Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 4

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-4-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.10.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Трансформация современного мировоззрения (на примере религии, веры и эсхатологии)

PP-4-21
Научный мультидисциплинарный журнал
Paradigmata poznání. - 2021. - № 4
20.07-20.10.2021

Трансформация современного мировоззрения (на примере религии, веры и эсхатологии)

Е. Г. Мартьянова, кандидат философских наук,

старший научный сотрудник,

ORCID 0000-0002-0419-8670, e-mail:  helena183@yandex.ru

Е. Н. Чеснова, кандидат философских наук, доцент,

ORCID 0000-0002-2870-5809, e-mail: elenika.nova@yahoo.com

Тульский государственный педагогический

университет им. Л. Н. Толстого,

г. Тула, Россия

 

В настоящее время мировоззрение претерпевает существенную трансформацию, кардинальную смену воззрений. Наиболее наглядно это можно проиллюстрировать на примере таких многогранных религиозно-философских феноменов, которые никогда не потеряют своей актуальности, важности и ценности для человека как вера и эсхатология. Помимо того, что они «находят свое выражение в различных религиозных воззрениях, мировоззренческих системах и типах культуры» [2, с. 195], они «связаны с основами миропонимания и формированием мировоззрения, поисками конечного или предельного состояния бытия» [2, с. 195]. Важно подчеркнуть, что эсхатология в настоящее время вышла далеко за рамки мифологического, религиозного, философского, научного мировоззрения, трансформируясь в «одну из мировоззренческих констант секулярного общества» [2, с. 195]. Эсхатология «выступает индикатором трансформации религиозности, что обусловлено актуализацией апокалипсических настроений в период глобальных цивилизационных кризисов» [1], связанных, как правило, с «периодами социальных, политических и экономических кризисов, военных конфликтов, религиозных перегруппировок, смены картины мира, изменения духовно-нравственной парадигмы общества, ценностной аномии, переосмысления смысложизненных ценностей в обществе, катаклизмов» [3, с. 145], с секуляризационными и глобализационными процессами, распространением массовой культуры, с угрозами природного, погодного, биологического, техногенного характера. На первое место выходит не только угроза биологического заражения населения опасными вирусом COVID-19, но уничтожение человеческой цивилизации. Именно угроза реальной возможности уничтожения человечества, пандемия, режим самоизоляции, количество неконтролируемых слухов очень остро всколыхнули эсхатологические представления современности и явились наглядным примером трансформации религиозного мировоззрения. Мы можем наблюдать в повседневной жизни как в условиях осознания конечности бытия, собственной смертности, обострения в связи с этим чувства страха, тревоги, депрессии, разрушения привычного уклада жизни на фоне мирового кризиса в коронавирусе многие люди увидели признак наступления «конца света» и/или Апокалипсиса, приближения глобальной катастрофы. Важно подчеркнуть, что эсхатологические настроения в период пандемии носят преимущественно нерелигиозный (светский), поверхностный, развлекательный характер и отличаются «игровым характером, склонностью к ажиотажу, акцентом на индивидуальных переживаниях, смещением высокого значения эсхатологии в плоскость массовой культуры, что выражается в эффекте карнавализации сознания, переносом эсхатологической проблематики из религиозной в социально-политическую плоскость» [1]. Более того, «сам феномен апокалипсиса был дешифрован в рамках ценностей, идеалов и образов массовой культуры. Например, идея Страшного суда, когда мертвые восстанут из могил давно трансформировалась в идею зомбиапокалипсиса, Z-апокалипсиса, вампироапокалипсиса (восстание нечисти) [См.: 2].

Вера в современных условиях становится когнитивной установкой, ядром мировоззрения, одним из способов принятия знания. Вера и сомнение становятся неотделимы. Если использовать разграничения в словоупотреблении слов «вера» в английском языке, то faith (религиозная вера, вероисповедание) переходит в belief (вера, убеждение, мнение, верование) и quasi faith. Принцип Неба смещается на Землю и мы имеем faith-belief, quasi faith. В этом большое значение сыграли процессы секуляризации, демифологизации, омассовления культуры. Религиозное переходит в светское, обмиршвляется, трансформируется с учетом веяний цифровизации религии и культуры. Религиозные символы, язык, культ и т.п., адаптируются к запросам цифрового общества, члены которого обращаются за разъяснениями непонятных мест в вероучении не к священнослужителю, духовнику, а в интернет, к интернет сообществу, задает вопросы священнослужителю в блоге, на виртуальной религиозной службе (что больше подчеркивает личный характер веры, а не коллективный опыт веры, единение в вере). Образ религии, верующего человека в классическом их выражении рассматриваются как рудименты в изменившемся мире. Это можно увидеть в массовом искусстве (в фильмах, сериалах, комиксах, литературе) ориентированных на постапокалиптический жанр, фантастику, современную утопию. Например, в фильме «28 дней спустя» мы видим зараженного священника, который хочет только есть людей и все живое, в церкви горы трупов, которые когда-то были прихожанами. То же самое мы видим в книге «Новая эра Z» – образ умершей, пустой церкви, как прошлого давно утерянного мира. Если религия и вера не мертва, то происходит ее трансформация в религиозный фанатизм, «токсическую веру», фанатическую веру. Например, в 11 сезоне сериала  и комиксах «Ходячих мертвецов» мы видим именно пример фанатической веры в лице религиозного харизматического лидера-психопата Поупа, который руководит бандой убийц, которые в жизни до апокалипсиса были морскими пехотинцами, военными, спецназовцами, обычными людьми. У этой банды есть свои религиозные обряды, вера, которые показывают их исключительность, избранность и обосновывают убийства ни в чем не повинных выживших людей. Примером этого служит персонаж епископского священника Габриэля Стокса из комикса и сериала «Ходячие мертвецы». Религиозная сущность, священнический сан отца Габриэля были последовательно дискредитированы, на первый план выходит его человеческие качества, светские функции руководителя в общине выживших. И если его функции священнослужителя, проведение службы, коллективной молитвы и т.п. мы можем видеть в начале трансформации персонажа, то в дальнейшем выходит на первый план то, что он может дать, сделать для сообщества, убить (и не только зомби, но и живых людей угрожающих его общине выживших). Мы видим человеческое измерение персонажа, тоже самое происходит и с пониманием религии, веры, за редким исключением (например, «Пастырь», «Книга Илая»). Чаще, в особенности в постапокалиптике ориентированной на молодежь, подростков («young adult»), религия уходит совсем из жизни людей (например, цикл «Дивергент»), либо приобретает черты государственной религии и культа правителя, скатывается в опрощение мифологии (например, цикл «Голодные игры»). Вера становится собственной духовно-нравственной, когнитивной установкой человека и общества, что находит отражение в массовой культуре.

Таким образом, феномены, носившие изначально религиозный характер становятся светскими, мирскими, дешифрованными, трансформированными, квази-феноменами. Данные феномены призваны показать человеческое измерение, его высокие и низменные желания, объяснить - как может закончиться земная история, что будет после конца истории.

Библиографический список

  1. Федорова М.В. Хайп-эсхатология или "игра в COVID-19": изменение религиозного сознания в эпоху глобального кризиса // Философская мысль. - 2021. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hayp-eshatologiya-ili-igra-v-covid-19-izmenenie-religioznogo-soznaniya-v-epohu-globalnogo-krizisa (дата обращения: 22.10.2021).
  2. Чеснова Е.Н., Мартьянова Е.Г. Вера, религиозность и эсхатологические настроения в условиях трансформации мировоззрения и угрозы глобальных проблем современности (на примере COVID-19) // Религиозная идентичность и межкультурные коммуникации. Материалы Всероссийского научного семинара. Под общей редакцией А.П. Романовой, Д.А. Черничкина. - 2020. - С. 194-202.
  3. Чеснова Е.Н., Якимова Е.Г. Вера и эсхатология: критериальный подход к содержанию понятий в их взаимосвязи // Научный диалог. - 2013. - № 12 (24). - С. 144-156. - С. 145.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии