Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- История создания национальной библиотеки г. Верхнеудинска (г. Улан-Удэ) 1881–1905 гг.

К-09.20.17
20.09-21.09.2017

История создания национальной библиотеки г. Верхнеудинска (г. Улан-Удэ) 1881–1905 гг.

Д. А. Фролов  старший научный сотрудник,

Национальный музей Республики Бурятии,

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия

 

Национальная библиотека республики Бурятии одна из старейших библиотек Сибири. Она является центром культурной жизни города, сохраняя информацию прошлого времени, активно участвует в современной жизни горожан.

«Отцом» Верхнеудинской библиотеки является штатный смотритель Верхнеудинского Уездного училища Нелюбов Никита Сергеевич. Личность этого человека многогранна, он заботился об открытии новых школ и училищ, организовал временные педагогические курсы для приходских учителей, принимал участие в открытии Верхнеудинского общественного собрания, разработал для него устав, вёл метеорологические исследования. Одним из главного его достижения является устройство первой публичной библиотеки Верхнеудинска (в настоящее время Национальная библиотека Республики Бурятия).

В своем обращении в Министерство Народного Просвещения Никита Сергеевич, писал: «… Печальную картину представлял из себя город, из 47 тысячного бюджета, отказывающий в 250 рублях ежегодного пособия, учреждению глубоко нравственному и крайне полезному для всего городского населения...» [1]. В письме на имя Городского головы А. П. Лосева от 9 марта 1881 года он сообщал: «...Библиотечный вопрос не праздный, а насущный, необходимый, крайне важный для городской нрав­ственности… Вопрос этот не придуман мною: сотни раз и от сотен лиц мне приходилось слышать сетования на невозможность пользоваться откуда-либо книгами для чтения».

Городская дума отказывала в положительном разрешении вопроса в связи с отсутствием помещения. Тревожась о судьбе библиотеки, зная, что отложение решения может привести к окончательной гибели, Нелюбов обращается в МНП: «Имею честь предложить, для помещения городской общественной библиотеки, до постройки вышеозначенного дома, совершенно отдельную комнату во втором этаже здания, занимаемого уездным училищем (без всякой платы). Выдавать книги в известные часы с удовольствием возьмется помощник учителя приходского училища…».

В конце концов, после долгой и упорной борьбы, усилия Нелюбова увенчались успехом. В протоколе Верхнеудинской городской думы 30 июня 1881 г. сообщалось: «Общественную библиотеку считать городскою собственностью…». Устанавливались правила относительно порядка выдачи книг и платы, указывалось, что «штатный смотритель уездного училища Н. С. Нелюбов обязан принять на себя труд (груз) устройства библиотеки и постоянное наблюдение за нею, по согласованию с городскою управою».

В связи с этим событием, в газетах 1881 г. желали успеха библиотеке. Ценя труд Нелюбова, как заведующего, советовали по возможности стараться популяризировать дело и состояние библиотеки. Делать ее доступной и всеми мерами стараться заинтересовать ею всех горожан: «тогда в симпатиях не будет недостатка, и библиотека может рассчитывать на светлое будущее».

Нелюбов Н.С. заведовал библиотекой 8 лет, благодаря его трудам и заботам, библиотека развивалась и пополнялась.

Не оставалось в стороне от благого начинания именитое купечество. «Крупную помощь оказал Верхнеудинский купец Д. А. Меньшиков, пожертвовавший свою частную библиотеку из 732 томов (439 томов сочинений разных авторов и 293 т. периодических изданий). Наследниками Верхнеудинскаго купца Лосева пожертвовано 110 т. книг, из них 74 тома периодических изданий и 36 томов преимущественно научных сочинений. Из книг, купленных за 12 р. 25 к. на аукционе у уездного училища (периодические издания за несколько десятков лет), было составлено более 200-х сборников беллетристического и научного содержания. Таким образом, при самом основании, библиотека обладала более чем тысячью томов книг разнообразного содержания…» [2].

Газета «Восточное обозрение» за 1885 год писала: «…Трудно было вначале сказать что-либо определенное о будущем этого учреждения: большинство видело в нем преждевременную затею, не имевшую под собой почвы, и потому предсказывало библиотеке если не падение, то жалкое существование; между тем время совершенно не оправдало этих ожиданий…», [3] «…библиотека пользуется полными симпатиями горожан» [4].

В 1881–1882гг число подписчиков составляло 97 человек. Однако, в последующие два года их число уменьшилось: в 1883 г. – 77 лиц, в 1884 г. – 73, которые распределялись так: мещан 30, купцов 13, чиновников 7, офицеров 5, учителей 5, телеграфистов 5, докторов 2, духовных 2, дворянин, солдат, крестьянин, и инородец [5].

В газете считали, одной из причин уменьшение числа подписчиков – плата, хотя и небольшая, но которая сильно уменьшила, возможно, самую главную группу читателей, (по III разряду) мещан, учителей и так далее.

Главной причиной являлось низкое финансовое обеспечение. Обилие книг, с одной стороны, радовало, но и создавало проблемы, что выражалось в крупном расходе на переплеты, так как большинство пожертвованных книг были без переплета. В связи с этим не хватало средств на покупку классических сочинениями русских авторов Пушкина, Л. Толстого, Писемского, Достоевского, и выписывать вновь выходящие книги. Кроме того, минимальное субсидирование городской управой, в размере 300 руб., плохое освещение и отопление, неудобное помещение библиотеки также не способствовало нормальному становлению библиотечного дела. Газета сообщала: «…. Из двух комнат, предназначенных для библиотеки, одна, самая маленькая, вся заставлена шкафами и предоставлена публике, другая, большая и просторная, занята детьми, учениками и нахлебниками прежнего распорядителя… При библиотеке имеется и читальня…. Жалованье библиотекарше ничтожное» [6].

Кроме того, низкий уровень содержания, так называемых, «сборников» не привлекало внимание читателей. Сборник составлялся из прошлогодних журналов, где серьезные статьи выбрасывались, а беллетристика компоновалась в тома. При этом составители руковод­ствовались только форматом журнала, да отделением оригинальных статей от переводных изданий.

В газетах неоднократно критиковали работу библиотеки: «Верхнеудинская библиотека не чиновничья, не военная, не специально сословная, а городская общественная библиотека. Казалось бы, что двери ее должны были бы быть открыты не только для купцов, чиновников и интеллигенции в специальном смысле, но и для всех жителей города, для всех, кто захотел бы вкусить духовной пищи из блюда, называемого «Верхнеудиская городская общественная библиотека» …. По нашему мнению, она чисто сословное учреждение, до такой степени сословное, что зажиточным людям как бы выдается премия за их зажиточность» [7].

Самым бесправным остается 3-й разряд. «Но ведь мало брать дешевую плату (двадцать-то пять коп!). Надо иметь для этого едва нарождающегося у нас читателя подходящие книги. А бедность Верхнеудинской библиотеки книгами для народного чтения и популяр­ными сочинениями для юношества просто поразительна. И, волей-неволей, контингент, вроде низших слоев мещан, грамотных солдат, казаков, наконец, все почти учащееся юношество остается вне круга влияния библиотеки…» [8].

С каждым годом все яростнее слова обличения: «… Библиотека только подписчиком и живет. Растет, развивается подписчик, растет и развивается библиотека, а где подписчик всеми мерами отталкивается, как у нас, там и сама библиотека является полумертвым бессодержательным учреждением» [9]. «...Все это надо понимать, над этим следовало подумать, надлежало ясно отдать себе отчет, для чего собственно учреждаются городские общественные библиотеки. Но если у администрации Верхнеудинекой библиотеки, вместо ясной цели, один только туман перед глазами, то какой можно ожидать от нее деятель­ности?». Но все забывали, что Общественная библиотека была городскою собственностью, и правила относительно порядка выдачи книг и платы решала она. В 1895 г. сообщалось: «Библиотека пришла в большой упадок. Много книг совсем утеряно, благодаря небрежности бывшей библиотекарши, а имеющиеся книги растрепаны и во многих листы вырваны. Городской голова в библиотеку не заглядывает, хотя и живет напротив, через улицу» [10].

Доставалось и Нелюбову. Так в речи сказанной приамурским агрономом Н.А.К., на прощальном обеде по случаю отъезда из Верхнеудинска Нелюбова Никиты Сергеевича и опубликованной в рубрике местных известий за 1894 г в газете «Забайкальских Областных ведомостей» указывалось: «Город спал (?) во всем своем захолустном величии: здесь не было ни библиотеки, никакого – либо общественного клуба, словом ничего такого, что хотя мало мальски напоминало бы о некоторой интеллигентной общественной жизни» [11] Тем самым автор вычеркивает все, что сделал Никита Сергеевич и главное детище его жизни – библиотека, чья роль в жизни города огромна.

Изменения начались с 1898 г., когда «городская общественная библиотека с декабря перешла в свое новое, довольно просторное, каменное помещение, переделанное из бывшей гауптвахты, и благодаря щедрому пожертвованию купца Н. И. Голдобина…» [12].

Однако проблемы продолжали существовать. В 1903 г., когда «… новый читатель явился с более развитыми потребностями, которые не замедлил и предъявить к библиотеке… Одно время составился чуть не крестовый поход; неудовольствия сыпались и устно и письменно…», [13] «Газет хотя количественно и достаточно, но в подборе их заметно сильно влияние цены, а не содержание; при том нет ни одной иностранной, а из провинциальных только сибирские. Многие книги не имеют полностью страниц, несмотря на то, что при сдаче можно уследить, когда возвращаемая книга без первых и последних листков» [14].

В 1915 г. в газетах сообщалось: «В местной библиотеке – читальне холодно и тесно. Громкие разговоры посетителей, запросто и по-домашнему ведущих себя в читальне, мешают остальным сосредоточится на чтении. Входныя двери в библиотеке до сих пор не обиты качмой…» [15].

Трудные финансовые условия, нехватка специалистов – все это заставляло библиотеку не жить – выживать!

В 1905 г. был утвержден новый устав библиотеки. Во главе стал совет, председателем которого являлся Городской глава, и именно они стали нести ответственность перед городской думой за постановку дела в библиотеке и за сохранность ее имущества. 1908 год стал годом увеличения книжного фонда библиотеки до 8420 экз. Увеличилось число читателей-подписчиков, с 73 человек в 1884 г. до 167.

А впереди – 20 век со своими потрясениями, революциями, войнами, колхозами и пятилетками. Менялся мир, но оставалась библиотека – хранилище знаний и «летописи» жизни людей и страны в книгах, газетах, журналах. Трудное рождение и взросление было у библиотеки, но сколь прекрасно стало ее настоящее.

Библиографический список

1. НАРБ. ф.56. оп.1.д.543. л.7.

2. Восточное обозрение № 37 1885 (12 сентября). Стр.1-2

3. Восточное обозрение № 37 1885 (12 сентября). Стр.1-2

4. Восточное обозрение № 37 1885 (12 сентября). Стр.1-2

5. Восточное обозрение № 37 1885 (12 сентября). Стр.1-2

6. Восточное обозрение № 35 1889 (27 августа). Стр. 6.

7. Восточное обозрение. № 72. 1894 (24 июня). стр. 2.

8. Восточное обозрение. № 72. 1894 (24 июня). стр. 2.

9. Восточное обозрение. № 72. 1894 (24 июня). стр. 2.

10. Восточное обозрение. № 72. 1894 (24 июня). стр. 2.

11. Восточное обозрение № 27 1894 (4 марта) стр. 2.

12. Восточное обозрение № 09 1898 (21 января) стр. 2

13. Восточное обозрение № 76 1903 (1 апреля) стр. 2

14. Восточное обозрение № 76 1903 (1 апреля) стр. 2

15. (Забайкальская мысль № 14 1915 (30 октября). л. 3

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии