Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-05.13.21

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-05.13.21

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-05.13.21

ПолитологияПолитология - К-05.13.21

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-05.13.21

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Взаимосвязь развития института семьи и социальной рекламы

К-6-10-10
05.10-06.10.2010

Взаимосвязь развития института семьи и социальной рекламы

А. К. Симонова

Гуманитарный университет,

г. Екатеринбург, Россия

 

Воздействие социальной рекламы в первую очередь направлено на утверждение семейных ценностей, значимость которых обеспечивается теми смыслами жизнедеятельности человека, которые определяются культурой социальной группы, стремящейся к созданию условий для раскрытия внутреннего потенциала каждого члена семьи (например, реклама семей, берущих детей из детских домов). Принятие этих ценностей запускает процесс мотивации такого поведения, которое обеспечивает более полное сочетание групповых и личных интересов, что является обязательным условием возникновение в социуме прогрессивных по направленности изменений. Социальная реклама выступает в настоящее время одним из действенных факторов формирования  общественно-полезной деятельности института семьи.

Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом. Выделение института семьи из других институтов общества и интерес к  его изучению не случаен. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. В современном обществе достаточно эффективным считается интегральная идея – объединения в социальной рекламе декларации ценностей (напр., семья) и массовой культуры. Эффективная социальная реклама заставляет людей задуматься, имеет «человеческое лицо», опирается на социально-одобряемые нормы и действия, на сложившиеся ценности и стереотипы, не провоцирует противоречий между различными социальными, возрастными, гендерными и другими группами. Сообщения в социальной рекламе объединяют, укрепляют связи между различными социальными группами, способствует формированию бережного отношения к национальным традициям, культурному и природному наследию. Она отвечает на вопрос «как?», и предлагает несколько вариантов («помоги другим», «позвоните родителям», «как можно помочь другим»), формирует устойчивое и часто пролонгированное социально-значимое поведение. Социальная реклама предполагает, во-первых, изменение целей, жизненных ценностей, которые были выработаны у человека в прошлом, но не соответствуют современным моделям. Во-вторых, прямо направлена на саморазвитие и самосовершенствование, так как предлагает отказ от привычек, которые не соответствуют требованиям культуры, являются т. н. «злом». Поэтому она утверждает полезные для социума нормы, правила совместной деятельности людей. Она открыто заявляет о том, какие паттерны социального поведения желательно принять большинству индивидов.

Социальную рекламу используют в целях совершенствования различных структур и институтов, в том числе института семьи. Она помогает анализировать  и развивать  как духовные ценности института семьи, так и функции семьи. Семейные функции в большинстве обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. Анализ традиционной российской  семьи невольно ставит перед вопросом, что же могло запустить механизм саморазрушения в этот устоявшийся, отлаженный институт. Понимание этого возможно лишь с учетом исторических перемен в стране, социально-политических сдвигов в обществе и тех изменений в общественном сознании, которые они вызвали.

Почти весь XX век страна перманентно живет в условиях реальных и мифологизированных подвигов. Революции и войны, восстановление экономики после военных разрух, изматывающее соревнование с Западом как способ любой ценой утвердиться в качестве передовой державы в мире – все это при соответствующем идеологическом оформлении не оставляло места идее духовного преображения человека не в политически-идеологическом, а в христианском понимании как идее преображения души и возвышения духа на основе евангельских заповедей. Присущие традиционной культуре идеалы семьи были практически вытеснены из общественного сознания. Были отброшены также религиозные ценности и принципы уважения к матери, браку, отцу, святости, деторождения и человеческой жизни. Слова из песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор...» отразили действительное мироощущение масс. Такая абсолютизация человека действия, хотя и мобилизовала его на свершения, но имела и оборотную сторону. При смещении установок и абсолютизации социально-детерминированных достижений, мир индивидуальности, тем более духовный мир, выходит из фокуса внимания. Высшие задачи и функции семьи понимаются все более упрощенно, материально, даже физиологично, с позиций собственного удобства. Таким образом, налицо смена ценностных ориентиров. Вместо традиционных ценностей приходят новые, менее обременительные. Вместо долга, обязательности предпочтение отдается безответственности, совесть уступает место практицизму, рационализм заменяет сердечность и милосердие, любовь превращается в партнерские отношения полов. Западная цивилизация, идейным обоснованием которой стал протестантизм, в основе развития имеет преимущественно материальный прогресс, утилитаристскую мотивацию деятельности. Гонка потребления товаров и услуг делает людей заложниками вещей. Труд, творчество, досуг, семья, любовь – все пропитано рыночными отношениями, все имеет свою цену. В противоположность Западу, цивилизация в России развивалась с серьезным вниманием к духовным ценностям. Идея совершенствования души, постижение высшего смысла земной жизни для человека в традиционной культуре ставились выше материального благополучия. Так, идеалы православия связаны прежде всего не с прогрессом, но преображением. Следовательно, противоречие социокультурных основ не вызвано частными несовпадениями отдельных сторон жизни. Оно проистекает от разного миропонимания, различных мотивов жизни, систем ценностей. Престиж семьи в ряду социально-ценностных ориентаций в наши дни опустился до критического уровня. В результате 2/3 молодых людей в 25-летнем возрасте (оптимальном для деторождения) не состоят в браке, 1/3 в возрасте до 35 лет не имеют своей семьи, 1/10 несемейными пересекают возраст 60 лет [2]. Но даже сам факт вступления в брак еще не говорит о намерении создать полноценную семью, продолжающую род человеческий. Согласно социологическим опросам, более 18% супружеских пар не желают вообще иметь детей [2]. Распад семьи, разводы стали более привычным явлением, чем благополучные семьи. Количество разводов у нас выросло с 50 тыс. после Отечественной войны 1941–1945 гг. до 1 млн в начале 90-х гг., причем половина разводов приходится на первый год совместной жизни, а 2/3 - на первые 5 лет. Наркомания, пьянство, отказ от своих детей и престарелых родителей, другие общественные пороки повергают семью поистине в бедственное состояние. Задача социальной рекламы состоит в информировании об этих разрушительных процессах и формировании нового поведения. Восстановление духовных ценностей сегодня - это проблема и института семьи, и общества в целом; семья не в состоянии преодолеть тот духовный вакуум, который переживает Россия. Стихию дикого рынка, изменяющую экономические основы и деформирующую мораль, нельзя принять в качестве национальной идеи. Она должна быть естественным продолжением народного духа, опираться на национальные традиции. Не случайно президент Д. А. Медведев призывает к возрождению национального самосознания, национальной гордости и уважения к традициям.

Исторический опыт многих народов свидетельствует, что сохранение памяти о предках, почитание старших в роду, является цементирующим основанием семьи. И в наших условиях не требуется больших финансовых вложений, чтобы вызвать интерес в обществе к восстановлению этого основания. Эпизодическое обращение средств массовой информации к некоторым дворянским, купеческим династиям царской России не решает проблемы. Необходимо восстановить родовую память не выборочно, а практически у всех россиян. Прошлая и современная история любой деревни российской глубинки, где практически все обитатели состоят в близком или дальнем родстве, заслуживает не меньшего интереса, чем иная дворянская фамилия. Россия, ее прошлое процветание и величие создавались совместным трудом всего народа. Это был не безликий процесс слепой стихии, а вполне определенный вклад определенных людей в развитие государства. При этом специализация в труде осуществлялась как по территориальному признаку, так и по родовому, фамильному. Принцип династичности рода ценен был не столько закреплением совокупности навыков, сколько тем, что на определенной профессиональной основе вырабатывалась своя жизненная философия, нравственные принципы.

Восстановление родовых, семейных традиций ни в коей мере не означает возврата к примитивному домашнему производству или обязательному продлению рабочей династии. Цель состоит в том, чтобы вернуть изначальную ценность честному труду на семейном ли поприще, на службе ли, производстве, сделать потребность в труде одним из главных мотивов жизнедеятельности. Отношение к труду как добродетели может изменить нравственную атмосферу и во многих молодых семьях. Если в такой атмосфере будут формироваться характеры детей, то общество в конечном итоге будет нацелено на созидание, а рвачество и эгоцентризм вновь станут расцениваться как патология, а не норма жизни. Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление связей между поколениями. Чтобы между родителями и детьми не возникла душевно-духовная «дистанция», нужно не допускать ее между отцом, матерью, с одной стороны, и их родителями – другой. Сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия, нарабатывали жизненный опыт, когда младших еще не было. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой же любви детей и внуков. Если дети лишены такого общения, их души недополучают любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется практицизмом. Иными словами, случается то, что в таком изобилии представлено в нашей повседневности. Постоянное и тесное сотрудничество трех поколений семьи – не анахронизм, а необходимое условие разрешения ее кризиса. Способов налаживания такого сотрудничества достаточно. Государству в конечном итоге было бы выгоднее доплачивать определенные добавки к пенсиям за воспитание внуков, чем расходовать большие средства на их перевоспитание в исправительных учреждениях. Свою роль в показе опыта бесконфликтного взаимодействия и взаимопонимания в семье трех поколений могли бы сыграть средства массовой информации. Необходимо разрушать стереотипное представление, будто со стариками невозможно ужиться и молодая семья должна непременно быть автономной. Этот западный стандарт независимых отношений между поколениями исподволь переносится на нашу национальную почву как якобы более прогрессивный. Ему следует противопоставить опыт сложных по возрастному составу семей, рассказывать о специфике отношений в них: о распределении функций, о способах предупреждения или преодоления конфликтных ситуаций, о взаимоподдержке и вообще о том, что позволяет всем членам семьи оставаться близкими, нужными друг другу людьми. И тогда станет ясно, что некоторые естественные неудобства совместного проживания многократно перекрываются совпадением личных и общих интересов, взаимоподдержкой и взаимопомощью. Тогда билборд с призывом «Позвоните родителям!» станет исключением, а не правилом.

Важным резервом укрепления семьи является улучшение семейного воспитания в школе. Частично этот резерв задействован. В последнее время в школах введен даже специальный курс «Этика и психология семейной жизни». Практическое значение его для будущих молодоженов не вызывает сомнения, но он затрагивает только верхний, видимый план семейных отношений. Глубинных же основ семьи, того, что составляет ее духовную сущность, он не касается, в то время как исходным положением должно стать раскрытие не столько частных моментов семейных отношений, сколько фундаментальных основ семьи. Если нет духовного единения, то при всем умении составлять домашний бюджет, готовить пищу, шить и даже при знании психологических основ супружеских отношений семья будет держаться на зыбком фундаменте вещных приоритетов. Естественно, справиться с такой задачей одному курсу, даже если он будет расширен и углублен, не под силу. Вся система школьного воспитания и обучения должна быть направлена на формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности, ориентировать на абсолютные ценности. Более того, в деле формирования установок, идей, этических принципов, убеждений и стереотипов на государственном уровне с помощью социальной рекламы может быть реализовано важнейшее направление социальной политики.

Социальная реклама – это способ воздействия со стороны либо общественных объединений, преследующих какие-либо духовные, нравственные, социальные цели, либо со стороны государства на социум в целом или на определенные социальные группы. В практике социальной рекламы еще много несказанного и ненаписанного. Этот рынок формируется сейчас, он открыт, его ресурсы огромны и еще не освоены, а реальная прибыль от их использования, как показывает практика, – гораздо больше, чем материальные ценности.

Библиографический список

1.    Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные  институты  и  процессы. – Т. 3.– М.: МГУ, 2009.

2.    Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). – М.: Издательский Дом «Nota Bene», 2008.

3.    Мифологический словарь/ Гл. ред. Мелетинский Е. М. – М., 1991.

4.    Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.: Прогресс, 1991.

5.    Ильин И. А. Основы христианской культуры. О сопротивлении злу силой. Серия: философия. Психология. – М., 2009.

Ильин И. А. Путь к очевидности. Серия: философия. Психология. – М., 2009.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии