Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 4

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-4-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.10.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- О. С. Симанова Праздничный календарь советского города второй половины XX века (на примере г. Ставрополя-Тольятти)

К-01.25.17
VI международная научно-практическая конференция
Региональные социогуманитарные исследования: история и современность
25.01-26.01.2017

Праздничный календарь советского города второй половины XX века (на примере г. Ставрополя-Тольятти)

О. С. Симанова Научный сотрудник,

Тольяттинский краеведческий музей,

г. Тольятти, Самарская область, Россия

 

Праздник является неотъемлемой частью культурной общественной традиции. Человечеству присуща потребность, с одной стороны, в празднике как ином состоянии сознания, а с другой стороны, в необходимости понимания глубинного смысла праздничного действа [4, с. 1; 5, с. 3].

Наука о праздниках, эортология, возникшая как часть науки о богослужении, традиционно изучала церковные праздники, но со временем сосредоточила своё внимание на вопросах, касающихся происхождения, целей и содержания народных праздничных событий. Многие исследователи разных эпох старались объяснить феномен праздника и выдвигали различные толкования этого термина.

В России исследовательский интерес к празднику возник в 30-е гг. XIX века, что положило начало нескольким концепциям. Одна из них – праздник как миропонимание – описывает этот феномен культуры как особую модель формирования картины мира, которая ритуализирует сознание, ранжирует социальную жизнь, производит эмоциональную разрядку и объединяет людей [1, с. 19]. Праздник в этом смысле «есть свободное время, антитеза будней с их трудом и заботами…» [8].

Другое направление исследований, морфологическое, утверждает, что своеобразие праздников подчиняется делению года на летний и зимний циклы, отсюда образуется двуцикловой праздничный календарь, где главенствующими моментами выступают летний и зимний солнцевороты.

Немаловажной для развития исследований о празднике является «трудовая» теория. В её основе лежит общественно-трудовая деятельность человека, рассматриваемая как основной и единственный источник праздника и его календаря. «Трудовая» теория праздника схожа с рекреативной концепцией, объясняющей происхождение и содержание праздников потребностью человека в отдыхе [1, с. 19].

Все эти элементы характерны для советского праздничного календаря.

Семантика советского праздника в значительной степени утратила значение ничегонеделания, досуга и безделья [7, с. 18].

В советском обществе особенно выражалось сакральное значение праздника, который предполагал максимальную причастность к праздничному действу всех участвующих и являлся неким институциализированным действом [9, с. 46].

Празднества в Советском Союзе были явлением «официальной культуры» и представляли собой контролируемые государством мероприятия. Деятели партийного руководства старались сделать так, чтобы праздник выделялся на фоне повседневности, для чего подобное событие всячески украшалось и по-особому обставлялось [7, с. 17].

Однако, несмотря на обширное влияние праздника на все стороны жизни, до сих пор результаты изучения советских массовых празднеств нельзя назвать исчерпывающими. В сравнении с другими смежными полями исследований изучение советских праздников находится в самом начале. Кроме того, различные периоды времени изучены весьма неравномерно. Особенно это касается праздничного городского календаря, хотя его специфика глубоко прослеживается на основе местной периодической печати и архивных материалов.

Для понимания праздничной культуры советского города Ставрополя (с 28 августа 1964 года – г. Тольятти) нам показалось необходимо исследовать два источника. Во-первых, периодическую печать (местная газета «За коммунизм»), так как она содержит материалы описательного характера. Во-вторых, официальные документы – протоколы заседаний городского Совета депутатов трудящихся (Тольяттинский архив), которые позволяют рассмотреть официальные решения местной власти, приложить специфику изучаемых празднеств к теоретическим исследованиям российских и зарубежных учёных, привести примеры практической реализации праздничных программ в советской провинции.

Планирование и репетиции советских праздников длились неделями. Периодическая печать задолго стремилась привлечь всеобщее внимание к подготовке планировавшихся праздников. Предстоящему торжеству посвящались целые циклы мероприятий, проводилось специальное «социалистическое соревнование» на «лучшую подготовку к празднику» [7, с. 129].

Постепенно советский праздник становился всё более упорядоченным. Так, например, в сборнике «Советские традиции, праздники и обряды. Опыт, проблемы, рекомендации» предлагались развёрнутые сценарии, регламентирующие проведение праздников вплоть до указания часов и минут [12, с. 207].

При анализе большого количества праздников, проходивших в Ставрополе-Тольятти, можно выделить общие этапы подготовки к ним.

В первую очередь, создавались праздничные комиссии, которые утверждали программу подготовки праздника, эскизы оформления и сценарий его реализации.

Вторым этапом происходило официальное оповещение о празднике, которое выражалось в двух вариантах. Первый вариант – непосредственное, прямое приглашение на митинг, демонстрацию или массовое гуляние: «9 мая в 12 часов дня в честь Дня Победы над фашисткой Германией на Площади Свободы проводится митинг и возложение венков к обелиску» («Извещение», газета «За коммунизм» от 7 мая 1968, № 88, с.4). Второй вариант представлял собой косвенное оповещение о празднике. Например, в преддверии 50-летия Октябрьской революции сообщалось, что «в Тольяттинской ТЭЦ пущена самая крупная в нашей области турбина мощностью 100000 киловатт; идут пусконаладочные работы на третьей очереди завода синтетического каучука; досрочно выполнены социалистические обязательства автомобилистами города» («Дело всех горожан», газета «За коммунизм» от 18 октября 1967, № 157, с. 1).

Ещё в 1966 году, за полтора года до 50-летнего юбилея революции, городской Совет депутатов трудящихся принял решение «О социалистических обязательствах коллективов промышленных предприятий, строек и организаций города в честь пятидесятилетия Великого Октября». На предприятиях, учреждениях и организациях города были созданы специальные юбилейные комиссии.

14 сентября 1967 года исполком горсовета депутатов трудящихся принял решение о проведении 50 ударных дней по подготовке города к празднованию 50-летия Советской власти. Решение обязывало всех руководителей промышленных предприятий, ЖКО, ЖКК и домоуправлений, строительных организаций мобилизовать трудящихся на подготовку города к празднику [10, л. 181].

Важным этапом была подготовка всех праздничных элементов.

Во-первых, подготовка подарков. Важно заметить, что подарки к празднику дарили не только граждане государству, как в отмеченных ранее примерах, но и государство делало подарки своим гражданам. Таким подарком для 250 семей тольяттинских машиностроителей завода Волгоцеммаш к празднику Октября осенью 1966 года стала выделенная земля в размере 10 га под коллективные сады («Предпраздничный подарок», газета «За коммунизм» от 11 ноября 1966, № 134, с. 3).

Во-вторых, отправление поздравительных телеграмм и открыток. В преддверии праздничных дней в газетах появлялись целые серии публикаций с заголовком «Не забудьте поздравить». Несколько дней перед праздниками на предприятиях связи действовал льготный тариф (до двух раз дешевле обычного). Контора связи обращалась к горожанам с просьбой заблаговременно подавать поздравительные телеграммы в указанные сроки, иначе «своевременная доставка телеграмм, поданных после <число>, не гарантируется» («Не забудьте поздравить», газета «За коммунизм», от 1 марта 1963, № 26, с. 4).

Успехом пользовались не только услуги почты. Магазины готовили для горожан отдельный «фронт» работ. Не менее распространены в местной печати статьи с заголовками «Праздничные наборы». Горпищеторг предлагал горожанам наборы к праздничному столу, красиво оформленные пакеты с шампанским, закусками, конфетами и другими товарами, которые можно было «приобрести за 13 руб. 19 коп., а можно и за 26 руб.» (1966 г.) При наличии такого набора за стол могли «сесть восемь, а то и десять человек» («Праздничные наборы», газета «За коммунизм» от 1 мая 1966, № 53, с.4). Тем самым торговые организации помогали гражданам оформлять праздничное застолье.

Следующий этап подготовки к празднику – предпраздничные торжественные собрания в коллективах и городские мероприятия, посвящённые будущему событию. Так, 50-летию ВЛКСМ был посвящён 6-километровый мотопробег по местам героических боёв, который состоялся в июле 1968 года («Мотопробег в честь юбилея», газета «За коммунизм» от 16 июля 1968, № 137, с. 1).

Ещё один немаловажный этап – художественное оформление праздничного действа, в большинстве своём включавшего инсценировки и художественную самодеятельность. Советские празднества вовлекали в свою орбиту значительный по численности аппарат активистов, поглощали большие ресурсы, о чём свидетельствуют газетные сообщения, фотографии, плакаты и картины [7, с. 7, 34] .

В целом, советский праздничный календарь, который начал формироваться уже с первых лет советской власти, постоянно трансформировался, происходило увеличение и сокращение праздничных дат. Тем не менее, прослеживаются общие характеристики для различных групп советских праздников. Немецкий исследователь М. Рольф в работе «Советские массовые праздники» изучил общую структуру советского праздника. По мнению исследователя, советский праздничный календарь был иерархичен по своей структуре и включал три ступени. Применим классификацию М. Рольфа к характеристике структуры праздничного календаря Ставрополя-Тольятти вт. пол. XX века.

Первая ступень включала небольшое число советских праздничных дат, которые считались главными, общенациональными, праздниками «первого порядка». Официально они являлись нерабочими днями, и это отличало их от остальных праздников. Из них можно назвать 1 Мая, День Победы, годовщины Октябрьской революции [7, с. 141].

Функцию первопраздника в советской системе выполняли годовщины Октябрьской революции. Именно этот праздник переживался как новый исторический отсчёт, движение в будущее. Человек, рождённый в определённой культуре, с младых лет усваивает смысл и назначение знаков, которые обусловливают коммуникацию людей [2, с. 183]. Отсюда одно из центральных мест в советском празднике занимало шествие, причём движение всегда совершалось в одном направлении, которое выражало будущее. Символический смысл демонстрации состоял в том, чтобы приблизить будущее, преодолеть расстояние, разделяющее сегодня и завтра. Появиться в рядах демонстрантов означало встать на дорогу новой истории, войти в другое, новое бытие. Шествие помогало ощутить динамику движения самой революции [6, с. 130]. По сути, оно стало новым ритуализированным действом массового характера, в основании которого была положена идея революции.

Одним из элементов этого ритуала служил порядок шествия. За несколько дней до демонстрации в периодической печати публиковалась очерёдность шествия. Так, в 1962 году, «согласно занятым местам в соревновании» колонну шествующих возглавлял коллектив синтетического каучука («О демонстрации трудящихся», газета «За коммунизм» от 27 апреля 1962, № 51, с. 4).

Важно заметить, что к будущему шествию прямое отношение имело выполнение социалистических обязательств, так как на демонстрации построение осуществлялось именно по местам, занятым в социалистическом соревновании.

Ещё одним важным элементом ритуала было воспроизведение основных образов революции. Например, «Ленин на броневике», которого могли наблюдать горожане и в 1962, и 1967 гг. на демонстрациях в нашем городе. Изменялись только варианты трансляции образа: либо в виде плаката или вырезанной фигуры, либо с участием актёров, как это было в 1967 году, когда роль «Ленина на броневике» исполнял артист Куйбышевского ТЮЗа А. Васильев («Ставрополь ликует», газета «За коммунизм» от 10 ноября 1962, № 134, с. 2; «Революционный держим шаг», газета «За коммунизм» от 11 ноября 1967, № 174, с. 1–2).  

Классическая модель советской демонстрации состояла из двух частей – торжественно-официальной и неофициальной. Первая включала в себя торжественные заседания, демонстрации трудящихся, парады-смотры, шествия, награждения. Вторая – концерты художественной самодеятельности, спортивные мероприятия, представления и т. д. [12, с. 206]. В художественном наполнении не только праздничных программ, но и большей части советских мероприятий центральную роль играла самодеятельность, организованная почти во всех государственных учреждениях [7, с. 128].

День Победы также являлся общенациональным праздником, несмотря на то, что стал нерабочим только в 1965 году. В День Победы в Ставрополе-Тольятти проходили митинги: «В праздник Победы на берегу моря, у памятника советским воинам, павшим в боях за честь и независимость нашей Родины, состоялся митинг трудящихся нашего города» («Митинг трудящихся города», газета «За коммунизм» от 12 мая 1963, № 56, с. 1). А в 1966 году ко Дню Победы был впервые приурочен праздник песни, который состоялся на стадионе «Труд» после митинга. Перед слушателями выступал сводный хор школ и предприятий, лучшие хоровые коллективы, вокальные ансамбли («Все на митинг и праздник песни!», газета «За коммунизм» от 8 мая 1966, № 55, с. 1).

Праздники «второго порядка» отмечались как всесоюзные при большом участии партийных и государственных органов и значились в официальном календаре. Однако эти дни были рабочими, для них обычно не предусматривались такие праздничные формы, как демонстрация и митинг. В эти праздничные дни проводились тематические мероприятия, собрания на предприятиях, в учреждениях и колхозах. Такими датами были годовщина революции 1905 года, День конституции, Международный женский день, День Красной армии, День урожая и коллективизации, празднование юбилеев пионерской организации им. В. И. Ленина [7, с. 142]. В Ставрополе в 1962 году в честь 40-летнего юбилея пионерии состоялись воскресные городские торжества (официальная часть – линейка, неофициальная – концерт художественной самодеятельности и игры) («Как большой праздник», «За коммунизм» от 23 мая 1962, № 61, с. 1).

Из праздников данного масштаба, которым уделялось особое значение и внимание в Тольятти, следует назвать День советской милиции и День строителя. К примеру, День строителя традиционно праздновался в десятых числах августа, в Портовом посёлке, около клуба «Гидростроитель» («Празднование Дня строителя. Великое счастье быть строителем», газета «За коммунизм» от 17 августа 1966, № 98, с. 1). Участники праздника слушали концерты художественной самодеятельности, участвовали в массовых спортивных играх, танцах, аттракционах, могли посетить большой книжный базар, лотереи, буфеты, выставку цветов в клубе «Гидростроитель», посмотреть научно-популярные и документальные кинофильмы, послушать концерты духового и эстрадного оркестров («Приходите на праздник», газета «За коммунизм» от 11 августа 1963, № 95, с. 1). На берегу была своя праздничная программа. Например, в 1963 году водно-спортивный клуб проводил праздничный парад яхт, в 1966 году также проходили парусные соревнования, а в 1968 горожан привлекало массовое катание на яхтах и прогулочных лодках.

Третий уровень советских праздников по иерархии М. Рольфа состоял из праздников регионального значения и узкой тематики (День птиц, День леса и т. д.). В Тольятти популярность получил Праздник Берёзки, который широко освещался в печати, собирал большое количество человек («Берёзкины именины», газета «За коммунизм» от 14 июня 1967, № 71, с. 4). Отмечался он летом, в июне, и впервые был организован в 1964 году в поддержку берёзкам, которые начинали сажать в городе.

В помощь организаторам этого праздника разрабатывались методические рекомендации и примерные программы, предлагались игры, частушки и песни, посвящённые берёзке. Данные материалы были опубликованы в журнале «Культурно-просветительная работа» № 3 за 1964 год, что позволяет говорить не только о местном, но всеобщем интересе к данному празднику (журнал являлся специализированным изданием Культурно-просветительного отдела СССР).

Помимо чествования Берёзки, в Тольятти провожали Зиму. Праздник охватывал многие городские точки, с блинами, с чаем из самовара, с тройкой лощадей, с костюмированным шествием («Приходите на праздник! В воскресенье «Проводы русской зимы», газета «За коммунизм» от 5 марта 1965, № 30, с. 1).

Именно на долю подобных тематических поводов приходилось большинство праздников, заполнявших собой весь год праздничного календаря советского города [7, с. 143].

Кроме обозначенной вертикальной плоскости существовала горизонтальная плоскость советских праздничных поводов. К названной трёхуровневой вертикальной структуре примыкали праздничные даты регионального значения, а также различные юбилеи. Отмечались не только дни рождения и дни памяти выдающихся личностей, но и такие даты, как основание предприятий и закладка фундаментов. В связи с этим почти во всех официальных сферах общественной жизни привилась ориентация на праздничные даты календаря. Сформировалось мышление, привязанное к ключевым датам, которое означало, что самое главное – вовремя выпустить определённое количество продукции к празднику. Ни одна сфера общественной жизни не избежала воздействия подобной динамики: в праздники торжественно открывались строительные сооружения, к годовщинам старались снять кинофильмы, открывали памятники, переименовывали площади и улицы [7, с. 147].

Так, в юбилейном 1967 году исполком городского Совета депутатов трудящихся решил переименовать в городе Тольятти семь улиц. К примеру, Северный бульвар стал бульваром 50-летия Октября, Первый Коммунальный проезд стал улицей Блюхера. В том же году в новой части города была названа улица Революционная («Новые имена улиц», газета «За коммунизм» от 23 августа 1967, № 117, с. 1).

Интересно заметить, что если в масштабе всей страны снять кинофильм старались к годовщине праздника государственного масштаба, в Тольятти съёмку фильма приурочили к 20-летию градообразующей организации «Куйбышевгидрострой». Фильм «Размах» снимали кинолюбители КГС. Главной мыслью документальной ленты был рассказ «об этапах роста крупнейшего строительного коллектива страны», о «лучших людях стройки: сварщике дважды Герое Социалистического Труда А. А. Улесове, бульдозеристе Герое Социалистического Труда П. А. Досаеве, пропагандисте Химэнергостроя Л. А. Левиновском» («Посвящается 20-летию Куйбышевгидростроя», газета «За коммунизм» от 4 июля 1970, № 132, с. 4).

В жизнь советских людей входили новые традиции. Широкую популярность приобрели праздники трудящихся, проживающих на определённых улицах. К примеру, в 1967 году состоялись праздники улицы Комсомольское шоссе, улиц им. Тухачевского, им. Блюхера, им. Гая, улицы Коммунистической и улицы Жилина («Праздник улицы», газета «За коммунизм» от 7 октября 1967, № 150, с. 3) [10, л. 186].

Все перечисленные праздничные мероприятия составляли элементы закрепления исторической памяти, передавали исторический опыт из поколения в поколение. Повторение дат, хода событий, воспроизведение образов главных героев прошедших времён становились основой культурной преемственности поколений, превращали праздник в главную составляющую общественной жизни.

Таким образом, праздники любого масштаба должны были заполнять повседневные будни советского человека совершенно особой атмосферой празднования достижений социалистического общества, тем самым полностью соответствовать «закономерности марксизма-ленинизма: чем шире размах и значительнее глубина исторических преобразований, тем большие массы людей в этих действиях участвуют; вовлечение же всё новых миллионов людей в общественное развитие ускоряет его ход в громадной степени» [3, с. 20].

К сожалению, в периодической печати того времени не рассматривалось отражение в советских праздниках религиозных и этнических традиций, каковые, по нашему убеждению, обязательно присутствовали. Также недостаточно информации о том, находили ли массовые праздники отклик у людей, которые должны были заполнять в качестве участников «пространство ликования», и если да, то какой. На наш взгляд, ответы на эти вопросы содержатся в разного рода личных воспоминаниях, в письмах или дневниках очевидцев тех лет. В дальнейшем мы надеемся расширить наше представление о праздниках в советском провинциальном городе и изучить этот пласт источников.

 

Библиографический список

  1. Ванченко Т.П. Культуролого-антропологические основания праздника: семантико-семиотические аспекты / автореферат дис. на соискание учёной степени доктора философских наук. – Тамбов, 2009. – 38 с.
  2. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 2001. – 352 с.
  3. Искусство и научно-технический прогресс. Редакторы-составители: Л.И. Новикова, В.С. Соколов. – М.: «Искусство», 1973 г. – 464 с.
  4. Курбатов В.П., Верещагина И.М. Феноменология праздника // Концепт. – 2015. – № 6. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-prazdnika (дата обращения: 21.12.2015)
  5. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 256 с.
  6. Ракитянская А.И. Культурологические основания феномена советских праздников // Царскосельские чтения. – 2010. – № 14. – Том 1. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskie-osnovaniya-fenomena-sovetskih-prazdnikov (дата обращения: 12.09.2016)
  7. Рольф М. Советские массовые праздники. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. – 439 с.
  8. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1. – М, 1837. – URL: http://www.rodnovery.ru/knizhnaya-polka?start=150 (дата обращения: 25.11.2015)
  9. Степанова И.В. Определение праздника. Проблемы терминологии // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 1 (8). – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-prazdnika-problemy-terminologii (дата обращения: 24.11.2015)
  10. Тольяттинский архив. Ф. Р-94. Оп. 1. Д. 206.
  11. Шаповалов С.Н. Реорганизация советского праздничного календаря в 1945-1950-е гг. // Общество: философия, история, культура. – 2015. – № 1. – С. 35-37.  – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/reorganizatsiya-sovetskogo-prazdnichnogo-kalendarya-v-1945-1950-e-gg (дата обращения: 15.01.2017)
  12. Шумихина Л.А., Попова В.Н. Эстетика парадов и демонстраций как праздничных ритуалов советской культуры // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 5. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/estetika-paradov-i-demonstratsiy-kak-prazdnichnyh-ritualov-sovetskoy-kultury (дата обращения: 12.09.2016)
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии