EnglishРусский

Текст. Произведение. Читатель

Э. А. Тайсина

Казанский государственный энергетический университет,

г. Казань, Россия

 

Никто как Грин. Его творения прекрасны почти нестерпимо; его творческий метод с полным правом можно назвать магическим реализмом.

«Блистающий мир» – послание провидца, знающего, какая трагическая судьба ему предстоит, какой приговор ждет великую индивидуальность в наказание за ее талант…

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012

В. Н. Крылов

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Казань, Россия

 

 В советских работах по методике использования критических статей материалом изучения выступал традиционный круг источников – только революционные демократы и марксистские критики, что обедняло представление о сложной картине литературной жизни [2]. В постсоветский период вышли ценные учебные пособия, хрестоматии и антологии критических статей [3; 4; 5; 6], основанные на привлечении текстов критиков разных направлений.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012

И. В. Марзоева, Г. Ф. Лутфуллина

Казанский государственный энергетический университет,           

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

Под макроконтекстом понимается «окружение исследуемой единицы, позволяющее установить ее функцию в тексте как целом» [2]. Метод контекстуального анализа широко применяется в различных отраслях языкознания, в особенности в области переводоведения и стилистики. Однако анализ контекста в целом и макроконтекста в частности позволяет также сделать выводы о референциальном статусе временных глагольных форм в некоторых спорных случаях. Рассмотрим это на примере функционирования французской временной формы Futur antérieur.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012

Ю. В. Серебрякова

Ижевский государственный технический университет

им. М. Т. Калашникова, г. Ижевск, Россия

 

Рассказ С. Кржижановского «Странствующее „странно”» [2, с. 149] показывает, на наш взгляд, не только неосуществившийся (пропущенный) подход к решению проблемы «сознание – тело», но и по-своему обыгрывает тему «маленького человека», стремящегося к величию. Эта работа 1924 г. перекликается и с актуальными философскими исследованиями последнего десятилетия. С нашей точки зрения, здесь (и еще задолго до) доводится до логического завершения идея трансгуманистов о бесконечном самосовершенствовании человека, развивающая в основном техническую оснащенность человеческого организма [1].

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012

О. В. Левкович

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

Традиционно А. П. Чехов ставится читателями в один ряд со всеми писателями XIX века, считается «последним классиком». Однако литературоведы не вполне согласны с подобной точкой зрения. Дело в том, что в творчестве Чехова есть ряд особенностей, дающих возможность сопоставления его наследия с литературой начала XX века. Одной из подобных черт становится отношение писателя к человеку, герою, личности. Конец XIX века – время угасания реализма как ведущего направления в литературе, однако в беллетристике, которая и составляла основной контекст чеховского творчества, этот период связан с расцветом реализма в его крайних, «проповеднических» вариантах.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012

Л. В. Подина

Пензенский государственный педагогический университет

им. В. Г. Белинского, г. Пенза, Россия

 

Категории художественного пространства и времени изучаются давно и достаточно успешно. Это работы М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике», «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», «Проблемы поэтики Достоевского», Д. С. Лихачева «Поэтика древнерусской литературы», Ю. Лотмана «В школе поэтического слова», «Многоплановость художественного текста», В. Днепрова «Идеи времени и формы времени», В. Н. Топорова «Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического» и другие.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012

А. М. Саяпова

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

Цикл Тютчева «Из «Фауста» Гете» состоит из пяти стихотворений, написанных в конце 20-х – начале 30-х гг. Переводы Тютчева сделаны из I части «Фауста» Гете: I – отрывок из «Пролога на небесах», II – диалог Фауста с Духом Земли из сцены «Ночь», III – монолог Фауста из сцены «Ночь», IV – монолог Фауста из сцены «У ворот», V – монолог Фауста из сцены «Лес и пещера». (Известно также, что кроме этих отрывков, Тютчев перевел полностью I акт II части «Фауста», но рукопись перевода была случайно уничтожена поэтом).

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012

О. А. Спирягина

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

В романах Ф. М. Достоевского «Бесы» и М. Горького «Жизнь Клима Самгина» изображены противоречивые периоды российской истории, находит отражение социально-политическая, творческая жизнь общества переходного времени; показаны судьбы, стремления, духовный поиск множества людей.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012

В. В. Шутова

Башкирский государственный педагогический университет

им.  М. Акмуллы, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия

 

Данная статья посвящена проблеме определения интертекстуальности в рамках отечественного литературоведения. На сегодняшний день современными исследователями выделено большое количество различных определений этого литературного термина, но зачастую они носят противоречивый и неполный характер.

Так, например, можно назвать ряд работ таких исследователей, как С. Г. Филиппова, которая опирается на точку зрения М. М. Бахтина о диалогичности.

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012

А. С. Афанасьев

Казанский (Приволжский) федеральный университет,

г. Казань, Республика Татарстан, Россия

 

Как известно, пространственно-временной континуум формирует поэтическую модель мира и позволяет вскрыть особенности мировоззрения писателя. В данной статье мы хотим обратиться к творчеству одного из ярчайших представителей литературы русского символизма  – Андрея Белого – и рассмотреть специфику хронотопа «Северной симфонии» (1901).

Текст. Произведение. Читатель
Комментариев: 0
4.09.2012