EnglishРусский

Проблема здоровья человека в Античной философской мысли

Г. В. Валеева   Кандидат философских наук, доцент,

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого, г. Тула, Россия

 

Первые представления о человеке и его здоровье возникли еще до философии: в мифах и сказаниях раскрывается сущность природы и предназначения бытия человека. Именно на такой базе возникают первые учения о человеке в Древнем Востоке. Древневосточная философия видит идеалом бытия человека обращенность активности индивида на собственный мир. Так, философия Древнего Китая акцентируется на естественном порядке (дао), следуя которому означает следовать истинному пути. Задача человека заключается в отказе от предметной деятельности в пользу возможности достижения гармонии с миром и с самим собой. Философия Древней Индии представлена в священных текстах Ведах, выражающих как религиозно-мифологическое, так и философское мировоззрение. В Аюрведе изложено наиболее полное понимание здоровья индивида: необходимо уметь уравновешивать сознание, что бы затем состояние равновесия перешло на тело. Сбалансированное сознание выступает иммунитетом, обеспечивающим уровень здоровья. На западе, в Древней Греции, так же развивается тема гармонии мира и человека. Здоровье как гармония тела и духа является результатом заботы человека о самом себе: необходимы физические нагрузки, мера в питании, формирование духовной культуры, образование и т.д. Древнегреческие врачи считали, что такие состояния как здоровье и болезнь человека зависят от того, как в человеческом теле «смешаны кровь, слизь и желчь». Гиппократ утверждал, что «эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении… Болеет же тело тогда, когда какой-либо из этих частей будет или меньше…» [2]. В трудах античных мыслителей так же встречается множество рассуждений о здоровье. Так, Пифагор отмечал: «для всех, всеми средствами, необходимо отсекать от тела – болезнь, от души – невежество, от желудка – излишество…» [4]. Основой пифагорейской медицины являлась диетика, которая определяла характер пищи и учила правильному чередованию работы и отдыха; гимнастика, поддерживающая бодрость тела; музыка, имеющая целительную силу. В последствии пифагореизм имел важное значение для синтеза теоретический мысли и эмпирического исследования, что несомненно обогатило как философию, так и медицину. Платон мыслил здоровье человека как «благо», способствующее духовному удовлетворению индивида, а так же отождествлял здоровье с гармонией: «как только в нас, живых существах, расстраивается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляется страдание» [3]. Очевидно, что мыслитель рассматривал здоровье, основываясь на существовавшем в древнегреческом обществе культа нравственности и красоты, гармонии здорового тела. Врачеванию же, по мнению Платона надлежит сохранять здоровья человека, поэтому необходимо «угождать началу хорошему и здоровому – в чем и состоит врачебное искусство» [3]. Ученик Платона, Аристотель определял здоровье человека как гармонию, «превосходные телесные и душевные свойства». Мыслитель выделял здоровье как основную цель медицины: «медицина имеет беспредельную цель – абсолютное здоровье человека», а врачевание должно быть направлено на «содействие здоровью» и «доставление здоровья» [1]. Мыслитель, ученый-энциклопедист Корнелий Цельс состояние здоровья человека связывал с определенным климатом, а так же первым предположил, что болезни предшествуют некоторые признаки. Римский мыслитель, ученый и врач  Клавдий Гален отмечал, что здоровье является результатом верного смешивания четырех элементов, а болезнь – противоположное состояние.

Несомненно, что в античности здоровье человека рассматривалось, как гармония тела и духа, как идеал нравственности и красоты. Так же, заслугой мыслителей и ученых античности является не только рассмотрение здоровья сквозь призму целостности организма, но так же в указании условий здоровья: условия существования (Гиппократ), образ жизни (Платон). Основанием определений здоровья человека являлось указание на верное соотношение «начал». Нарушение гармонии и пропорций являлось детерминантом болезни.

 

Библиографический список

  1. Аристотель. Политика. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_buks/polit/aristot/01.php. (дата обращения: 10.04.2017).
  2. О природе человека. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://simposium.ru/ru/node/12781  (дата обращения: 10.04.2017).
  3. Платон. Филеб. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.libok.net/writer/1617/kniga/49300/platon/fileb/read (Дата обращения:25.04.2015)
  4. Философия Пифагора. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:  http://ezop.su/pif_4. (дата обращения: 10.04.2017).

Комментарии:

Ваш ник:
Ваш email:
Текст комментария: