Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Тема семьи и брака в изобразительном искусстве (контент-анализ материалов русского и советского искусства XIX-XX веков)

К-6-10-10
05.10-06.10.2010

Тема семьи и брака в изобразительном искусстве (контент-анализ материалов русского и советского искусства XIX-XX веков)

Л. А. Соловьева

Елецкий государственный университет

им. И. А. Бунина,

г. Елец, Россия

 

Интерес к проблемам семьи, материнства и демографии резко возрос в современной России, так как экономические и политические преобразования 90-х годов XX века, оказали влияние на институт семьи. Такие негативные явления в сфере брака и семьи как уменьшение числа детей в семье, ослабление родственных связей, увеличение числа разводов и неполных семей, появление девиантных форм семейного поведения стали неотъемлемой частью современных брачно-семейных отношений. Несмотря на то, что институт семьи претерпевает изменения, интерес к семейной теме не утрачивает актуальности. Телевизионные программы («Понять и простить»), телесериалы («Папины дочки», «Воронины», «Как я познакомился с вашей мамой», «Золотая теща», «Счастливы вместе»), рекламные ролики наполнены фамилистической тематикой.

Семейная жизнь, характер семейных отношений в различные исторические эпохи широко представлены в художественной литературе и искусстве. «Во многих произведениях великих писателей – Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Виктора Гюго и других семейная жизнь представляется то, как идиллия, проявление высшей формы счастья человека, то, как величайшая трагедия, приводящая нередко к самоубийству людей (роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»)» [1, 250].

Выставка «В кругу семьи», проводимая в ГМИИ им. И.С. Пушкина в 2008 году показала, что эта тема, в течение многих тысячелетий остается одной из наиболее значимых, и нашла широкое отражение в мировом изобразительном искусстве Аньоло Бронзино «Святое семейство с Иоанном Крестителем», 1540 Питер де Хоха Материнские заботы», 1673 Пабло Руиса Пикассо «Семья странствующих комедиантов», 1905 и др.

Тема семьи и брака в изобразительном искусстве, широко представлена творчеством русских художников XIX века. Благодаря их творчеству остался богатый материал относительно данной тематики, что представлено целой плеядой русских художников. Л. Капылова и Г. Ревзин писали: «Значительное количество произведений русского бытового жанра 50–60-х годов посвящено изображению сватовства, искушения, обручения, венчания, свадьбы, вдовства» [2, с. 118]. Об этом говорят картины Пукирева В. В. «Неравный брак», 1862, Маковского В. Е. «К венцу (Прощание)», 1894, Федотова П. А. «Сватовство майора», 1848, «Вдовушка», 1851 и др.

Материалом для исследования «Тема семьи и брака в изобразительном искусстве» послужили картины русских и советских художников, которые были найдены в альбомах, и каталогах выставок. В качестве единицы анализа использовалось слово или словосочетание в названии картины, касающиеся брачно-семейной тематики. Генеральная совокупность составила 480 картин.

Жизненный цикл существует не только у индивида, но и у семьи. «Жизненный цикл семьи – последовательность социальных и демографических состояний с момента образования до момента прекращения существования семьи. Демографические события, формирующие цикличность, следующие: вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака» [3, с. 283].

Отражение жизненного цикла семьи можно увидеть в картинах русских и советских художников. Период добрачного поведения представлен в 20 картинах и посвящен таким этапами как: знакомство, первое свидание (10), ухаживание (3), сватовство (5), помолвка/обручение (2). Бодаревский Н. К. «Увлекательные речи», 1916, Мочальский Д. К., «Ухажеры», 1956, Песков М. И., «Кавалер», 1861, Петров Н. П. «Сватовство чиновника к дочери зажиточного портного», 1862.

Заключение брака (брак, венчание, женитьба) 52 картины в качестве примера можно привести работы Антонова Ф. В. «Свадьба в рабочей семье», 1937, Богданова-Бельского Н. П. «Венчание», 1904, Карнеева А. Е. «Неравный брак», 1886, Грибкова С. И. «Благословение на свадьбу» и др.

Свадебные обряды (14) представлены работами Бронникова Ф. А. «Сборы к венцу», 1856, Куликова И. С. «Убор невесты», 1907, Трутовского К. А. «Свадебный выкуп», 1881 и др.

Рождение первого ребенка показано в (6) картинах Васильев В. А. «Сын родился», «Первенец», 1951, Луценко А. П. «Первенец у новоселов», 1955 и др.

Период распада семьи в картинах представлен темами: развод (1) Попков В. Е. «Развод» (Светлана, мама, папа и бабушка), 1966 и вдовство (15) Крамской И. Н. «Неутешное горе», 1884, Маковский К. Е. «Вдовушка», 1865, Федотов П. А. «Вдовушка», 1851.

Картин, где изображается семья 101. В найденных полотнах можно увидеть изображение полной семьи (73), неполной семьи (7), один муж и несколько жен (1) Тимм В. Ф. «Татарское семейство». Количество детей в семье различно одни или два, реже три и более. Оставшаяся часть картин показывает семейные праздники, связанные с рождением или крещением ребенка (Иванов В. И. «Крещение», Карнеев А. Е. «Крестины»), религиозными праздниками (Корзухин А. И. «Канун рождества», 1869), разделом наследства («Максимов В. М. «Семейный раздел», Неврев Н. В. «Семейные расчеты», 1888), и получением жилья (Мочальский Д. К. «Новоселы», Новиков Н. Ф. «В новом доме», 1961).

Необходимо отметить, что однополые браки в картинах не найдены, но изображение однополой любви затрагивается М. З. Шагалом в 2 картинах «Розовые любовники» и «Голубые любовники».

Семейные роли и родственные связи упоминаются в найденных картинах. Мама/папа с ребенком (174), бабушка/дедушка с внуками (30) Антонов Ф. В. «Разговор с внуком», 1984, Корзухин А. И. «Бабушка с внучкой», 1879, брат/сестра (15) Мыльников А. А. «Сестры», Нечитайло К. В. «Брат из армии приехал». Родственные связи свекор (1), тесть (1), свекровь (1). Маковский В. Е. «Свекор», Пчелин В. Н. «Молодые у тестя», Суханов А. Г. «Суровая свекровь».

Отдельно можно выделить картины, где изображаются муж/жена (15) Журавлев Ф. С. «Жена модница», 1872, Маковский В. Е. «На бульваре», 1886-87, Мишин В. А. «Чужая жена», 1986 родители (5) Базлаков А. И. «Дорогие мои родители», 1989, мать (27) Герасимов С. В. «Мать партизана», 1943–1950, Неменский Б. М. «Мать», 1945.

Редко упоминаются мачеха (1) Журавлев Ф. С. «Мачеха», 1874, сваха (1) Маковский К. Е. «Сваха», крестная мать (1) Степанов С. А. «Беседа крестной матери», беременность (1) Максимов В. М. «Мечты о будущем», 1868. Такие роли как кум/кума, шурин/золовка, невестка, зять не затрагиваются.

Проведенный анализ материалов изобразительного искусства показывает, что в картинах русских и советских художников содержится фамилистический материал, посвященный жизненному циклу семьи, семейным и родственным ролям и связям.

Библиографический список

1.    Воробьев К.А. Социология: уч. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. – 512 с.

2.    Копылова Л., Ревзин Г. «Danses macabre» реалистической традиции «сводничество» и «брак» в русском реализме XIX века // Вопросы искусствознания. – IX (2\96). – с. 109–130.

Кравченко А. И. Социология: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. – 536 с.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии