Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-09.20.22

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-09.20.22

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-09.10.22

ПолитологияПолитология - К-10.05.22

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-09.10.22

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Д. С. Джантеева Коммуникативные политические практики в этнокультурной среде: теоретический аспект

К-04.15.17
VII международная научно-практическая конференция
Информационно-коммуникационное пространство и человек
15.04-16.04.2017

Коммуникативные политические практики в этнокультурной среде: теоретический аспект

Д. С. Джантеева Кандидат исторических наук, доцент,

Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований,

г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, Россия

 

Одним из важнейших элементов влияния на коммуникативные политические практики в этнокультурной среде является этнический фактор, детерминирующий использование специфичных форм информационного взаимодействия между иноэтничными субъектами в борьбе за власть или ее осуществление [3; с. 72].

Сложность выделения этнополитических коммуникаций из других видов социального общения связана с тем, что в полиэтнических сообществах многочисленные политические контакты устанавливаются не только в соотношении с преследуемыми именно на данном этапе задачами. Это могут быть политические кампании с использованием СМИ, направленные на повышение этнополитического статуса определенных групп или его сохранение, накопление политического капитала или его дискредитация, продвижение политического капитала, становление имиджа и т.д. При этом участие журналистики в политико-коммуникативных процессах, устанавливаемых и в этнокультурной среде, обусловлено спецификой субъектов коммуникации [1; с. 111]. Другой отличительной чертой коммуникаций акторов этнополитики выступает частое рассогласование общности межэтнических политических интересов на всех уровнях коммуникации. Поэтому этнический фактор способствует генерации многих коммуникативных политических практик, межэтнических взаимодействий, внутри- и межинституциональных взаимодействий государственных и гражданских структур.

Этнический фактор оказывает прямое или косвенное влияние на качество политических контактов, так как способствует разнообразию, а иногда, вызывает противоречия в базовых представлениях, моделях поведения и оценках ситуаций у акторов политики, тем самым выступая в качестве дезинтегрирующей основы межэтнических взаимодействий, что осложняет развитие и функционирование политической системы. Поэтому сегодня одной из главных задач информационного сопровождения государственной политики является формирование национальной идентичности [5, с.121].

Между тем, этнополитические коммуникации, направленные на обеспечение достаточной интеграции разнообразных политических установок акторов политики и создание элитами позитивных образцов толерантного этнополитического поведения, способствуют достижению ее взаимосвязи с политическим целеполаганием. Поэтому формирование этнополитической культуры базируется на принципе признания значимости каждого политического гражданина как личности, независимо от его этнической принадлежности или идентификации.

Социально-политические и этнополитические коммуникации в полиэтнических сообществах иногда трудно разграничить и определить, к тому же сами коммуникации многообразны по роли, функциональности, целенаправленности и разнообразны по динамическим показателям. При этом этнический фактор может использоваться и активно используется субъектами политических отношений как инструмент в конкурентной борьбе за власть или ее удержание. Учитывая, что значительная часть этноса может оставаться аполитичной, пассивно участвуя в политической коммуникации, являясь сторонним наблюдателем действий политической элиты и этнополитических групп, сам термин «этнополитические коммуникации» противоречив и спорен. Поэтому термин «этнополитические коммуникации», охватывающий широкий спектр коммуникаций, не может существовать в чистом виде. В таком виде не существует и этнополитический конфликт [6, с. 393]. Тем не менее, учитывая этнополитическую окраску данных контактов, не говорить о наличии этнополитических коммуникаций невозможно.

Этнополитические коммуникации основаны на принципах власти и взаимозависимости, что обуславливает ранжирование коммуникативных актов. Как правило, в политической науке этнополитические коммуникации, связанные с ранговой или стратификационной системой с неравномерным распределением власти и ресурсов между этническими общностями, характеризуются отношениями соперничества. Межэтнические неранговые взаимодействия в сфере власти, наоборот, располагают к достижению идейного единства или даже установлению отношений сотрудничества. «В любом случае, – пишет Н. Ф. Пономарев, – социальные субъекты либо конфликтуют, либо договариваются, либо избегают друг друга» [7, с. 5].

По устойчивости тех или иных коммуникативных практик различают конфликт или совпадение интересов, а также конфликт или совпадение идентичности. При конфликте интересов или идентичности уместно говорить о кризисных этнополитических коммуникациях. При совпадении интересов межэтническое взаимодействие приводит к согласованности позиций сторон. Намного сложнее вопрос совпадения этнических, по сути уникальных, идентичностей, т. к. тождество может устанавливаться естественно (если мы имеем дело с биэтнической идентичностью коммуникатора/реципиента) и искусственно (при реализации определенной политической цели). Сконструированная в последнем случае этническая идентичность – это явление, изменяемое в зависимости от актуальной политической ситуации, хотя для эффективных этнополитических контактов важно имитировать идентичность так, как будто она неизменна, т.е. выдавать ее за константу. Возможность такой имитации в реальном мире (не говоря уже о виртуальном) несомненна, т.к. она обусловлена сходством этнокультур этнических общностей, долгие годы проживающих на одной территории.

Вариативность форм выражения этнической идентичности в этнополитических коммуникациях можно интерпретировать как явления, ситуативно-стимулируемые политическими и социокультурными обстоятельствами. Исходя из онтологической парадигмы, ситуативные манифестации этничности мы объясняем актуализацией и рационализацией психологической общности коммуникантов, возникших на ранних стадиях развития человечества в рамках локальных обществ как механизм удовлетворения коммуникативной потребности.

Онтологичность этнополитических коммуникаций связана с этнополитической и культурной детерминированностью. Национальная политика должна предполагать реализацию каждым представителем этнических общностей права на участие во власти и властных отношениях, в производстве этнокультурного характера властных технологий (Р. Абдулатипов) и управления политическими процессами. Культура, как детерминанта систем человеческого социального взаимодействия (Т. Парсонс) определяет и характер этих взаимодействий. Применительно к этнополитической сфере мы можем говорить об этнополитической культуре, которая также детерминирует этнополитические контакты, определяя их характер. Вместе с тем, этнополитическая культура сама выступает условием формирования определенных видов этнополитических контактов.

Этнополитическая культура как часть политической культуры выступает индикатором коммуникативной готовности и компетенции актора политики к установлению эффективных этнополитических коммуникаций. По мнению Г. О. Даракчяна «этнополитическая культура межнационального общения», представляет «собой качество субъекта общения (индивида, семьи, социальной группы, этноса), овладевшего позитивными, плодотворными способами социального взаимодействия в многонациональной среде, выступающего источником обмена информацией в культурном пространстве» [2, с. 9]. Наряду с этим, этнополитическая культура способствует адаптации к актуальной политической ситуации, задавая границы пространства, в рамках которого каждый носитель данного политико-культурного опыта является его органической частью. Абстрактные пространства этносов определяются исследователями по-разному. И. И. Дьяченко обозначает их как «локальные этнокультурные системы» (ЛЭК-системы), представляющие собой культуру конкретной этнической группы, в которой отчетливо репрезентировано все многообразие условий ее существования: природных, производственно-экономических, политико-правовых, культурно-языковых и т. п. Интегральными характеристиками ЛЭК-систем, по мнению автора идеи, выступают одновременно следующие факторы: 1) исконные этнокультурные особенности, устойчивые признаки менталитета; 2) условия проживания в конкретном регионе страны; 3) общенациональный, гражданский контекст; 4) влияние общечеловеческой культуры; 5) взаимодействие всех перечисленных факторов [4, с. 117]. Безусловно, значение и конфигуративность этих факторов определяются в зависимости от актуальной этнополитической ситуации, в которой устанавливается коммуникативный акт.

Несколько иначе обозначено аналогичное явление А. В. Рязановым. Он рассматривает «этнические коммуникативные пространства», выделяя в качестве их ядра коннективную структуру, состоящую из языка, культурной и коммуникативной памяти, мифов, этнических ценностей и норм, ритуалов и магии, этносоциального опыта, архетипов и мнемотопов. Окружающая ядро периферия и является контактной зоной, куда «поначалу попадают новые для этноса информация, явления и отношения» [8, с. 88]. После соответствующей «обработки» информация либо усваивается, либо отбрасывается. Применительно к коммуникативным политическим практикам в этнокультурной среде, мы считаем уместным употребление понятия «этнополитическая информационно-коммуникативная система» (ЭИКС).

Для классификации участников этнополитических коммуникативных актов следует определиться с тем, что их этнический состав зависит от актуальной политической ситуации. Многие этнополитические коммуникации, являясь по сути, конфликтными/кризисными, демонстрируют наличие проблем у определенных этнических групп или общностей, что, во многом, объясняется проводимой этнополитикой. В других случаях этнополитические коммуникации выступают как механизм достижения единых политических целей нескольких этнических групп, интегрированных в рамках определенной структуры (государственной или гражданской). Для политической власти этнополитические коммуникации это и имиджевая технология, с помощью которой можно сформировать определенный образ власти, и средство реализации самой власти, и инструмент политического менеджмента и т.д. Для этнических общностей этнополитические коммуникации это средство презентации интересов и оказания давления на принятие этнополитических решений, а также механизм контроля принятия и исполнения политических решений в интересах определенного этноса. В указанных случаях использование СМИ оказывает воздействующий эффект на восприятие информации целевой аудиторией.

Таким образом, коммуникативные политические практики в этнокультурной среде, с одной стороны вписаны, а с другой - выражают состояние и качество этнополитической информационно-коммуникативной системы.

 

Библиографический список

 

1.Блохин И.Н. Журналистика в этнополитических коммуникациях: интерпретация толерантности//Гуманитарный вектор. - 2014.- №3 (39).

2.Даракчян Г.О. Формирование межнациональной культуры общения как составная часть этнополитической культуры студенческой молодежи (на материалах Краснодарского края). Автореферат…к. пол.н. – Ростов н/Д. - 2008.

3.Джантеева Д.С. Этнокультурное измерение этнополитических коммуникаций на Северном Кавказе//Социум и власть. - 2011.- №1.

4.Дьяченко Ирина Ивановна. Локальные этнокультурные системы: Основные характеристики и закономерности: Дис. ... канд. социол. наук: 24.00.01. - Ростов н/ Д. - 2005.

5.Информационное сопровождение государственной политики: технологии и проблемы эффективности//Государственная политика и управление: Учеб.пособие для вузов/ Под ред. А.И. Соловьева. - М.: Издательство «Аспект Пресс». - 2017. - 480с.

6.Общая и прикладная политология: Учебное пособие/ Под общей редакцией В.И.Жукова, Б.И.Краснова. - М.: МГСУ; Изд-во «Союз».-1997.

7.Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции: Учеб.пособие/Н.Ф. Пономарев.- М.: Аспект Пресс. - 2007.

8.Рязанов А.В. Структурные изменения этнических коммуникативных пространств: динамика и направленность// Философия и общество. - 2006.- №4.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии