Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Е. В. Маруфенко, О. А. Степанова Синергетичность концертмейстерского мастерства

К-04.22.17
V международная научно-практическая конференция
Социально-культурные институты в современном мире
22.04-23.04.2017

Синергетичность концертмейстерского мастерства

Е. В. Маруфенко Кандидат педагогических наук, доцент,

О. А. Степанова Студент

Владимирский государственный университет,

г. Владимир, Россия

 

Одна из актуальных проблем в концертмейстерском искусстве – это недооцененность уровня значимости этого вида деятельности как в целом, так и в успешности солиста-вокалиста. Выпускники консерваторий и практикующие пианисты зачастую рассматривают свою концертмейстерскую деятельность как что-то второстепенное, не требующее особых даров и талантов в отличие от карьеры пианиста-солиста. Однако практика показывает, что концертмейстерское  искусство – это искусство, доступное не каждому. В данной статье мы рассмотрим поднятую проблему в ракурсе работы концертмейстера-пианиста в классе сольного пения.

В российской теории и практике концертмейстерского искусства существует несколько точек зрения на данную проблему.  Концертмейстерская деятельность как «многофункциональное системное образование» [1, с. 6] подробно проанализирована и раскрыта В. Л. Бабюк в кандидатской диссертации, посвященной становлению концертмейстерской деятельности в России. Полифункциональность концертмейстерского мастерства, по мнению автора, имеет четко выраженный центр «в виде творческо-исполнительской функции и периферийных элементов – педагогической и самопознающей функций» [1, с. 6]. Однако в этом определении, на наш взгляд, есть ряд изъянов. Во-первых, само наличие в определении педагогической функции не может делать её второстепенной или периферийной: она или есть и поэтому ведущая или её просто нет. Во-вторых, процесс самопознания и самоопределения в исполнительском искусстве (в данном случае в вокальном) – это задача обучающегося, а не концертмейстера, который, к слову, принадлежит к преподавательскому коллективу. И, наконец, в третьих, в данном определении не отражена одна из ведущих составляющих профессии концертмейстера – ансамблевая.

Всемирно известный российский пианист-ансамблист, педагог и композитор Е. М. Шендерович, размышляя о потенциале концертмейстера в пианисте, акцентирует внимание на соразмерности профессионального потенциала пианиста-солиста и пианиста-концертмейстера. Вывод о том, что «концертмейстер должен обладать не меньшим музыкальным потенциалом, чем любой другой деятель исполнительского искусства» [2, с. 86] обусловлен, по мнению Е. М. Шендеровича, многообразием исполнительских решений художественных задач. Пианистическое исполнительское мастерство, являясь необходимым и обязательным фундаментом работы концертмейстера, является недостаточным условием для роста концертмейстерского ремесла до уровня искусства и мастерства. Исследуя функции и роли концертмейстера в работе с вокалистами, Е. М. Шендерович проводит параллель с работой дирижера. В частности он пишет, что мнение Л. Гинзбурга о многих ипостасях в профессиональной деятельности дирижера в полной мере можно отнести и к концертмейстерскому искусству [2, с. 88]: умение слышать разные партии одновременно, умение создавать ансамбль звучания, брать на себя ответственность за конечный результат и т. д.

Концертмейстерское искусство как единая триада исполнительского мастерства, мастерства ансамблиста и мастерства аккомпаниатора представлено в работах грузинского мастера аккомпанемента В. Чачавы. Многолетняя успешная концертмейстерская практика и попытки изложить на бумаге размышления о роли и задачах концертмейстера дают нам редкую возможность увидеть и услышать как из практики вырастает теория и ею же и подтверждается. Рассматривая концертмейстерское искусство как единую триаду мастерства исполнителя, мастерства ансамблиста и мастерства аккомпаниатора, В. Чачава пишет о том, что сохранить это триединство возможно при наличии не трехмерного, а «многоплоскостного внимания» [3, с. 25].

Не употребляя терминов «синергия», «синергетика», «синергетичность», В. Чачава именно в этом видит суть концертмейстерского мастерства. Концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, музыкальным слухом, воображением, умением схватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью воплощать стиль и замысел композитора в концертном исполнении. Искусство концертмейстера предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений: «видеть» партитуру, выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать метрическую сетку. Концертмейстер должен обладать рядом специфических психологических качеств, которые позволяют ему реализовать свои профессиональные задачи. Профессиональный слух концертмейстера объединяет в себе и пианистическое и вокальное начала, что и является основой искусства концертмейстера в классе вокала. На выступлении концертмейстер следит за звуковедением вокалиста, готовый в любую минуту прийти на помощь и, при необходимости, выйти на первый план, при этом понимая, что это минутная слабость, и чутко следя за изменениями солиста, готовый уступить ему «пальму первенства». В работе с начинающим вокалистом педагогическая функция концертмейстера становится ведущей: именно концертмейстер оказывает помощь обучающемуся в разучивании партии, в достижении чистоты интонации и точности ритмического рисунка, в правильном формировании фразы и стиля композитора. Процесс разучивания произведения подразделяется на несколько этапов, которые вокалист и концертмейстер проходят совместно: формирование определенных навыков путем неоднократного повторения отдельных частей произведения, акцентуация внимания обучающегося на наиболее сложных эпизодах, корректировка темповых нюансов с целью выбора наиболее соответствующего художественному образу произведения и уровню подготовки ученика, реализация динамического плана произведения с учетом индивидуальных особенностей солиста, анализ стилистических особенностей и характера взаимодействия партий солиста и концертмейстера, выбор трактовки художественного образа как возможность реализации творчества исполнителя.

Таким образом, основываясь на всем вышеизложенном, мы считаем, что уровень мастерства концертмейстера определяется не столько количеством составляющих и их суммой воздействия, сколько их взаимным влиянием, в котором рождается новое качество.

 

Библиографический список

  1. Бабюк В.Л. Становление концертмейстерской деятельности в России XVIII – XX веков: Автореф. дис. канд. искусствоведения. – Магнитогорск, 2003. – 24 с.
  2. Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента // Советская музыка. – 1969. – № 4. – С.84-88.
  3. Чачава В.Н. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров // Фортепиано. – 2003. –№ 2. –  С.24-27.
Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии