенка с самого рождения. С незапамятных времен живут колыбельные песни и детские потешки. Обязательным спутником раннего детства являются сказки. От поколения к поколению переходят считалки, скороговорки, народные игры. Обращаясь к детскому игровому фольклору, педагог учит младших школьников соотносить в игре интонации, ритмику, эмоциональность музыкально-поэтического образа, пластику, согласовывать движения и заключенный в них смысл.

Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они отличаются большим поэтическим мастерством, что отражается и в их построении, и в языке. Фольклор искусно пользуется вымыслом, иносказательной передачей и характеристикой явлений, их поэтизацией. Поэтому фольклор развивает у детей эстетическое чувство, чувство прекрасного, чувство ритма, формы и языка.

Дидактическое значение фольклора состоит в том, что он способствует развитию мышления, речи учащихся и пополнению их словарного запаса. В результате работы с фольклорным материалом разговорная речь учеников становится не только правильной, точной, но и живой, выразительной. Дети могут прочувствовать красоту родного языка и через образный строй фольклорных произведений учатся пользоваться его богатством.

Фольклорный материал очень обширен, многообразен. Устное поэтическое творчество русского народа включает в себя различные жанры. При обучении младших школьников целесообразно в учебный материал по различным дисциплинам включать следующие элементы фольклора: сказки, загадки, считалки, пословицы, поговорки.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, это особая реальность мира чувств. Учащиеся в сказочной форме сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, коварство и т.п. Дети глубоко сопереживают персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию. Желание разобраться в сказочной ситуации и помочь герою, попавшему в беду, развивает интерес, эмоциональную и образную память, воссоздающее воображение, формирует умение владеть оценочной терминологией.

Загадка представляет собой иносказательное изображение какого-либо предмета или явления на основании сходства между скрытым предметом и тем, который его заменяет в загадке. Термин «загадка» происходит от слова «гадати» (думать, рассуждать), отсюда «гадание» – толкование чего-то со cкрытым смыслом. В загадках содержится ценный для ребенка познавательный материал о назначении различных предметов, их происхождении, об их свойствах. Загадки расширяют кругозор ребенка, пополняют его знания, заставляют глубже осмыслить окружающую действительность.

Считалки – распространенный жанр детского фольклора. Это короткие рифмовки, в основе которых лежит счет, для определения ведущего или ролей в игре. В древности люди пользовались «тайным счетом» вследствие существующих запретов: запрещалось, например, считать убитую дичь из-за опасения неудач в охоте. Особенно органично считалки включаются в программный материал по разделам «Нумерации» на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Пословица, по определению В. И. Даля, автора словаря русских пословиц – «это краткое изречение, поучение, более в виде притчи иносказания, или в виде житейского приговора: пословица есть собь», т. е. по Далю «все свое богатство: свойства нравственные и духовные» [2]. Говоря о содержательной стороне пословиц, отметим, что это самый мудрый фольклорный жанр. В пословицах выражается не мнение отдельных лиц, а массовая народная оценка, прослеживается четкая народная позиция (иногда категоричная, с иронией или с издевкой). По мнению В. Даля, это «...свод народной премудрости, … это житейская и народная правда, своего рода судебник, никем не судимый » [2, с. 3].

Пословицы имеют ярко выраженную дидактическую направленность. Они обращены в первую очередь к младшим поколениям и прямо или косвенно поучают, дают полезные советы, предостерегают от необдуманных поступков. В пословицах заложен мощный воспитательный потенциал. Сила воздействия метких народных изречений, сказанных в нужный момент, иногда сильнее, чем от целенаправленных бесед. Они дают яркую эмоциональную оценку человеческим качествам, поступкам, самым разнообразным сторонам действительности. По меткому замечанию К. Д. Ушинского, «пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам ...» [5, с. 351].

От пословиц отличаются поговорки. Поговорка – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оттенков и применяется по принципу аналогии к ряду сходных жизненных явлений. Типичные поговорки: «надоел как горькая редька» – выражение досады, «свалился как снег на голову» – выражение неодобрения или недоумения по поводу какой-либо внезапности. При сходстве с пословицей поговорка имеет свои отличия. Народная педагогика видит их в том, что поговорка – это украшение речи («цветок»), а пословица – суждение полное, завершенное, зрелое («ягодка»).

Обращение к культурному наследию народа, к устному народному творчеству создаёт условия для формирования в современном образовательном учреждении ключевых компетенций. Ключевые образовательные компетенции конкретизируются для каждой ступени обучения на уровне образовательных областей и учебных предметов. По мнению А. В. Хуторского, выделяется шесть основных ключевых компетенций: ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; коммуникативные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования [6].

Компетентностная модель обучения предполагает совершенствование педагогического мастерства учителя на основе овладения теорией и технологией структурирования учебного материала с учетом прогнозирования структур учебной деятельности младшего школьника как субъекта учения на занятии. Частью проблемы системности обучения выступает идея интеграции учебных дисциплин и связи предметных знаний с жизнью.

На наш взгляд, обогащение предметного содержания элементами фольклора при обучении младших школьников способствует успешному формированию ценностно-смысловых, общекультурных и учебно-познавательных компетенций. Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами в сфере мировоззрения. Это способность ученика осознавать свою роль в окружающем мире уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. Общекультурные компетенции – это культурологическое и всечеловеческое понимание мира. Осведомлённость ученика в области особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека, отдельных народов, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций. Учебно-познавательные компетенции характеризуют сферу познавательной самостоятельной деятельности ученика. Они  включают элементы общеучебной, логической деятельности, самооценки учебно-познавательной деятельности, рефлексии. Более успешному формированию выделенных компетенций в начальной школе способствует интеграция содержания учебных предметов  и устного народного творчества на основе дидактического синтеза и системного подхода.

Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика в этом случае играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Проектируется не только индивидуальная образовательная траектория ученика, но  и программа его жизнедеятельности в целом в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Национальная культура, традиции, фольклор должны лечь в основу современного школьного обучения и воспитания. Насыщенное духовными вековыми ценностями воспитание и обучение, помогут решению таких актуальных современных проблем, как поиск нравственных идеалов, обогащение внутреннего мира личности, саморазвития и самовоспитания.

Библиографический список

1.      Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М. : Издательский центр «Академия», 1999.

2.      Даль В. Пословицы русского народа: сборник в 2-хтомах. Том 1. – М. : Художественная литература, 1989.

3.      Массова Г. Ф. Использование традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения: диссертация  кандидата педагогических наук. – Киров, 2006.

4.      Тарасова С. И. Духовное воспитание детей в русской народной педагогике: диссертация кандидата педагогических наук. URL: http://www.dissercat.com/content/dukhovnoe-vospitanie-detei-v-russkoi-narodnoi- pedagogike#ixzz49ScTyyt0 (дата обращения: 2.07.2019)

5.      Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Том 4. – М. : Педагогика, 1989.

Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. – М. : Эйдос, 2013.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии