Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-05.13.21

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-05.13.21

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-05.13.21

ПолитологияПолитология - К-05.13.21

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-05.13.21

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Проблемы семейных отношений в истории социальной мысли

К-2-4-10
Международная научно-практическая конференция
Этногенез и ранняя история народов Евразии
05.04-06.04.2010

Проблемы семейных отношений в истории социальной мысли

Ш. Э. Кулиева

Анкарский университет,

г. Анкара, Турция

 

Имеется огромный пласт литературы по проблеме полов, которая, однако, не совсем равномерно распределена в исторической хронологии. Интерес к социальному статусу как мужчин, так и женщин формировался в зависимости от конъюктурных колебаний ценностей того или иного пола в общественном сознании. Лидирующее положение того или иного пола определялось в последующем как патриархат или матриархат, что и влияло на формирование соответствующей идеологии и социально-психологических стереотипов о том или ином поле. Исследователи в разные исторические времена, оценивая роль и место в обществе того или иного пола, исходили как раз из подобных стереотипов. Помимо этого, на развитие идей, различных учений и теорий о взаимоотношениях полов влияло развитие тех или иных разделов общественных наук. Все этапы общественного развития последовательно отражают в себе развитие взаимоотношений полов в различных пластах общественного сознания – в научных взглядах, в обычаях и стереотипах, выражавшихся в социальном поведении людей, в идеологемах, в том числе и религиозных, в художественном творчестве.

Нас интересуют научные взгляды на проблему взаимоотношения полов, поскольку здесь – более или менее объективный подход к оценке указанной проблемы. В истории мысли любого региона или любого народа можно встретить противоречивые подходы и мнения о поле. Если иметь в виду более ранние периоды общественного развития, к примеру, до формирования монотеистической религии, то здесь имеется множество примеров равноправного положения полов, положительной с точки зрения нравственных и социальных качеств оценки как женщин, так и мужчин. Множество примеров тому можно встретить в мифологии, народных эпосах, сказаниях, сказках, пословицах и поговорках. Вместе с тем с формированием централизованной власти, развитием института частной собственности  растет и стремление к созданию единого идеологического пространства, что достигается путем становления религиозного института и через образно-художественное восприятие мира, в том числе через художественное слово, музыку, живопись, прикладные виды искусства. «Проблемы женщин упоминаются вкупе с понятиями «зависимость», «неравенство», «эксплуатация», ее место определяется как нижняя социальная прослойка и т.д.» [5. С. 1].  

Таким образом, положение женщины, прежде всего, оценивалось в рамках традиционной идеологии, с выпячиванием на первый план ее биологических функций, ее роли матери, воспитательницы детей и хозяйки, ведущей домашнее хозяйство. Биологическая функция женщины ставила ее на ступень ниже, чем мужчину [3. С. 60]. Однако в древнем мире так не считали; к примеру, Платон отмечал, что от рождения как мужчина, так и женщина обладают равными способностями; женщины так же, как и мужчины, могут выполнять любую работу. Вместе с тем он подчеркивал, что каковы бы ни были велики способности женщины, ни в одном деле она не может быть так велика, как мужчина [7. С. 143]. Аристотель же прямо подчеркивал, что женщина находится на ступень ниже, чем мужчина. В своей «Политике» он отмечал, что у женщины природное превышает социальное, т.е. гражданское [4. С. 13].

Что же касается брачно-семейных отношений в истории социальной мысли, то здесь имеется огромная масса литературы, где рассматриваются проблемы взаимоотношения полов. Известно, что развитие экономики, других сфер хозяйственной жизни отражается на традиционном укладе жизни людей, их трудовой карьере, семейной жизни. Семейные отношения всегда отличались традиционностью и стабильностью. Уклад семьи формировался на основе традиций общинности, религиозных догм, семейных обычаев, а также материальных предпосылок, т.е. уровня жизни. Под общинностью мы имеем в виду региональные особенности, особенности родоплеменных и патриархальных отношений, которые в большей или меньшей степени отражаются на семейных связях. Это особенности добрачного поведения молодежи, воспитания девочек и мальчиков с учетом их половой принадлежности, сватовства, свадебной церемонии, распределения ролей и характер взаимоотношений в последующей семейной жизни, особенности отношений между родителями и детьми, к примеру, между матерью и дочерью, отцом и сыном и т.д. Говоря более обобщенно, это процесс формирования мужественности у юношей и женственности у девушек до их полного повзросления и вступления в самостоятельную жизнь.

В средние века в Западной Европе, как известно, влияние идей христианства на развитие научной мысли и политических отношений было довольно сильным. Фома Аквинский, являясь представителем ортодоксального христианского учения, считал, что причина, по которой женщина была создана богом, – это то, что она должна помогать мужчинам, а помощь эта выражается в продолжении рода и ведении домашнего хозяйства [5. С. 4].

В религии ислама положение женщины также оценивалось с точки зрения ее биологического предназначения и социально-экономического положения. Уровень образования, место в системе общественного производства, обычаи и традиции исламского мира в совокупности влияли на отношение к женщине с религиозных позиций. Известно, что в Коране имеется ряд положений, непосредственно оценивающих роль и функции женщины в различных сферах общественной и частной жизни.

Ислам признает большую роль женщины в обществе, в домашнем хозяйстве, в воспроизводстве поколений, воспитании детей, во взаимоотношениях между полами. Известно также, что в вероучении ислама мать, в отличие от дочери, сестры и супруги, занимает более почетное место. Мусульманская этика  требует уважения и почитания матери. Вместе с тем на формирование идеологии ислама в отношении к женщине оказало влияние то, что у древних народов мужчина играл более важную роль, чем женщина; он, как главный кормилец семьи, пользовался неограниченной властью, занимал высокое положение в обществе. В мусульманской традиции крайне желательно рождение сына, а не дочери. Отсюда – мальчику с детства обеспечивается почетное положение в семье, ему необходимо дать имя с глубоким смыслом, хорошее образование, и т.д. Это исходило из того, что рождение сына укрепляло семью, ее обороноспособность, а рождение дочери было второстепенным делом по важности.

Исследователи отмечают, что при оценке коранических изречений о женщине необходимо учитывать те источники, которые непосредственно воздействовали на процесс формирования Корана как священной религиозной книги мусульман. Это прежде всего обычаи и традиции арабских племен и народов, условия общественного развития и т.д. [1. С. 13]. Необходимо здесь учитывать такие источники, как Сунна, аяты, хадисы, а также основанный на Коране и сунне шариат (свод правил и законов поведения мусульманина в обществе). Отмечается, что «безусловная покорность и повиновение мужу во всех отношениях являются высшим идеалом, главным принципом исламской нравственности» [1. С. 19]. Современные толкователи ислама не во всем согласны с представителями, к примеру, советской школы исламских исследований, трактовавших отношение к женщине в исламе как прежде всего к работнице, что предопределяло ее социально-политическую активность и позиции в семье, быту, в культурной жизни и т.д. Да и в странах арабского Востока, претерпевших реформацию, когда в стране, в регионе стали происходить крупные изменения  социально-политического и экономического характера, новые религиозные веяния и течения стали потрясать основы старых подходов к положению женщины в обществе. Однако восприятие идей западного просветительства проходило на фоне и в рамках системы исламских ценностей, среди которых были и устаревшие представления о положении женщины в обществе [2. С. 23].

Когда религиозное стало отделяться от светского и формирование итальянского гуманизма и Ренессанса в целом отразилось на развитии всей западноевропейской мысли, отношение к женщине, содержание идей о роли ее в общественном устройстве стали несколько видоизменяться. Можно сказать, что в Новое время, в эпоху становления и развития либерализма как нового идеологического течения  произошло изменение роли женщины в общественном производстве, когда она стала значительной производительной силой, поднялись голоса в защиту женских прав, в особенности тех женщин, которые относились к униженным и угнетаемым беднейшим слоям населения эпохи первоначального накопления капитала. Джон Локк, один из видных представителей английского либерализма, считал, что женщины могут строить равноправные взаимоотношения с мужчинами, иметь высокий авторитет в глазах детей, и при всем при этом обладать различными интересами и потребностями. Отвечать в целом за общественный порядок должен мужчина как более сильный и обладающий лидерскими качествами [6. С. 21].

В век Просвещения, когда идеи Великой Французской буржуазной революции послужили сильнейшим толчком к дальнейшему развитию демократических идей, видный идеолог ее, Жан Жак Руссо, защитник идеи равенства и свободы в социально-политических отношениях, подчеркивал, что женщины лишь игрушки в руках мужчин, играющие второстепенную роль на исторической авансцене. В своем произведении «Эмиль, или о воспитании» он писал, что женщина вообще существует лишь благодаря мужчине. Женщина создана для того, чтобы нравиться мужчине и угождать ему. Роли, предназначенные для женщин и мужчин, не равнозначны. Таким образом, отношение к женщине, освященное веками, хоть и колебалось в пределах либерально-демократических идей, с одной стороны, и религиозно-идеологических – с другой, все равно негласно предполагало неравенство в статусе женщин и мужчин на всех уровнях общественного устройства. Иммануил Кант, видный представитель классической немецкой философии, считал, что «женщина должна царствовать, а мужчина – управлять, поскольку царствовать должно чувство, а управлять – разум» [3. С. 19]. Ученой женщине не хватает лишь бороды, скептически  замечал Кант. Адам Смит писал о том, что у женщин отсутствует способность к управлению, Ф.Ницше же считал, что женщины имеют интересы лишь в сфере любви и ненависти, а Ф.Гегель делал акцент на мысли о том, что женщины настолько легкомысленны, что им нельзя доверить государственные дела  [там же].

Проблема взаимоотношения полов в обществе по мере развития капиталистических производственных отношений выдвигалась в качестве актуальной социально-политической проблемы, однако влияние стереотипов на взгляды передовых ученых и общественных деятелей было очень сильно. Открытия в области естествознания, физики, биологии, химии, сделанные за последние полтораста–двести лет, не могли не отразиться на оценке общественных отношений, в том числе и в области взаимоотношений полов. Большой прорыв был сделан в исследованиях по психологии, психиатрии, социологии. Все это, вместе взятое, повлияло на характер научных разработок, в том числе и связанных с проблемой гендерного равенства в обществе. Именно с точки зрения влияния бессознательного на социальную жизнь человека, видный австрийский психиатр и психоаналитик З. Фрейд, рассматривая проблемы взаимоотношения полов, писал о значительной роли природного начала в осуществлении женщиной своих некоторых социальных предназначений [3. С. 14].

Как видно из вышеизложенного, в современном интеллектуальном мире мужчины, взявшие в руки бразды власти, не сдают своих позиций женщинам. До сих пор, уже на протяжении длительного времени, среди исследователей нет единого мнения о путях развития взаимоотношений женщин и мужчин. Однако развитие современного общественного устройства в направлении открытого общества и демократии представляет большие возможности для проявления женщиной самых лучших способностей и умений.

Список использованной литературы:

1.    Вагабов, М. В. Ислам и женщина / М. В. Вагабов. – М., 1968

2.    Ишмурадова, З. Ислам и женщины Востока / З. Ишмурадова. – Ташкент, 1990

3.    Axtartdır, N. Qadın Problemi, Say Nəşrləri / N. Axtartdır. – İstanbul, 1986

4.    Aristoteles. Siyasət, Remzi Nəşriyyat / Aristoteles. – İstanbul, 2000

5.    Çitçi, O. Qadın Problemi və Türkiyədə Cəmiyyət Vəzifəlisi Qadınlar, Türkiyə və Orta Şərq Amme İdarəsi İnstitutu Nəşri / O. Çitçi. – Ankara, 1982

6.    Donovan, J. Feminist Nəzəriyyə, Ünsiyyət Nəşrləri / J. Donovan. – İstanbul., 2001

Platon. Dövlət, Remzi Nəşriyyat Nəşrləri / Platon. – İstanbul, 1992

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии