Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Е. А. Шамрина, В. О. Голубков Значение педагогической концепции Карла Орфа в музыкальном воспитании младших школьников

К-04.18.17
II международная научно-практическая конференция
Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования
18.04-19.04.2017

Значение педагогической концепции Карла Орфа в музыкальном воспитании младших школьников

Е. А. Шамрина кандидат педагогических наук, доцент,

В. О. Голубков студент,

Липецкий государственный педагогический университет

имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, г Липецк, Россия

 

Карл Орф – выдающийся немецкий композитор, мыслитель и педагог – прожил удивительную жизнь. Даже тот факт, что мастер родился в конце XIX века (1895 г.), а умер почти в конце XX века (1982 г.), говорит о многом. Его путь в современном искусстве был необычайно своеобразен в том плане, что тематика и язык его сочинений были весьма далеки от того, что в прошлом веке было принятым считать новаторским.

Путь К. Орфа к признанию был очень сложным. Только в 30-е годы он нашел свой жанр и неповторимый стиль выражения в специфической кантате «Кармина Бурана», к этому моменту композитору было уже около 40 лет. Его современники – А. Онеггер, П. Хиндемит, С. Прокофьев, были уже хорошо известны в мире, а имя К. Орфа приобретает популярность лишь после 2-й мировой войны. Рассмотрим характерные особенности его творчества.

Стремление к синтезу – одна из важнейших характерологических черт современного искусства. Но элементы, составляющий этот синтез, у разных мастеров различны. Жанры, разработанные К. Орфом («сценической кантаты», «сценической игры») его интерпретация античных трагедий («Антигона», «Царь Эдип» и «Прометей») не имеют аналогов в истории музыки [3]. 

К. Орф всегда мыслит театрально и для воплощения театральных замыслов ему нужен артист-универсал, который может быть певцом, чтецом, танцором и мимом. Композитор к тому же использует многие древние языки. В старонемецком, старофранцузском, древнегреческом языках, а также в средневековой и классической латыни его привлекает, прежде всего, их звучание, которое само становится мощным средством выразительности (поэтому он считал перевод текста своих произведений недопустимым). Еще один стимул его исканий – увлечение современной хореографией, а через нее – проблемой единства музыки и движения.

В музыке К. Орф сознательно отказывается и от средств симфонического развития классико-романтической эпохи, и от полифонии, к которой так часто прибегали композиторы прошлого века. Он намеренно выбирает самое простое – архаичные мелодические попевки, несложные ритмические рисунки, прозрачную фактуру, куплетную форму, т.е. то, что «непосредственно воздействует на слушателя, возвращают музыке ее исконную, первоначальную силу выразительности» [3, с. 261].

Сегодня, среди существующих методик музыкального воспитания младших школьников, по нашем мнению, методика К. Орфа является одной из наиболее необычных, интересных и, как показывает практика, одной из наиболее эффективных благодаря ряду неоспоримых преимуществ. 

Специфика методики К. Орфа «Шульверк. Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных способностей учащихся и формировании у них некоторых надпредметных, метапредметных умений (компетенций) с помощью музыкальных и танцевальных импровизаций.   

Основная идея системы К. Орфа заключается в самостоятельном развитии учащимися собственных музыкальных способностей посредством обучения их игре на таких простых перкуссионных и мелодических музыкальных инструментах (цимбалы, ксилофоны, маракасы, колокольчики, металлофоны, треугольники и др.). Термин «Шульверк» (Schulwerk) был введен самим К. Орфом и обозначает «обучение в действии». Основной принцип данной системы сам К. Орф определил, как «учимся, делая и творя» – позволяет учащимся, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования [1]. Базисной основой методики музыкального воспитания К. Орфа, является импровизация и совместная игровая деятельность младших школьников, которая противопоставляется традиционной механической тренировке и заучиванию нотной грамоты.

В своей педагогической концепции К. Орф вводит термин «элементарное музицирование» – процесс, состоящий из нескольких элементов, таких как пение, импровизация, движения и игра на элементарных музыкальных инструментах. Слово «элементарное» в данном контексте имеет смысл «первичное», ведущее свое начало от самых основ, простое, доступное каждому, но не примитивное. Музицирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи, естественная в том смысле, что любое интонационно-ритмически произнесенное слово – это первооснова музыки, а на музыку человек откликается движением [4].

По мнению автора концепции, «элементарное музицирование» в школе должно занимать важнейшее значение, и речь идет при этом не только о музыкальном воспитании как таковом, но и о формировании человеческой личности. Он подчеркивает, что «фантазию и способность к переживанию следует развивать в раннем возрасте, потому что все, что ребенок переживает, все, что в нем разбужено и воспитано, скажется на протяжении всей его последующей жизни…, и никогда не утратит он то, что было заложено в эти годы, никогда в последствии не проявит интереса к тому, что в нем не было развито» [2, с. 135].

В пятитомной антологии труда «Шульверк» К. Орф публикует множество песен, пьес и упражнений, предназначенных для исполнения учащимися на элементарных музыкальных инструментах. Каждая пьеса в этом сборнике, представляет собой простейшую партитуру с авторскими комментариями, доступную в исполнении даже маленьким детям. В последних томах К. Орф обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения, как важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам. В своем труде К. Орф использовал фольклор не только немецкий, но и других европейских народов: французский, шведский, датский, английский. Интерпретация фольклора – вот идея «Шульверка» [8].

Важно отметить, что разработанные К. Офром песенки, пьесы и упражнения, легко можно изменять вместе с учащимися [1]. Подобный материал для уроков, благодаря своим широким возможностям взаимодействия с ним, побуждает младших школьников фантазировать, сочинять и импровизировать. Благодаря продуманному и тщательно подобранному материалу в сочетании с неограниченной импровизацией на музыкальных уроках, создаются все необходимые предпосылки для достижения главной цели – развитие творческого начала личности младшего школьника.

На наш взгляд методика «Музыка для детей» К. Орфа представляет большой интерес благодаря следующим несомненным преимуществам:

  • для организации уроков не требуется специального музыкального образования педагога;
  • система легко сочетается с другими методиками раннего развития младших школьников за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
  • методика К. Орфа учитывает возрастные, психофизиологические особенности обучающихся и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и образовательными потребностями;
  • методика закладывает огромный потенциал для развития младших школьников и дальнейшей творческой деятельности.

Следует отметить, что самое важное на уроках по системе К. Орфа– это атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с педагогом может проявить свою индивидуальность. Единая структура уроков помогает младшим школьникам хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Ребята учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается психоэмоциональная сфера [8].

Элементы системы музыкального воспитания К. Орфа направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру уроков младших школьников. Рассмотрим существующие в его системе структурные элементы и их значение.

  1. 1.             Речевые упражнения:

 – призваны развивать у ребенка чувство ритма;

 – должны способствовать формированию правильной артикуляции;

 – направлены на формирование представлений о разнообразии динамических оттенков и темпов.

 Применение речи в музыкальном воспитании младших школьников– это один из ключевых педагогических принципов К. Орфа. Приведенный принцип состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном музыкальном воспитании. В. Келлер, автор множества известных в педагогике К. Орфа книг об играх со звуками, считает, что речевые упражнения являются истинно музыкальными и относит их к области элементарного музицирования [9].

  1. 2.             Поэтическое музицирование:

 – призвано помогать детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки.

В данных упражнениях младшие школьники легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.

  1. 3.             Музыкально-двигательные упражнения:

– должны способствовать подготовке детей к спонтанным двигательным выражениям;

– должны быть направленны развитие умения изображать различные настроения и звуки с помощью элементарных движений (хлопков, щелчков и притопов);

– направлены на развитие скорости реакций и формирование умения ждать и находить момент вступления.

Выполняя музыкально-двигательные упражнения, учащийся исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.

  1. 4.             Игры с музыкальными инструментами:

– этот вид деятельности призван совершенствовать ранее приобретенные навыки владения темпом, динамикой и ритмом;

– способствуют обучению младших школьников взаимодействию между собой и развитие чувства ансамбля;

– направлены на развитие творческого подхода к игре на музыкальных инструментах и постепенное обучение младших школьников умению дифференцировать тембровое звучание инструментов.

Современный набор инструментов Орф-оркестра насчитывает несколько десятков самых разнообразных инструментов, которые отбирались в ходе долгих поисков и проб. Основные критерии Орф-инструментария: инструменты для детского «элементарного музицирования» должны быть эстетичны, обладать звучностью, являться очень простыми и удобными для игры и не требовать серьезного уровня обученности для работы сними. Все инструменты должны без специальных передающих механизмов и непосредственно подчиняться играющему – движениям его рук и рта, соответствовать тому инструменту, который дан нам от природы – человеческому телу. Важно отметить что в первую очередь инструменты должны быть те, которые обязаны своим происхождением «элементарному» – хлопкам, ударам, притопам, с одной стороны, и пению – с другой, то есть ударные и духовые инструменты [7].

Такая игра на уроке дает не только большую свободу для творчества, она еще дает ощущение удовольствия. Игровое обучение, когда ученики понимают, что сними играют, но не осознают, что их учат, становится основной формой обучения. Кроме всего прочего, через игру они получают удовольствие, а обучение с получением удовольствия – всегда притягательней для учащихся.

Венцом воспитательной работы в педагогической концепции К. Орфа является, как отмечает В. Келлер, «элементарный музыкальный театр», в рамках которого не только осуществляется интеграция музыкальных, речевых и танцевальных моментов, но и включаются элементы общего художественного воспитания и образования – пантомима и актерская игра, умение создавать костюмы и декорации [5]. Как уже было отмечено, К. Орф – человек театра в самом полном и всеобъемлющем значении этих слов, и он видел процесс воспитания как процесс вовлечения учащихся в некую театрализованную игру со словом, звуком, движением и музыкальными инструментами. По мнению О. Т. Леонтьевой, в Орф-педагогике, урок как таковой отсутствует, скорее это можно назвать «сеансом». Это драматургически организованный промежуток времени, подчиненный правилам актерской игры и сценического пространства. Это театр играющего актера, театр прикладной, учебный, театр без зрителей, но именно театр. Конечно стоит понимать, что речь о «элементарном театре» который, балансирует между обычной игрой «во что-то» и театрализованной игрой-представлением [6]. Получается, что «элементарная музыка» как бы ведет к сценической игре.

Курс музыкального воспитания по системе К. Орфа завершается спектаклем. Учащийся в группах элементарного музицирования получает, в конечном счете, актерское воспитание. Музыкально-сценическая игра с ролями, танцевальный театр, сцены из сказок, диалоги-речитативы, ритмизированная речь – все это средства активного воспитания. Младшие школьники из всего этого получают самое сильное и самое полное из всех возможных педагогических воздействий. При этом ребята учатся в процессе творчества, развивают свои творческие задатки (музыкальные, поэтические и др.). Естественно, что такая методическая установка оперирует сильнодействующими средствами и на педагога, и на систему воспитания целом ложится огромная ответственность за конкретное содержание этого активного процесса воспитания [6].

Таким образом, концепция музыкального воспитания К. Орфа, строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных музыкальных инструментах. Данная интеграция вместе с импровизацией, лежат в основе методики воспитания, зарекомендовали себя как эффективное средство развития личности учащегося и природной музыкальности в нем.

Основным предназначением «Шульверка» является первичное приобщение всех учащихся к музыке независимо от изначального уровня способностей, раскрепощение индивидуальных творческих сил, развитие природной музыкальности.

Изучение и внедрение в педагогическую практику системы воспитания К. Орфа имеет большие перспективы, в первую очередь благодаря подтвержденной эффективности и ряду существенных преимуществ. Исследования в этом направлении помогут найти индивидуальные и интересные пути приобщения к музыке младших школьников.

 

Библиографический список

  1. Баренбойм Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сб. статей. –  Музыка, 1978. –  345с.
  2. Григорьев А. Ф. История музыкального образования: учебное пособие [Текст] / А.Ф. Григорьев. – Ставрополь: Ставролит, 2015. – 168 с.
  3. Гивенталь И. А. Карл Орф // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып 6 / Сост. И. Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. – М.: Музыка, 1994. – С.223 – 261.
  4. Донгаузер Е. В. Воспитательный потенциал педагогики К. Орфа // Педагогическое образование в России. 2014. №7 – С. 144-149.
  5. Келлер В. «Шульверк» Орфа и его международное значение // Музыкальное воспитание в современном мире / Редкол.: Д. Б. Кабалевский и др. М.: Советский композитор, 1973. – С. 198-201.
  6. Леонтьева О. Т. Интернациональный курс в институте Орфа // Советская музыка. 1976. №3. – С. 124-132.
  7. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа: сб. / под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970.
  8. Тютюнникова Т. Э. Что такое «Шульверк» К. Орфа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.orff.ru/chto-takoe-shulverk-k-orfa
  9. Keller W. Ludi Musici. B. 3. Sprachspile. Erscheinungsort und Verleger: Boppard: Fidula, 1973.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии