Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-05.13.21

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-05.13.21

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-05.13.21

ПолитологияПолитология - К-05.13.21

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-05.13.21

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Е. Н. Емельянова Внешнеполитические доктрины II и III Интернационалов: сравнительный анализ

К-06.05.16
05.06-06.06.2016

Внешнеполитические доктрины II и III Интернационалов: сравнительный анализ

Е. Н. Емельянова  Кандидат исторических наук, доцент,

Государственный социально-гуманитарный университет,

г. Коломна, Московская область, Россия

 

Двадцатый век стал веком прихода к власти марксистских партий, как на Западе, так и на Востоке. Почему же не удалось создать единого сообщества народов, как предполагала марксистская теория? Почему единое учение распалось, как некогда христианство, на две ветви: западную и восточную? Почему не удалось добиться согласия по важнейшим вопросам человеческого бытия: предотвращения войны и сохранения мира?

Для ответа на эти вопросы используем в качестве примера взаимоотношения руководства Социнтерна и Коминтерна в 20-е годы XX в., в самом начале революционной эпохи.

Главную причину войны марксизм изначально видел в агрессивной экономической при­роде империализма. Но с приходом социалистов и большевиков к власти и те, и другие объявили о начале создания предпосылок для строительства нового социалистического общества. Тем самым был обоснован тезис о необходимости защиты социалистического отечества. Одни попытались построить социализм на базе либерально-демократической модели, другие – создать принципиально новое бесклассовое и негосударственное общество – советскую демократию, в основу которой все же изначально была заложена авторитарная идея – диктатура пролетариата и крестьянства, реально переросшая в диктатуру коммунистической партии. На тот момент это соответствовало менталитету российского народа, значительную часть которого составляло полупатриархальное крестьянство с традиционной верой в царя.

Выбор различных моделей развития привел к разному пониманию факторов, ведущих к войне. Коммунисты по-прежнему видели истоки войны во враждебной Советской России империалистической системе. Социалисты утверждали, что агрессия исходит от диктаторских режимов и, в первую очередь, от большевистской диктатуры в России и фашистской в Италии.

Способы предотвращения войны также предусматривались различные. Коминтерн заявил в своих документах, что только ликвидация капиталистической системы через гражданские, революционные [4] и национально-освободительные войны позволит построить новое общество без военных конфликтов. Основанное не на конкуренции, а на международном научном планировании, не на национальных интересах, а представляющее собой негосударственное образование – Мировая советская республика устранит сами причины войн и позволит достичь вечного мира. Переходной ступенью к этому обществу должна стать Федерация советских республик по типу СССР [2, с. 31].

Социнтерн полагал, что достаточно продолжительного мира можно достичь уже при капитализме. Для этого нужно устранить диктаторские режимы, установив в этих странах демократическую систему; поддержать Лигу Наций как организацию, призванную с помощью международного права бороться за мир; ввести систему арбитража для наказания агрессора; допускалось создание Соединенных Штатов Европы. При внешнем пацифизме эта программа предполагала ряд насильственных действий. Отрицая открытую интервенцию против СССР, Социнтерн ставил задачу демократизации Советской России изнутри, через политическую поддержку и финансирование оппозиционных партий, движений и групп в самой ВКП(б), а также через подчинение Советского государства международным законам. Выдвигая лозунг включения СССР в Лигу Наций, Социнтерн в то же время признавал обязательность ее решений для всех членов, а также наказания страны, не подчинившейся арбитражному суду насильственными мерами, вплоть до военных. Учитывая, что СССР был единственной страной с иной политической системой, нетрудно предположить, что эта мера предусматривалась, в первую очередь, против большевистского режима. Взяв за основу либеральную модель общественного устройства, Социнтерн фактически воспринял и либерально-идеалистическую концепцию международных отношений. Таким образом, два некогда единых учения эволюционировали в двух различных направлениях: одно – в сторону либерализма, другое – в сторону авторитаризма, хотя изначально целью его была ликвидация государства как аппарата насилия. Два союзника стали врагами.

Существовала ли возможность примирения? Такие попытки были предприняты в 1922 и 1935 гг.  В 1922 году руководство Советской России пыталось включить страну в мировую экономическую систему. Правда, стремилось это сделать на выгодных для себя условиях, что для мирового сообщества того времени было неприемлемо, так как Советское государство не входило в число стран-победительниц. На четвертом конгрессе, под давлением В. И. Ленина, Коминтерн сделал ряд теоретических уступок Социалистическому Интернационалу. Была признана возможность мирного перехода к социализму и создания демократического рабочего правительства (фактически допускалась коалиция с либералами), выдвигался лозунг образования Соединенных Штатов Европы и Азии. Большевики даже заявляли о возможности объединения Интернационалов. Но на совещании в Берлине в апреле 1922 г. руководство Второго Интернационала не только отказалось от лозунга пересмотра условий Версальского договора, устанавливавшего гегемонию Англии и Франции, но и выдвинуло ряд заранее неприемлемых для Советской России требований: демократизации власти и признание самостоятельности Грузии,  не обещая при этом ничего взамен. Включения России в мировое экономическое сообщество в 1922 году не состоялось.

В 1935 г. VII конгресс Коминтерна повторил попытку примириться с социал-демократией и всеми пацифистскими силами, выдвинув идею народного фронта. Связано это было с приходом к власти в Германии фашизма и приближающейся Второй мировой войной. Но все же полного объединения социализма и коммунизма вновь не произошло.

Причин тому, на наш взгляд, несколько. В двадцатом веке марксизм превратился из научного учения в идеологию, призванную оправдать нахождение у власти социал-демократов и коммунистов. Каждое из направлений в марксизме претендовало на истинность только своих представлений о социализме. Национальные интересы при этом превалировали над интернациональными. Обе стороны делали ставку на силовое распространение своей модели социализма. И все же, на наш взгляд, есть еще одна, более глубинная, причина – это цивилизационный раскол. Современные неореалистическая и либеральная теории международных отношений фактически не выходят за рамки существующей западной демократической модели общества, предлагая варианты достижения мира в условиях глобальной демократизации, не учитывая традиций и национальных особенностей других народов [1]. И вновь Россия ищет собственный путь на основе идей консерватизма и евразийства [6].

Возможно, выработка новых теорий в философии истории и международных отношений позволит регулировать общественные процессы мирным путем.  

 

Библиографический список

  1. Диалог культур в условиях глобализации // Составитель: Алексеев Г. М. – М. : Канон+, 2012. – 616 с.
  2. Емельянова Е. Н. Проблема войны и мира в теории и практике Коминтерна (1919 –1923гг.). Дис. … канд. ист. наук – М. : МГУ, 1998. – 201 с.
  3. Материалы по VII Конгрессу Коминтерна. – Пятигорск : Севкавгиз, 1935. – 71 с.
  4. Сергомасов М. Ю. Политические аспекты советско-польской войны 1920 года. Автореф. дис. … канд. ист. наук. – М., 1997 – 16 с.
  5. Социалистический вестник. – Нью-Йорк, 1921–1935.
  6.  Черемных О. А., Попов Г. Г. Евразийская концепция истории России средних веков. – Воскресенск, 2011. – 256 с.
  7. IV конгресса Коммунистического Интернационала. Бюллетень. – М., 1922. – № 1–32.
  8. Kevin Mc Dermott. The Comintern: A history of intern. communism from Lenin to Stalin. – London : Macmillan press, 1996. – 304 р.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии