Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-09.20.22

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-09.20.22

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-09.10.22

ПолитологияПолитология - К-10.05.22

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-09.10.22

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Теоретическое музыкознание о методологии изучения взаимодействия компонентов многоголосной музыкальной фактуры

К-01.20.16
20.01-21.01.2016

Теоретическое музыкознание о методологии изучения взаимодействия компонентов многоголосной музыкальной фактуры

А. Б. Пескин Кандидат искусствоведения,

Гродненский государственный музыкальный колледж,

г. Гродно, Беларусь

 

Музыкальная фактура – сложная и многоуровневая система взаимодействий, опирающаяся на пространственно-временную организацию звуковысотных, тембровых, ритмических компонентов. Изучение музыкальной фактуры разных эпох и стилей сопряжено с различными методами исследования в зависимости от того, какая фактурная координата является точкой отсчета (горизонталь, вертикаль или диагональ). В этой связи, целесообразно усмотреть три метода: горизонтальный, вертикальный и диагональный.

В данной статье специальное внимание уделено горизонтальному методу анализа музыкальной фактуры, согласно которому ее основными компонентами являются голоса и пласты, которые на протяжении нескольких веков стали предметом изучения в связи с исследованием многоголосной музыки.

Начиная с трактатов позднего Возрождения, изучение взаимодействия голосов и пластов фактуры преимущественно связано с разработкой учений о гармонии и контрапункте. Так, Дж. Царлино в трактате «Установления гармонии», высказывая критические суждения в адрес современной ему музыкальной практики, затрагивает ряд проблем образования музыкальной фактуры: «… Поистине можно онеметь от ужаса, слушая и видя, как … прилагая гармонии к словам, допускаются бесконечные ошибки, лады почти не принимаются во внимание, голоса плохо соединяются (курсив мой – А. П.), переходы некрасивы, ритмы не соответствуют друг другу» [16, с. 160]. Как видно, Царлино хорошо осознает необходимость взаимообусловленности движения голосов и ладовой структуры.

История контрапункта и гармонии связана со становлением науки о голосоведении, которая относится к XVIII веку, о чем свидетельствует «Трактат о гармонии» Ж. Ф. Рамо, в котором автор приводит мысли о голосоведении, смыкающиеся с эстетическими взглядами композитора. Как известно, Рамо отдавал приоритет гармонии, а не мелодии. Он утверждал, что гармония и связанные с ней ладовые тяготения, определяет порядок движения голосов [16, с. 230]. Известно, что Ж. Ж. Руссо, напротив, был склонен считать мелодию главным элементом музыки: «…только мелодия является источником того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство, только в ней – власть музыки над сердцами» [16, c. 232].

Очевидно, что именно мелодическая точка зрения (Руссо) вводит в теорию XVIII века проблему взаимодействия голосов музыкальной фактуры.

В XIX веке, в связи усилением значения мелодических элементов композиции, изучение вопросов взаимодействия голосов, получило интересное развитие в трудах известных русских композиторов. Так, П. Чайковский в «Руководстве к практическому изучению гармонии» заметил, что голосоведение составляет суть гармонической техники, как в собственно технологическом, так и в эстетическом аспекте. В этой связи показательно его высказывание о технике выполнения прерванных оборотов: «Доминантаккорд по гармоническому закону, выведенному из самой природы этого аккорда, должен быть разрешен в тонику. Но если, избежав переченья и запрещенных параллелизмов, повести голоса мелодически красиво, (курсив мой – А. П.) можно разрешить в любое из трезвучий в пределах тона или вне его пределов» [15, с.161].

Подобные изречения мы находим и в «Практическом учебнике гармонии» Н. Римского-Корсакова в связи с включением неаккордовых звуков: «Красивейшие из проходящих суть те, которые образуют какой-либо случайный аккорд; к таковым относятся проходящие септимы и ноны» [12, с. 68]. Тем самым, Римский-Корсаков отметил влияние голосоведения на гармонический фонизм в контексте системы гармонической тональности. Фрагментарно включает ссылки на эстетику голосоведения С. Танеев. Так, разъясняя тезис о недопустимости подготовки связанного диссонанса интервалом, совпадающим с интервалом разрешения, он в качестве примера приводит фрагмент из “Recordare Реквиема Моцарта и в этой связи пишет: «Этот нумеръ въ отношенiи голосоведенiя является образцемъ недосягаемого совершенства» [10, с. 60]. Анализируя особенности техник контрапукта дуодецимы и децимы С. И. Танеев замечает: «Пример этот, подобно предыдущему, может быть беспрепятственно исполнен 4-х- голосно, хотя движение крайних голосов параллельными секстами звучит несколько вяло и несравненно менее изящно (курсив наш – А. П.), чем движение параллельными децимами» [10, с. 202]. Указания русских композиторов на эстетические аспекты голосоведения есть не что иное, как осознание роли мелодических линий в становлении художественного образа.

Представляются важными для нас также суждения западных ученых ХХ века. Так, в функциональной теории Х. Римана тезисы, относящиеся к голосоведению (как, например, мелодическая природа побочных тонов аккорда) [17], увязаны с вопросами гармонической функциональности. Э. Курт, в отличие от Х.Римана, рассматривал взаимодействие голосов в русле концепции мелодической полифонии. Так, он проводит мысль о соотношении гармонии и контрапункта: «Если в гармонической ткани аккордовый массив стремится к утончению в мелодические линии, то в контрапунктической ткани совершается процесс скрепления линеарно намеченного многоголосия в аккордовые массы» [4, с. 254]. Иными словами, Э. Курт обращает внимание на динамику соотношения компонентов фактуры, т. е. на взаимодействие: аккорд-линия и линия-аккорд.

Весьма существенны тезисы русских ученых ХХ века Ю. Тюлина, Н. Привано, Ф. Арзаманова, А. Мутли, С. Скребкова, Ю. Холопова, которые касаются расширенной трактовки понятия «голосоведение» и его функций в музыкальной композиции.

В «Теоретических основах гармонии» Ю. Тюлина и Н. Привано голосоведением называется мелодическое связывание тонов (в узком смысле понятия) и соотношение движения нескольких голосов в их одновременном звучании (в широком смысле), которое подразделяется на противоположное, косвенное, прямое с разновидностью в виде параллельного движения. Специально оговаривается вопрос о выдержанном многоголосном параллельном движении, которое приобретает характер комплексного «ленточного параллельного движения» [12, с. 199]. В зависимости от интервалики интонационных ходов, различается голосоведение «плавное» и «неплавное». Причем, поведение верхних голосов создает условия для формирования «плавного» (элементарного) и «свободного» голосоведения. Соединение аккордов со скачками именуется «раскрепощением» голосоведения. Существенным представляется указание на то, что в гармоническом голосоведении образуется полифоническое соотношение между басом и всей группой верхних голосов.

Ф. Арзаманов в статье «Голосоведение», помещенной в «Музыкальной Энциклопедии», устанавливает зависимость видов голосоведения (прямое, косвенное и противоположное) от характера взаимосвязи одновременно звучащих голосов (гармоническое, гетерофонно-подголосочное и полифоническое) [1, стб. 1039–1040]. Тем самым, голосоведение увязывается с коренным музыкальным складом (гармоническим, монодическим, полифоническим).

А. Мутли в работе «Мелодические функции многоголосной музыки», акцентирует внимание на практике удвоения мелодии несовершенными консонансами и выдержанном тоне, мелодии в противодвижении, второй мелодии в контрапункте с первой, мелодическом фоне (мелодической фигурации) в сочетании с мелодией. Эти константные приемы, должны, по мысли автора, выработать у учащихся навыки мелодизации при выполнении заданий по гармонии; слышания голосов в процессе образования гармонии [5, с. 205–213].

В теории музыкальной композиции ХХ века традиционное представление о голосоведении неизменно включает понятие «линия». В этой связи следует отметить мысли С. Скребкова, который в статье «Симфоническая полифония Чайковского» предпочитает рассуждать о соотношениях линий, а не о соотношении голосов, считая, что линия может быть принципиально одноголосной, «но может быть и целым многоголосным комплексом». Автор отмечает монолинеарный и полилинеарный типы изложения. Монолинеарное изложение представляется в трех разновидностях: одноголосная линия, микстурная, аккордовая линия (параллельное движение аккордов). При этом обращается внимание на аккордовое изложение, находящееся между «микстурной монолинеарностью и гомофонным либо полифоническим складом» [9, с. 138]. Понятие «полилинеарное изложение» практически отождествляется с понятием «полифоническое изложение».

С. Скребков вводит в этой связи четыре дефиниции: полифоническое варьирование одноголосной темы, полифоническое варьирование гомофонной темы, полифоническая разработка в связующих частях симфонических форм, фуга и фугато. Располагая эти виды изложения музыкального материала по принципу «от простого к сложному», автор рассматривает степень полифоничности в качестве основного критерия их определения.

В работе Ю. Холопова «Задания по гармонии» исследователь лаконично определяет понятие «Голосоведение»: Голосоведение – мелодическое движение в голосах» [14, c. 20]. В работе «Гармония. Теоретический курс» Ю.Холопов указывает, что голосоведение имеет две стороны: а) линии движения каждого отдельного голоса (горизонталь); б) координация линий движущихся голосов (вертикаль). «Движение голосовых линий есть проявление мелодического начала, а координация мелодических голосов по своей природе есть не что иное, как контрапункт» [13, с. 105]. Далее Ю. Холопов специально отмечает комплексное голосоведение как характерную особенность фактуры в современной музыке: «В многоголосии, особенно ХХ века, названные три типа движений голосов (т.е. прямое, противоположное и косвенное – А. П.) дублируются движениями звуковых масс (контрапункт пластов) – прямым, противоположным и косвенным, а также и внутрипластовым» [13, с. 108].

Б. Бергинер, анализируя полифоническое развитие в сонатных формах квартетов Белы Бартока, подчеркивает три фактора, способствующие объединению звучащего материала в монолитно-цельный пласт: общность ритмики, общность тематизма и общность направления движения. По тематизму линии, входящие в пласт, должны быть родственными, но не обязательно тождественными. Относительно направленности их движения, следует заметить, что общность линий, образующих пласт, является лишь частным случаем, что показывает и сам автор исследования в нотном примере № 18 [2, с. 135].

 Особенностью взаимодействия голосов и пластов фактуры в условиях современной композиции является не только звуковысотные, но и тембровые факторы. Так, И. Новичкова исследует тембро-сонорные явления в музыке Э. Денисова [6], Ю. Ищенко рассматривает закономерности тембровой драматургии в симфониях Б. Лятошинского [3]. Е. Трайнина обращает внимание на тембровую драматургию как координирующий способ микрополифонической фактуры в «Атмосферах» Лигети. В частности, исследователем отмечается «прием оппозитивного сочетания тембров: начиная с туттийного сверхмногоголосного статического сонора, автор затем постоянно противопоставляет тембр струнных инструментов духовым, медных – деревянным, высокие струнные – низким, играя динамическими контрастами» [11, с. 188].

Р. Сергиенко акцентирует роль тембра в формировании звуковысотных структур, также акцентируя в первую очередь явление микрополифонии: «Выделяется и роль микрополифонии в формировании тембра. Возникающий в ее условиях «движущийся тембр» существенно отличается от понимания тембра как явления статического, существующего независимо от временного процесса» [8, с. 76, 77]. Автор внимательно исследует эту важную грань процесса формообразования, приводя в качестве примеров произведения композиторов-нововенцев и представляя интересную терминологию в этой связи. Назовем такие, как «мелос тембровых комплексов» (термин Б. Асафьева), «тембровая полихромность» (термин Ю. и В. Холоповых), вводятся такие значения, как «монотембровое и политембровое оформление», «тембровое отклонение», «тембровые переключения».

Таким образом, осмысление функционирования голосов и пластов фактуры происходило эволюционно: от интуитивно-слухового ощущения через поиск фактурных эталонов к осознанию техники взаимодействия голосов и пластов фактуры, как соотношения линии и звуковой массы.

 

Библиографический список

 

1. Арзаманов Ф. Г. Голосоведение // Музыкальная энциклопедия: [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш. – М., 1973. – Т. 1. – Стб. 1039–1041.

2. Бергинер Б. М. О полифоническом развитии в сонатных формах квартетов Белы Бартока // Полифония: сб. теорет. ст. / сост. и ред. К. Южак. – М., 1975. – С. 104–140.

3. Ищенко Ю. Я. Тембровая драматургия в симфониях Б. Н. Лятошинского: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. – Киев, 1977. – 145 л.

  1. Курт Э. Основы линеарного контрапункта : мелод. полифония Баха; пер. с нем. З. Эвальд ; под ред. Б. В. Асафьева. – М. : Гос. музык. изд-во, 1931. – 304 с.

5. Мутли А. Ф. Мелодические функции многоголосной музыки // Проблемы организации музыкального произведения: сб. науч. тр. / Моск. гос. консерватория; [отв. ред. М.А. Смирнов]. – М., 1979. – С. 198–246.

6. Новичкова И. В. Тембро-сонорный параметр в музыке Эдисона Денисова (на примере оркестровых произведений композитора) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. – М., 2005. – 180 л.

7. Римский-Корсаков Н. А. Практический учебник гармонии. – СПб. : Союз художников, 2005. – 128 с. 

8.Сергиенко Р. И. Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века. – Минск : Белорус. акад. музыки, 1998. – 237 с.

9. Скребков С. С. Симфоническая полифония Чайковского // Избранные статьи / ред.-сост. Д.А. Арутюнов. – М., 1980. – С. 137–161.

10. Танеев С. И. Подвижной контрапункт строгого письма. – Лейпциг : М.П. Беляев, 1909. – 402 с.

11. Трайнина Е. Дьердь Лигети: своеобразие эстетического сообщения // Вестн. Рос. акад. музыки ; отв. ред. Ю. В. Артамонова. – М., 2007. – С. 180–190.

12.Тюлин Ю. Н., Привано Н. Г. Теоретические основы гармонии : учеб. пособие.– М.: Музыка, 1965. – 276 с.

13. Холопов Ю. Н. Гармония: теоретический курс : учебник. – СПб [и др.]: Лань, 2003. – 541 с.

14. Холопов Ю. Н. Задания по гармонии : учеб. пособие для композитор. отд-ний музык. вузов. – М. : Музыка, 1983. – 288 с.

15. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений : [литературные произведения и переписка : в 17 т.]; общ. ред. Б. В Асафьева. – М. : Музгиз, 1953–1981. – Т. 3-а: Руководство к практическому изучению гармонии. Краткий учебник гармонии / подгот. В. Протопоповым. – 1957. – XXVI, 256 с.

16. Шестаков В. П. От этоса к аффекту: история музык. эстетики от античности до XVIII в. – М. : Музыка, 1975. – 351 с.

17. Federhofer H. Akkord und Stimmführung in den musiktheoretishen Systemen von Hugo Riemann, Ernst Kurth und Heinrich Schenker . – Wien : Verl. der Österr. Akad. der Wiss., 1981. – 192 S.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии