С. А. Воробьева Кандидат педагогических наук, доцент,
В. С. Ярошенко Кандидат педагогических наук, доцент,
Липецкий государственный педагогический университет
имени П. П. Семенова-Тян-Шанского,
г. Липецк, Россия
Одной из тенденций в современной педагогике, направленной на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, является активизация музыкально-эстетического развития школьников через творчество. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы подготовки детей к творчеству.
В данном случае мы говорим о творчестве как о проявлении высших способностей человека, высшей форме его деятельности. Благодаря творчеству интенсивно прививаются соответствующие знания, навыки, совершенствуются умения и способности. Само оно базируется на воспитании в человеке субъекта творчества.
Исследуя и анализируя проблему творчества в работах Л. С. Выготского, В. М. Загвязинского, М. Р. Львова, П. П. Пидкасистого, В. А. Сухомлинского и других, можно выделить основные существенные признаки данного понятия: творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое; творчество всегда имеет творца – субъекта творческой деятельности; творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека; творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности; творческая деятельность порождает новые как материальные, так и духовные ценности и т. д.
Исследования психологов Л. С. Выготского, С. Ф. Козлова, Н. Н. Поддъякова, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина и педагогов Н. А. Ветлугиной, Н. П. Саккулиной доказали, что именно творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, сопровождается его эмоциональной и интеллектуальной активностью и обеспечивает формирование способов единого творческого познания, реализуемого в различных видах деятельности.
На взаимосвязь эмоций человека с деятельностью указывали многие ученые (Г. М. Бреслав, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Изард, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон). По мнению известного психолога Б. М. Теплова: «Самый сильный источник чувств находится в деятельности человека. Какой бы из основных видов деятельности мы ни брали – труд, учебу, игру и т. д., мы всегда увидим, как много разнообразных чувств возникает в ходе этой деятельности [6, с. 161].
П. М. Якобсон рассматривает разнообразные формы деятельности в тесной связи с его эмоциональным отношением. Чувства, порожденные деятельностью, по мнению П. М. Якобсона, имеют свои специфические черты и качества, поскольку представляют собой эмоциональное отражение в сознании человека его собственных действий [8].
По мнению Г. М. Бреслава: «Основным, а на ранних возрастных ступенях единственным видом деятельности, определяющим развитие детских чувств, является практическая, чувственно-предметная деятельность, осуществляемая ребенком совместно и в процессе общения с другими людьми» [1, с. 69–70].
Для обозначения чувств, вызванных деятельностью, П. М. Якобсон ввел термин «праксические чувства». «Чувства, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления, ее завершением – называют «праксическими чувствами» [8, с. 101].
Однако в сфере праксических чувств П. М. Якобсон специально выделяет тот их вид, который связан с творческой деятельностью и имеет ряд своеобразных черт. Эта область чувств, по мнению автора, может быть названа творческими чувствами [8].
Б. И. Додонов, характеризуя праксические чувства, отмечает, что они представляют собой очень сложные комплексы переживаний, в которые входят такие эмоции, как эстетические, интеллектуальные и другие, только окрашенные в «праксические тона» [3].
Основными видами эстетической деятельности младших школьников на уроках музыки являются – восприятие, слушание, исполнение, музыкально-аналитическая деятельность и само творчество – как высшая форма деятельности.
Творческое проявление чувств младших школьников связано с активным развитием навыков восприятия музыки. Музыкальное произведение, будучи явлением сложным и неповторимым, ведет к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, развивает эстетические чувства и способность детей выразить их в словесной форме. Музыкальный образ, воплощенный в произведении, является одновременно и переживанием, и понятием, и идеей, и, вместе с тем, он открыт для сотворчества воспринимающих его младших школьников, которые должны его пережить, интерпретировать, «приложить» к своему опыту и духовному миру, тем самым, продолжая творческий процесс, начатый художником.
Эстетические чувства младших школьников на уроке музыки возникают в результате соприкосновения двух художественных личностей – творца и воспринимающего и тесно связаны с эмпатией.
Эмпатия является важнейшим психологическим механизмом воздействия музыкального произведения на личность и рассматривается учеными как постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.
Под эмпатией мы понимаем сопереживание – переживание младшим школьником тех эмоциональных состояний, которые содержатся в произведении искусства; сочувствие – переживание собственных эмоций, которые испытывает другой человек (герой музыкального произведения) через отождествление с ним; сочувствие – переживание собственных состояний в связи с чувствами другого (композитор, исполнитель, герой музыкального произведения).
Младший школьник начинает переживать, сочувствовать в том случае, если предмет искусства вызвал интенсивные сопереживания. Если этого не происходит и художественное сознание ребенка не оказывается втянутым в процесс восприятия, то он относится к произведению как ко всякой внешней информации. Восприятие происходит в этом случае на понятийном, объективированном уровне, не вызывая художественных переживаний.
На базе внешней, практической деятельности у ребенка складывается особая внутренняя деятельность аффективно-образного воображения, являющегося, по определению Л. С. Выготского, «вторым выражением» человеческих эмоций, в процессе которого они не только проявляются, но и трансформируются, развиваются» [4, с. 60].
В соответствии с определением Б. М. Теплова, под творческим воображением мы понимаем: «Самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты» [6, с. 118–119].
Л. С. Выготский рассматривает воображение как способность сознания перерабатывать, преобразовывать материал эстетических восприятий, создавать на их основе новые наглядные образы, в той или иной мере соотносительные с представлениями о прекрасном, возвышенном. Он выделяет в воображении ребенка внешнюю и внутреннюю субъективную зависимости. Первая заключается в том, что всякое создание воображения строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте ребенка. Вторая проявляется в стремлении эмоций воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция при этом как бы обладает способностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны настроению ребенка в данную минуту [2].
Важное значение в детском воображении имеют ассоциации воспринятых впечатлений. Они позволяют младшему школьнику на интуитивном уровне охватить образ музыкального произведения, вывести предмет за пределы его единичного значения и дают возможность слушателю многозначного толкования образа, его многостороннего рассмотрения.
Реципиент не пассивно отражает объективную форму произведения, созданную композитором, а активно взаимодействует с ней, осуществляя своего рода сотворчество с художником. Творчество автора носит поисковый характер, тогда как творчество реципиента – репродуктивный. Но это не техническое репродуцирование, а творческое. Программа, заложенная автором в произведении, не является жесткой, строго однозначной. В ней сохраняется известная степень свободы, в рамках которой может развернуться индивидуальная фантазия реципиента.
Основной формой музыкального воспитания в начальной школе является урок музыки. На нем учащиеся обычно участвуют в трех основных видах деятельности: в хоровом пении, слушании музыки и в изучении музыкальной грамоты. Но, проявляя себя в них, они чаще всего остаются в рамках репродуцирующего мышления. Это обусловлено, прежде всего, тем, что процесс обучения, как правило, направлен на усвоение знаний, формирование умений, навыков. Вследствие этого, в стенах школы у детей не всегда формируется установка на творчество, т.е. не воспитывается способность к активности в различных видах музыкальной деятельности: пении, слушании музыки, музицировании. Это обстоятельство во многом затрудняет процесс музыкально-эстетического развития детей. Необходимо учитывать, что урок музыки, хотя и имеет много общего с другими уроками, так как проводится в рамках общеобразовательной школы, где действуют единые законы, вместе с тем имеет и свою специфику, как урок искусства, музыкального исполнительства. Он является особой формой образного отражения действительности и важнейшую роль в нем играют чувства, эмоциональная сфера. Цель урока музыки заключается в том, чтобы научить школьников понимать, чувствовать прекрасное, что является не только определенным критерием, показателем уровня развития учащихся, но и выступает фактором развития их собственных творческих способностей.
Применяя методы творческого развития на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы необходимо исходить из специфики детской аудитории, из многоплановости урока музыки по видам деятельности, а также из необходимости формирования систематических, активных, целенаправленных и развивающихся по своему содержанию творческих проявлений у всех учащихся.
Учитывая тот факт, что среди первоклассников часто больше «говорящих» детей, чем поющих, а также немало детей со слабой координацией слуха и голоса, то такие дети, как правило, имеют малую возможность активно проявить себя на обычном уроке, так как для них процесс песенного творчества сопряжен с определенными трудностями. Поэтому целесообразно на первоначальном этапе музыкального воспитания уделять как можно больше внимания не вокальному пению и работе над чистотой интонации, а умению детей слушать и слышать музыку. Помня о том, что чистота звуковысотного интонирования музыки – задача всего цикла школьных уроков музыки, в том числе и начального этапа, не нужно, тем не менее, с первых шагов форсировать процесс ее решения. На первых порах важнее другое – постараться удержать жизненное, пусть не всегда адекватное, но все же образное отношение детей к музыке, активизировать их способность размышлять о музыке и осознавать свои переживания.
В. А. Сухомлинский, называя музыку – языком чувств, считал, что труднейшее в познании языка чувств – это говорить о музыке. «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств» [5, с. 512]. На наш взгляд эта мысль очень важна и она служит подтверждением тому факту, что на начальном этапе музыкального воспитания школьников необходимо прибегать к слову, так как от слова к музыке лежит та дорожка, по которой детям легче пройти, – ведь слово конкретно, оно прямо выражает определенную мысль.
Размышляя о музыке, класс проявляет себя как творческий коллектив, способный анализировать эмоционально-образное содержание произведения, распознавать его смысл. В процессе рассуждений выясняется отношение детей к услышанному, их эмоциональная отзывчивость, а также творческое воображение, которое послужит в дальнейшем фактором развития творческих способностей в различных видах деятельности: пении, слушании, музицировании.
После того, как младшие школьники научатся высказывать свои суждения, мысли о звучащей музыке, можно усложнить им задание и сделать его более творческим. Попросить, например, их сложить небольшое стихотворение, которое соответствовало бы настроению звучавшего музыкального произведения. Если у детей возникнут сложности и они будут испытывать какие-либо затруднения, учитель может сам предложить им первую строку. Умение учеников сложить стихотворение на уроке музыки играет роль стимулятора воображения, воспитывает вкус к красоте и приучает к наблюдательности. Участвуя в таком виде деятельности, в результате которой появилось поэтическое произведение, школьники могут почувствовать себя творцами, маленькими поэтами. Тексты таких детских стихов обычно отражают круг интересов младших школьников: это события из жизни класса, школы, города, а также образы природы. Такого рода задания очень важны, поскольку они способствуют развитию творческой активности учеников, их эмоциональной отзывчивости и осознанию своих переживаний и эстетических чувств.
Эстетические чувства, возникающие у детей на уроке музыки в различных видах деятельности, могут быть достаточно многообразными. Они могут достигать большой силы или быть слабыми и мало дифференцированными. Также они могут быть адекватными, т.е. соответствующими самому художественному произведению, его содержанию и быть неадекватными. Причин неадекватного эмоционального отклика младших школьников на музыкальное произведение, по мнению П. М. Якобсона, несколько: «Произведение оказывается слишком сложным, многое в нем непонятно, оно воспринимается в искаженном виде или еще недоступно для полноценного восприятия на данной возрастной ступени. Произведение, не смотря на свои очевидные художественные достоинства и доступность для соответствующего возраста не «задевает» школьника, оно кажется ему скучным из-за неразвитого вкуса, из-за ожидания шаблонных, привычных слуху мелодий [7, с. 215].
Исходя из вышесказанного, следует особое внимание уделять отбору музыкального материала для урока, выбирать такие произведения, которые могут служить основой для формирования эстетических чувств, развития творческого воображения и в то же время отвечать общепринятым дидактическим требованиям.
Следует отметить, что восприятие музыки процесс сложный и ему необходимо учить. Для того чтобы восприятие музыки младшими школьниками было активно-творческим, аналитическим, учителю необходимо своими краткими пояснениями помочь учащимся свободно оперировать представлениями, которые они получают на занятиях, а также помочь им осознать музыкальное произведение как целостный музыкальный образ. Добиваясь эмоциональной отзывчивости школьников, учитель стремится к тому, чтобы после слушания музыкальных произведений дети осознали свои впечатления, переживания, определили словами характер музыки, выделили в ней наиболее понравившееся.
Таким образом, предоставляя учащимся практическую возможность переживания разнообразных чувств, выраженных в музыке, на основании их собственных размышлений и впечатлений, учитель тем самым, способствует развитию их творческого воображения. Только в этом случае урок музыки дает школьникам осознание радости творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться музыкой.
Библиографический список
Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.