E. I. Burganova, student,
Yelabuga Institute, Kazan Federal University,
Yelabuga, Tatarstan, Russia
The identification of certain characteristics of the behavior of a representative of a particular ethnosocial group allows us to reproduce the linguistic and cultural type. According to V. I. Karasik, the linguocultural type is a typified personality associated with the considered ethno-social group and characterized by the characteristic features of the behavior model for this group [1, p. 310]. Therefore, the concept of linguistic and cultural type is closely related to the ideas of a particular culture and its representatives.
Л. Н. Полунина, кандидат педагогических наук, доцент,
Е. А. Вишнякова, кандидат филологических наук, доцент,
Т. В. Дроздова, кандидат филологических наук, доцент,
Тульский государственный педагогический
университет им. Л.Н. Толстого,
г. Тула, Россия
Для обоснования механизма понимания иноязычных текстов современная лингвистика обращается к когнитивным исследовательским методам, в частности, к теории рецепции, которая трактует восприятие и понимание как процесс коммуникации читателя с текстом, где читателю отводится активная роль интерпретатора, опирающегося на сложный комплекс собственных знаний, представлений и личного опыта («горизонт ожиданий», в терминах Х. Р. Яусса [3]).
Ю. М. Науменко, кандидат филологических наук, доцент,
Государственный институт русского языка
имени А.С. Пушкина,
Москва, Россия
Обучение произношению начинается с вводно-фонетического курса, затем в теории должны следовать друг за другом сопроводительный фонетический курс и корректировочный. На практике такая последовательность может нарушаться, что зависит от ряда условий (подробнее см. ниже). И продолжается обучение произношению уже на основном, в данном случае филологическом факультете, когда студентам предлагается целый комплекс фонетических дисциплин теоретического, методического и, главное, практического наполнения.
Т. В. Дроздова, кандидат филологических наук, доцент,
Е. А. Вишнякова, кандидат филологических наук, доцент,
Л. Н. Полунина, кандидат педагогических наук, доцент,
Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого,
г. Тула, Россия
Обращаясь к теории когнитивного диссонанса и ее вопросам, следует отметить, что одной из основных особенностей современной жизни является все возрастающая когнитивная оппозиция. Человек ощущает дисгармонию в своей когнитивной системе, что приводит к ситуации возникновения дискомфорта как в процессе самореализации, так и в процессе речевого взаимодействия. Данное явление называют состоянием когнитивного диссонанса.
Е.А. Вишнякова, кандидат филологических наук, доцент,
Л.Н. Полунина, кандидат педагогических наук, доцент,
Т.В. Дроздова, кандидат филологических наук, доцент,
Тульский государственный педагогический
университет им. Л. Н. Толстого,
г. Тула, Россия
В современной лингвистике существует множество интерпретаций таких терминов, как «аббревиация», «сокращение», «акроним» и некоторых других. Например, один и тот же термин может использоваться разными исследователями для обозначения разных видов сокращений, или, наоборот, один и тот же вид сокращений обозначается разными терминами.
Т. Н. Шевченко кандидат филологических наук, доцент,
Одесский Национальный университет
имени И. И. Мечникова,
г. Одесса, Украина
Дискурсивная практика эссе сегодня очень активна и популярна в гуманитарной сфере. Литературное, публицистическое, философское, научное эссе действенно сосуществуют и функционируют на разных платформах, дополняя друг друга. Сам процесс идентификации этого произведения как литературного или же философского, публицистического или научного уже не так актуален. Например, в современной украинской литературе эссе стало очень востребовано среди литераторов не одного поколения: писатели активно издают сборники эссе, ведут авторские колонки, блоги, используют эссеистическую поэтику в эпических и драматических произведениях и т.д. (Ю. Андрухович, А. Бондарь, О. Забужко, Е. Кононенко, В. Карпьюк, К. Москалец, Г. Пагутяк, Т. Прохасько, С. Процюк, И. Ципердюк и др.).
Н. Л. Сержант, кандидат филологических наук, доцент,
Белорусский государственный педагогический университет
им. М. Танка,
г. Минск, Беларусь
Литературы этнических меньшинств США возникли как отклик на рост этнического самосознания их носителей. Начало было положено рядом прямых политических выступлений, массовых акций протеста, проводимых афроамериканцами, индейцами и мексиканцами. Этот феномен политического и культурного пробуждения американских этносов вошел в историю под названием «великого пробуждения». Обозначая явления, о которых идет речь, американская критика в 1970 г. предложила термин «этническая литература» (ethnic literature) [1, c. 222]. К настоящему моменту можно считать реально состоявшимися три «малых» этнических литературных традиции: индейскую, афроамериканскую и мексиканско-американскую. Наравне с ними выделяется не менее значимая азиато-американская литературная традиция, к которой относятся произведения китайских, японских и многих других авторов азиатского происхождения.
З. Н. Афинская кандидат филологических наук, доцент,
Московский государственный университет
имени М. В. Ломоносова,
г. Москва, Россия
Общественно-политический дискурс – один из главных факторов медийного пространства – должен обладать в течение определенного исторического периода достаточной стабильностью, чтобы быть узнаваемым. Вместе с тем он подвержен постоянным трансформациям, так как отражает актуальную, а подчас и острую, ситуацию в обществе. Главной риторической чертой политического дискурса является его динамика, постоянное «обновление» концептуального ядра, который формируется не только языковыми, но и социолингвистическими факторами, критическим рассмотрением общественных явлений [2]. Эта риторика влечет за собой когнитивную специфику медиапространства – полемичность вплоть до конфликтогенности, что было отмечено достаточно давно.
O. Yu. Shymanskaya, Candidate of Philological Sciences,
associate professor,
Belarusian State University, Minsk, Belarus
Communicative and pragmatic research in modern linguistics is aimed at identifying features of the process of speech interaction, namely, how the influence on the addressee is carried out, how the addresser’s communicative intentions are realized and what pragmatic potential they acquire. The analysis of mediatexts is of great interest since these texts most reliably reveal not only the pragmatic intention of their author, but much broader – they reflect conceptual attitudes of a given society, nation, group of people.
Л. Н. Полунина, кандидат педагогических наук, доцент,
Е. А. Вишнякова, кандидат филологических наук, доцент,
Т. В. Дроздова, кандидат филологических наук, доцент,
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
г. Тула, Россия
Актуальная глобальная социолингвистическая ситуация рассматривается в современных исследованиях с позиций масштабных изменений социальной организации, сопровождающих процесс глобализации и информатизации общества. Интенсивные институализированные межязыковые контакты и различные формы социолингвистической стратификации способствуют формированию обновленных представлений о языке, культуре, идентичности, что в свою очередь влечет за собой изменение речевой практики и закрепление в языке новых коммуникативных стандартов. Фокус социолингвистического анализа смещается от дефиниции языка (диалекта, социолекта и т. д.) в сторону нового предмета исследования – идеологически обусловленной и индексно упорядоченной совокупности специфических лингвистических и семиотических ресурсов, интерпретация которой в отдельных случаях может совпадать с традиционным концептом «язык», но чаще соотносится с понятиями «регистр» и «репертуар». Языковой репертуар индивида расширяется в процессе жизни и реализуется в социальных практиках, крайне чувствительных к ситуативному контексту [1].