Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Слухи как объект исследования

К-8-12-10
05.12-06.12.2010

Слухи как объект исследования

О. В. Кораблева

Поволжский государственный университет сервиса,

г. Тольятти, Россия

 

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы по вопросам неформальной коммуникации показывает, что тема слухов является недостаточно разработанной. Теоретико-методологическую основу исследования слухов составляют положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных социологов, политологов, социальных психологов, специалистов по изучению общественного мнения. Особое значение имеют теоретико-методологические посылки, касающиеся особенностей функционирования обыденного сознания (П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц) и социального настроения как его характеристики (Ж. Т. Тощенко), понятия, природы и особенностей циркулирования слухов (А. В. Дмитриев, В. В. Латынов, Г. Олпорт, Л. Постмэн, Р. Росноу, А. В. Толстых, Т. Шибутани).

Слух мы определяем как циркулирующую в социальной среде без надежного подтверждения ее достоверности информацию, объектом которой являются события, обладающие свойством неопределенности и важности. Слух представляет собой результат массовой интерпретации неоднозначного факта.

Основа появления слухов довольно вариативна, но существуют определенные условия, которые детерминируют зарождение слухов. К таковым относятся следующие:

§  неудовлетворенные потребности в информации, когнитивный диссонанс между информацией, которая необходима для понимания меняющейся ситуации, и тем, что сообщают в СМИ;

§  особенности личности коммуникантов-агентов слухов (степень тревожности, неуверенности, внушаемости, доверчивости), так как при прочих равных условиях отмечаются индивидуальные различия в отношении подверженности слухам;

§  наличие у индивида субъективного ощущения нехватки информации по какой-либо теме, когда человек вынужден искать и передавать недостоверную информацию, что имеет место в нестабильных и трудно предсказуемых ситуациях;

§  значимость темы для человека, ее соответствие системе интересов и ценностей личности – детерминанта появления слухов, которая часто обеспечивает локальный характер циркулирования того или иного слуха, тема которого интересна ограниченному кругу лиц;

§  специфическое аффективное состояние индивида, вызванное опасениями по поводу будущих неприятных событий, некий средний уровень тревоги и неопределенности [1].

Процесс распространения слухов в социальной среде характеризуется искажением содержащейся в нем информации, которое возможно в направлениях сглаживания, заострения, уподобления, сокращения и упрощения формулировки или, напротив, усложнения текста слуха. Это зависит от свойств личности коммуникантов-агентов слухов (например, внушаемости, невротизма и т. д.), а также от принятых в той или иной социальной среде норм, ценностей, образцов поведения.

Последствия слухов принято рассматривать в зависимости от того, к какой группе они относятся: спонтанных или преднамеренных слухов. Так, воздействие спонтанных слухов можно рассматривать на трех уровнях: индивидуальном, групповом, общенациональном. Воздействуя на отдельного индивидуума, слухи способны смягчать эмоциональное напряжение, обеспечивая своеобразную отдушину. Роль слухов в данном случае позитивна, так как они позволяют снимать напряжение, тревогу с наименьшей затратой усилий. Таким образом обеспечивается адаптация к возможному событию, что делает его легче переносимым и уменьшает беспокойство по поводу негативных последствий [3]. С. Энтони обнаружил снижения уровня тревоги у лиц, активно обсуждающих слухи. В то же время Р. Фирф, изучавший слухи в Полинезии, считал, что лишь немногие из слухов оказывают фасилитационное воздействие. По данным Национальной консультативной комиссии по гражданским беспорядкам в США слухи существенно усиливают напряженность и массовые волнения в обществе [цит. по 1]. Таким образом, негативный эффект воздействия слухов наблюдается более часто и отчетливо. При этом воздействие слухов на поведение носит сложный характер, находясь в зависимости от содержания слуха, характеристик источника информации, а также  характеристик обыденного сознания.

Обыденное сознание является условием воспроизводства слухов. Характеристикой обыденного сознания, немаловажной для понимания феномена слухов, является социальное настроение. Социальное настроение выступает как индикатор самочувствия общества, или показатель состояния общественных отношений в целом и их напряженности в частности.

По мнению М. Г. Ярошевского, социальное настроение есть преобладающее состояние сознания тех или иных социальных групп в определенный период времени, которое проявляется во всех сферах жизнедеятельности и характеризуется определенной предметной направленностью (политическое, эстетическое, религиозное и т. д.), а также характером и уровнем эмоционального накала (апатия, депрессия, подъем, энтузиазм). Социальное настроение может иметь глобальные проявления (массовые настроения, настроения слоев, классов, народов) и локальные (социально-психологический климат микросреды, например, коллектива) [цит. по 2].

Согласно концепции социального настроения Ж. Т. Тощенко и С. В. Харченко, социальное настроение есть реальное социально-психологическое образование, продукт духовно-практического освоения мира, специфика которого отражает действительность, исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Оно детерминирует целеполагающую деятельность субъекта, участвует в регулировании поступков отдельных людей, социальных групп, институтов, а также демонстрирует их умонастроения, мироощущения, ценностные ориентации, установки [2].

Исследователи  различают исторически сложившееся и ситуативное социальное настроение. Первое включает в себя историческую память и влияет на ее проявления, на ее роль в общественной и личной жизни. Второе порождается конкретными причинами, имеющими преходящее и быстротекущее значение, зависит от актуальности и значимости для тех или иных субъектов исторического процесса.

Роль, отведенная социальному настроению, определяется его способностью выступать в качестве катализатора или сдерживающего фактора социальной деятельности индивидов и групп. Сущность социального настроения обусловлена тем, что психофизиологическое, эмоциональное состояние людей, их поведение зависят от разрешаемости социальных проблем, противоречий, удовлетворения социальных интересов, которые преломляются через психику, сознание и определяют действия людей. Оно способно аккумулировать в себе влияние и воздействие различных субъективных и объективных факторов, результаты взаимодействия внешнего и внутреннего мира человека. Таким образом, социальное настроение есть «…целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего общественного сознания и поведения, отражающая уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальной группой, различными организациями и институтами социальных установок, социальных целей и интересов, формирующихся под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуемых (или нереализуемых) в процессе практической деятельности» [2, с. 21].

Настроение может носить конструктивный или деструктивный характер. Последний особо значим для общества и социальных процессов. Настроение отдельных немногочисленных групп в силу своей повышенной социальной активности, напористости может определять и олицетворять общее настроение, подавляя или подчиняя настроение других групп и слоев, более многочисленных, но пассивных.

На распространение слухов и, соответственно, на изменение социального настроения огромное воздействие оказывают ожидания возможных последствий обсуждаемого события или явления. Так, если слухи касаются благополучия человека, его уверенности в будущем, его ориентации на долгосрочные цели, то социальное настроение будет достаточно оперативно и обстоятельно реагировать на слухи, особенно если их подтверждение чревато негативными последствиями. Поэтому среди прочих оснований классификации слухов мы предлагаем использовать принцип актуальности предмета слуха для конкретного человека как субъекта повседневной жизни. Таким образом, возможно различение слухов первичной значимости и вторичной значимости для индивидов. Предметы слухов первичной значимости находятся в ближайшей зоне повседневной жизни, которая ограничена пределами непосредственной досягаемости для человека. Эти слухи имеют непосредственное влияние на жизнедеятельность индивидуума, непосредственно участвуют в формировании социального настроения и поведенческих практик. Предметы слухов вторичной значимости принадлежат к более опосредованным, удаленным от человека зонам повседневной жизни.

Итак, результатом воздействия слухов на индивидуальном уровне является удовлетворение информационных потребностей, интерпретация ситуации, ориентация в окружающей обстановке, формирование некоего мнения, а также снижение или, напротив, увеличение уровня тревоги.

Действие слухов на групповом уровне выглядит как поддержание групповых границ: члены определенной социальной общности с помощью слухов подчеркивают различия между «своими» и «чужими», формируя, таким образом, групповую идентичность. «Присоединение» к слуху конкретного человека означает его интегрированность в ту или иную общность. В связи с этим, слухи могут выполнять функцию некоего «социального барометра», выступая показателем того, каково мнение группы по определенному вопросу, обозначая позицию, которую следует занимать членам группы. Также на уровне группы наблюдается повышение гомогенности мнений. Группа людей обнаруживает интерес к вопросу, обменивается позициями, имеющими к нему отношение, и интерпретирует их в терминах существующего культурного контекста в соответствии со спецификой своей субкультуры.

Внутригрупповое обсуждение слухов способствует кристаллизации общей точки зрения и снижению межиндивидуальной вариативности частных интерпретаций. Слух, таким образом, выступает в качестве средства массовой коммуникации, поддерживающего групповые границы.

Библиографический список

1.    Дмитриев А. В., Латынов В. В., Хлопьев А. Т. Неформальная политическая коммуникация. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997.

2.    Тощенко Ж. Т., Харченко С. В.  Социальное настроение. – М.: Academia,  1996.

Allport G. W., Postman L.  The psychology of rumor. – New-York: Holt, 1947.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии