Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Исследование концепций массовой коммуникации в контексте становления гражданского общества

К-8-12-10
05.12-06.12.2010

Исследование концепций массовой коммуникации в контексте становления гражданского общества

А. Р. Кароян

Российско-Армянский (Славянский) государственный университет,  

г. Ереван, Армения

 

Динамические процессы в развитии массовой коммуникации в условиях глобализации информационного пространства привели к тому, что сама массовая коммуникация является объектом пристального внимания исследователей самых различных сфер научной и практической деятельности. Наука о массовой коммуникации в течение последних десятилетий развивалась достаточно интенсивно, однако исследования большей частью носили экстенсивный характер. Массовая коммуникация как процесс и перспективы его развития составляют проблемное поле современной науки журналистики. Процессы интеграции и глобализации, происходящие в Армении, актуализируют идею о важности и значимости массовой коммуникации в становлении гражданского общества. Все больше осознается социальная ответственность прессы перед обществом и государством.

Бурное развитие средств массовой информации, интенсификация, усложнение и информационное насыщение коммуникативных потоков приведет не только к усилению массмедиа в жизни общества, но и обогащению возможностей активного и позитивного влияния как на социальные процессы, так и на самого человека. Так, например, в некоторых странах процесс развития СМИ сопровождался процессами демократизации и плюрализации государства [1].

Армянская научная и государственная мысль в настоящее время концентрируется на эволюции общественных отношений, опосредованных динамическим развитием коммуникаций. Научно-технический прогресс, способствующий реализации массового тиражирования больших объемов вербальной информации, обусловил возможности влияния на неограниченную в количественном отношении аудиторию. От оценки эффективности деятельности СМК, в частности, их значения в сфере управления общественными процессами, качества, виртуально-символического пространства зависит развитие гражданского общества и обеспечение возможности построения конструктивного диалога его структур и общественных институтов с властью. В связи с этим одной из приоритетных функций СМК на современном этапе должно быть установление режима диалогового взаимодействия между всеми значимыми общественными и политическими силами в условиях формирования гражданского общества.

Теория массовой коммуникации является предметом изучения смежных взаимопроникающих дисциплин: журналистики, социологии, психологии, философии, истории, лингвистики, кибернетики, информатики и др. Этот ряд можно продолжить, поскольку по мере внедрения информационных технологий возросли технические возможности, обеспечивающие развитие и дающие новый импульс для развития  СМК. На наш взгляд, многогранность понятия СМК позволяет ставить следующие задачи:

1)            комплексный, системный подход, позволяющий адекватно представить сложную по своей полифункциональности проблему исследования;

2)            более частную задачу: точное и корректное использование научного понятийного аппарата, неоднозначно истолковываемого различными исследователями.

Итак, понятие «коммуникация» (от латинского «communicatio», что означает обмен, связь, разговор) вошло в научный обиход в начале XX века. В философском словаре дается следующее определение массовой коммуникации: «Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории» [5]. Одна из развернутых характеристик, наиболее полно отражающих смысловые и функциональные особенности коммуникации, принадлежит основоположнику американской социологии Чарльзу Кули: «Под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей. С нее начинается традиционное развитие коммуникаций» [2].

Мы привели два из существующих многочисленных определений. В зарубежной и советской литературе понятие «коммуникация» рассматривается с позиций различных наук. В Международной энциклопедии в данном понятии подчеркивается интегративный характер природы коммуникации. Однако характеристика коммуникаций не всегда носит обобщенно-теоретический характер, нередко массовые коммуникации определяются через структурные особенности и технические возможности общения.

Существует множество определений коммуникации. Анализ существующих определений понятия «коммуникация» предприняли западные исследователи Ф. Дэнс и К. Ларсон. Они подвергли анализу 126 вариантов данного термина [6]. На наш взгляд, все разнообразие толкований термина «коммуникация» можно свести к 3 группам по своей смысловой направленности:

1)            коммуникация как структура, связывающая, соединяющая материальные и духовные объекты;

2)            обмен информацией;

3)            конкретизация передачи информации, акцентируя аспект воздействия массовой коммуникации на развитие общества и общественные взаимоотношения. Последний вариант толкования мы считаем наиболее актуальным и отвечающим цели нашего исследования.

Имеет ли массовая коммуникация собственную специфическую природу, отличную от коммуникации вообще? Каковые характерные особенности массовой коммуникации? Какой подход оправдан при рассмотрении проблем массовой коммуникации? Чтобы прояснить ответы на эти и другие немаловажные вопросы, попытаемся провести небольшой исторический экскурс в историю изучения проблемы массовой коммуникации.

Изучение массовой коммуникации как социального феномена возникло в 20-е годы XX века в рамках зарождающейся науки социологии. Основные вопросы массовой коммуникации и анализ важных проблем исследовались немецким социологом М. Вебером. Он занимался изучением влияния печати на различные социальные структуры, а также на человека как члена социума. Феномен массовой коммуникации целесообразнее, на наш взгляд, исследовать не в ракурсе проблем отдельных дисциплин, сквозь призму акцентируемых конкретной наукой вопросов, а как дифференциацию, исходя из функционального подхода к пониманию сущности массовой коммуникации – теоретическом, прагматическом и экспериментальном – прикладном аспекте [4]. Этот подход развивается в некоторых современных исследованиях (М. А. Василик, В. М. Березин и др.). А наиболее оправдан, исходя из целей нашего исследования, подход, актуализирующий доминирующую функцию СМК. Соответственно, в I группе теорий массовая коммуникация интерпретируется как функция политического контроля. К этим теориям относят следующие: теория массового общества, политико-экономическая теория, (Г. Мердок, П. Голдинг); экономико-социологическая традиция (Ж. Веделл, Д.Маккуэйл, Д. Келлнер); политико-социологическое направление (Дж. Томпсон, Г. Шаттенберг, Р. Голдман и др.); критическая теория (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе и Т. Адорно); теория гегемонии СМК (Н. Пулантзас, Л. Альтюссер); советская-социологическая школа (Б. А. Грушин).

Во главу угла в вышеприведенных теориях поставлены материально-экономические либо идеологические факторы, построенные на основе марксистской идеологии, трактующей СМК как оружие и инструмент для контроля и управления как средства производства. Массовая коммуникация в этой группе теорий рассматривалась как форма идеологической пропаганды. О всеобъемлющем сущностном значении понятия «коммуникация» убедительно утверждал американский социолог и публицист Ч. Миллс. Между сознанием и существованием стоит коммуникация, которая влияет на формирование такого сознания у людей, которое обусловлено их существованием.

Ко II группе относят структурно-функциональную теорию (Т. Персонс, О. Мертон), рассматривающую СМК как самоорганизующуюся и самоконтролируемую подсистему. В структурно-функциональных теориях влияния идеологических факторов незначительно. При этом важнейшими функциями массовой коммуникации являются информационная, интерпретирующая, обеспечивающая преемственность господствующей культуры, мобилизующая людей и развлекательная. Важной особенностью данного подхода является представление о функциональной обусловленности действий человека его потребностям.

К III группе в изучении массовой коммуникации относят теории с социокультурологическим подходом (Г. М. Маклюэн, А. Моль, С. Хэлл, Г. Энценсбергер), франкфуртская (поздняя) школа, теория информационного общества (Д. Белл), теория «малых групп» Ч. Кули. Для этой группы характерна общая направленность на критический анализ СМИ фактора дегуманизации культуры. Это утверждение базировалось на конкретных и психологически убедительных наблюдениях о специфичности у современного человека восприятия информации, в конечном итоге, сводящемся к пассивности, однонаправленности, разрушительном воздействии СМИ на личность посредством распространения стереотипов массовой культуры (Т. Адорно, Г. М. Маклюэн, А. Моль и др.).

 Связующим звеном для этих теорий являются идеи значимости личности в процессе восприятия информации (М. А. Василик, 2006).

Теории массовой коммуникации при всех принципиальных различиях подчеркивают доминирующую роль СМК в обществе. В такой постановке вопроса выявляется противоречие между массовым и индивидуальным. Рассмотрение СМК как средства, как роли в обществе не дает ответа на вопрос: как СМК стимулирует процесс демократизации и гуманизации общества?

Для ответа на поставленный вопрос необходимо подробнее рассмотреть существующие концепции места и роли массовой коммуникации в обществе.

Тщательный анализ концепции взаимодействия и взаимовлияния массовой коммуникации и общества проделан современными исследователями [3, 7]. Приведем для наглядности обзор в краткой форме.

Теория волшебной пули (majic buller theory) и подкожных инъекций (hypodermic needle theory), или лекарственного средства для подкожных инъекций, отражает идею о том, что обществом управляют те, кто управляет средствами информации. Название данной теории свидетельствует о повышении значимости непосредственного воздействия содержания СМК на человека – подобно пуле или подкожному вспрыскиванию, причем передаваемая информация в чистом виде, без воздействия демографического, культурного, возрастного факторов. На наш взгляд, данная теория радикальна и неубедительна, лишена достоверности и объективности в силу своей односторонности.

В трактовке теории аккумуляции (accumulation theory) сила и эффективность воздействия средств массовой информации на человека прямо пропорциональна частоте информационных инъекций. В принципе суть и характер воздействия СМК на человека мало отличается от предыдущей. Обе теории представляются прямолинейными и упрощенными, нивелирующими роль человеческого фактора, показывающими людей как серую, безликую толпу.

Новым импульсом к развитию теорий массовой коммуникации послужили эмпирические исследования, наблюдения, имеющие большое прикладное значение. Вместе с компетентным анализом проведенных исследований пришло понимание:  массовая информация не может прозвучать как выстрел в мишень или произведена как укол в чувствительное место в вакуумном пространстве. При воздействии СМК должны учитываться законы социума, поэтому и воздействие информации преломляется через множественные факторы, действующие двуступенчато (two-step flou theory): достижение группы через «лидера мнения». Можно констатировать, что было положено начало серьезным исследованиям как теоретического, так и прикладного характера. Важная особенность теории заключается, на наш взгляд, в том, что человек, пусть это даже «лидер мнения», рассматривается как субъект, живая индивидуальность, а не объект для запланированного воздйствия.

Теория диффузии (распространения) инноваций (diffusion of innovation theory) нашла применение в различных науках: политологии, маркетинге, социологии, антропологии. Была введена категория «инновация», обозначающая и идею, и практику, и объект, и оборудование, и программное обеспечение. Единственным критерием является наличие новшества, технологической новизны. Однако идея диффузии, даже предполагающей распространение в широком социуме, близка к теориям однолинейных изменений.

Теория культивирования (cultivation effects theory, Дж. Гербнер) на примере телевидения рассматривала СМК не как отражение мира, и даже не как окно в мир, а как самостоятельный мир. Однако эта теория подвергалась критике за игнорирование различий зрительской интерпретации телевизионных фактов.

Прикладные исследования СМК базируются чаще всего на дискурс-анализе, что приводит прежде всего к акцентированию роли и значения зрителя. К таким теориям относятся следующие теории:

§  теория информационных барьеров (gatekeeping, К. Левин);

§  теория искажения новостей (news distortion theory, У. Липпман);

§  теория урегулирования повестки дня (agenda-setting theory, М. Маккомбсон и Д. Шоу);

§  теория обретения пользы и удовлетворения (uses and gratification theory, Дж. Бламлер и Э. Кау);

§  теория зависимости (dependency theory, С. Болл – Рокеш, М. де Флер) в различных вариациях рассматривали прикладные проблемы, связанные с ролью масс-медиа и аудитории.

В теориях анализируется сложная система взаимоотношений между средствами массовой информации, аудиторией и обществом: значения передаваемых и воспринимаемых сообщений, вопросы формирования убеждений человека в зависимости от процесса отношения к происходящим событиям, характер информационного влияния. Диапазон предлагаемых решений вопросов достаточно широк, порой в решении кардинально важных вопросов авторы придерживаются полярных мнений – от роли аудитории как пассивного приемника информации до роли аудитории как активного приемника информации, отбирающего сообщения, ориентируемой не только внешними обстоятельствами, но и своими целями, потребностями, интересами, ценностными ориентациями (теория обретения пользы и удовлетворения).

Анализ представленных концепций и теорий позволяет нам сделать соответствующие выводы:

1.             Изучение массовой коммуникации, как социального феномена возникло в 20-е годы XX века в рамках зарождающейся науки социологии. Бурное развитие СМК послужило импульсом к возникновению теорий, анализирующих массовые коммуникации. На основе общей теории коммуникации стали проводиться исследования в ракурсе проблематик различных наук: философии, социологии, психологии, лингвистики, этнографии, других гуманитарных наук.

2.             Мы проанализировали теоретические проблемы массовой коммуникации и подходы к ее решению, выделив, помимо общепринятых в теоретической литературе групп по критерию функционального подхода к пониманию сущности массовой коммуникации, функции политического контроля, опосредованного духовного контроля, культурологическую функцию. Теории массовой коммуникации при всех различиях подчеркивают доминирующую роль СМК в обществе. В такой постановке вопроса выявляется противоречие между массовым и индивидуальным. Рассмотрение СМК как основного инструмента непосредственного воздействия на массу не дает ответа на вопрос о том, как СМК стимулирует процесс демократизации и гуманизации общества. Мы считаем необходимым выделить теории и концепции по критерию выполнения ролей массовой коммуникацией в демократическом обществе.

3.             Новый этап в развитии исследований массовой коммуникации – акцентирование роли и значимости человеческого фактора, зрителя как активного приемника информации, отбирающего сообщения, ориентируемой  не только внешними событиями, но и управляемого своими целями, потребностями, интересами, ценностными ориентациями.

4.             Оценка эффективности деятельности СМК, в частности, их значения в сфере управления общественными процессами, качества виртуально-символического пространства зависит от развития гражданского общества и обеспечения возможности построения конструктивного диалога его структур и институтов с властью.

Следовательно, одной из приоритетных функций СМК на современном этапе должно быть установление режима диалогового взаимодействия между всеми значимыми общественными и политическими силами в целях формирования демократического общественного мнения.

Библиографический список

1. Березин В. М. Теория массовой коммуникации. – М.: Изд-во РУДН, 1997.

2. Ч. Кули. Общественная организация // Тексты по истории социологии XIX–XX веков. Хрестоматия. – М.: Наука, 1994. – 379 с.

3. Луман Н. Общество общества. Часть II. Медиа коммуникации. — М.: Логос, 2005. – 280 с.

4. Основы теории коммуникации / под ред. М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2006.

5.Философский словарь / под. ред. И. Т. Фролова. – М., 1991.

6. Dance Frank, Larson C. The functions of Human Communication: a Theoretical approach.- N.Y. Holt, Rinehart St. Winston, 1976.

7. Wright Ch. Mass Communication. A Sociological perspective. –N.U.,1986.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии