Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Социодинамика культурной традиции Беларуси в контексте цивилизаций Запада и Востока

К-03.01.18
V международная научно-практическая конференция
Национальные культуры в социальном пространстве и времени
01.03-02.03.2018

Социодинамика культурной традиции Беларуси в контексте цивилизаций Запада и Востока

С. Г. Савина Кандидат философских наук, доцент,

С. А. Поваляев Кандидат философских наук, доцент,

Белорусский государственный университет, 

г. Минск, Беларусь

 

Взаимосвязь культуры и социума предполагает взаимовлияние трех основных составляющих этой системы. Первая из них связана с мировоззрением и включает в себя религию, философию и науку. Вторую составляет искусство во всем многообразии его видов и жанров. Наконец, третья, тесно связана с социализацией и состоит из права, политики, морали, главными регуляторами которой являются соответствующие нормы. Любое культурно-историческое событие воспринимается в триединстве этих составляющих. Отдельного внимание заслуживает философия, которая является теоретическим обоснованием мировоззрения: динамические изменения последнего всецело зависят от историко-культурной динамики. Культура, философия и наука всегда взаимосвязаны и ориентированы на выработку системы воззрений на мир и место человека в нем. В разных культурах, в разные времена и в разных случаях действовали свои национальные механизмы названной триады. Собственно, это и предполагает учет национального своеобразия различных культур мира, которое во многом определялось всем ходом исторического процесса. На наш взгляд, выявление специфики социально- культурной динамики Беларуси, с учетом взаимосвязи её с философией, должно проходить через проекцию историко-культурной периодизации. Это дает возможность исследователю не ограничиваться локальной территорией культуры, а комплексно подойти к изучению национальных особенностей через призму общеевропейского наследия. Так, первичным мощным стимулом развития белорусской культуры и цивилизации было принятие христианства. Новая религия изменила мировоззрение населения, содействовала объединению белорусских земель, становлению государственности, укреплению международного положения и др. В середине XIII–XIV вв. все земли Беларуси постепенно вошли в состав полиэтнического феодального государства – ВКЛ. Доминирующее демографическое положение Беларуси в границах ВКЛ и высокий уровень культуры белорусов определили повсеместный характер распространения их языка. Язык белорусского народа XIV–XVIII вв. называется старобелорусским. Он был в то время официальным государственным языком ВКЛ, на нем велось делопроизводство, писались статуты, грамоты, постановления сейма, летописи, хроники, литературные произведения. Он был средством общения между восточнославянским населением и литовцами. Наличие сильного государства гарантировало благоприятные внешние и внутренние условия жизни населения. Многие крупные города Беларуси в XV – начале XVI вв. добились магдебургского права. С общеземского привилея 1447 г. ускорился процесс законодательного оформления феодализма. Формировались основы культурной, языковой консолидации основного населения Беларуси. Это проявлялось:

1)в формировании нового мировоззрения, ментальности, восприимчивости к новым интеллектуальным, политическим, этносоциальным и конфессиональным тенденциям;

2) в утверждении нового уклада жизни;

3) в возрождении античного наследия в культуре для утверждения новых идеалов и взглядов.

В конкретных сферах духовной жизни Беларуси эти тенденции отражались прежде всего в книгопечатании, светской литературе, общественно-политических взглядах, общегосударственном праве, образовании, изобразительном искусстве, монументальной архитектуре; в социально-культурном смысле – в ренессансных формах жизни и быта, формировании новых центров городской культуры, меценатстве, расширении международных культурных связей, овладении науками, языками и рыцарским искусством. Начало белорусского книгопечатания связано с деятельностью выдающегося белорусского деятеля, мыслителя-гуманиста Франциска Скорины (ок. 1490–1551 гг.). Он издал в Праге 23 книги Ветхого завета на литературном белорусском языке. Позже он организовал в Вильно первую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и издал 2 книги: в 1522 г. – «Малую подорожную книжицу», в 1525 г. – «Апостол». Скорина понимал народ как целостную общность, объединенную происхождением, исторической судьбой, языком. По его мнению, в понятие идеального гражданина входит мужество, справедливость, высокая духовность Философские позиции Ф. Скорины носили явно выраженный антропоцентричный характер и, в целом, совпадали с традицией Ренессанса. Ученый рассматривал человека как существо разумное, нравственное и общественное. Утверждая, что каждый человек от рождения имеет равные права, Ф. Скорина акцентировал внимание на вопросах его внутреннего совершенствования, смысла жизни и достоинства, свободы, гражданской активности, общего и индивидуального блага. Ученый пересматривает средневековую христианскую доктрину смысла человеческого существования, где земная жизнь не представляет самоценности, а является только этапом к жизни вечной. Рассуждая о смысле жизни, он подчеркивает многообразие жизненных позиций и ценностных ориентации человека. Сочувственно относясь к реальной нравственности человека, Ф. Скорина противопоставляет ей мораль как сферу должного, направляет «посполитого» человека на активную общественно полезную жизнь. Он считает, что люди от рождения наделены одинаковыми задатками. О человеческом достоинстве надо судить не по происхождению, а по нравственно-интеллектуальным качествам, по тому, какую пользу принес тот илииной человек «отчизне своей». В целом, XYI век – время пробуждения общественно-политической мысли Белоруссии. Целый ряд философов – гуманистов (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный) актуализировали христианско-гуманистические ценности, стремясь их сделать достоянием всего белорусского народа. Преемником традиций Скорины стал Сымон Будный. Он издал напечатанные на белорусском языке учебные и полемические произведения: «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом» и др. Особенностью литературы и искусства этого времени стало вытеснение собственно религиозных трактатов историко-полемическими и светскими произведениями. Н. Гусовский издал на латыни поэму «Песня про зубра». На белорусский язык переводились произведения европейских народов, что свидетельствует о расширении культурных связей. На территории Беларуси стали возводить строения в готическом стиле. Наиболее известными готическими памятниками Беларуси являются Троицкий костел XV в. Католические и православные храмы явились также высочайшими образцами европейского зодчества. Свод законов Великого княжества Литовского, составлявший правовую основу государства, является по сегодняшний день классическим образцом юридического законодательства. Первый Статут, состоящий из 13 разделов, был издан в 1529 году. Статут регламентировал вопросы гражданского, уголовного и процессуального права. Второй Статут был издан в 1566 году и отражал социально-экономические и политические изменения. Третий Статут был издан в 1588 году и действовал на территории ВКЛ до полной его отмены в 1840 году. Памятники права ВКЛ до сих пор не утратили общеевропейского значения. Как известно, культурные процессы включают в себе не только новые культурные образцы, но и усвоение опыта других народов, способность мирного сосуществования с сопредельными культурами Взаимосвязь и взаимообогащение европейских и белорусской культуры было очевидным историческим фактом. Важнейшим событием эпохи средневековья для Белой Руси стала замена языческой идеологии христианской. На ее территории эта замена имела свою специфику – распространение христианства шло сразу по двум ветвям – православие и католичество. Эта тенденция прошла через всю историю белорусского этноса, существенно повлияв на формирование его мировоззрения. Однако, несмотря на то, что принятие христианства способствовало укреплению более развитых экономических отношений, все же усугубившийся раскол на территории ВКЛ между православием, католичеством, а затем и протестантизмом породил сложные взаимоотношения между этими конфессиями. Многовековое мирное сосуществование всех трех ветвей христианства, а затем присоединившихся других религий содействовали формированию «пресловутой» толерантности как национальной черты характера белорусов. Особенностью литературы и искусства стала также поликонфессиональность: наряду с религиозными православными произведениями, существовали католические, протестантские и униатские. Различие религиозных взглядов сказалось на жанровых особенностях различных видов искусства. Так, в литературе появилось большое количество полемических произведений.

На развитие белорусской культуры в XV–XVIII вв. существенное влияние оказали идеи европейского Возрождения, и этот процесс был взаимообусловлен. Исходя из исторического факта, на формирование и развитие белорусской национальной культуры также повлияли главные исторические события: принятие христианства, ВКЛ, три раздела Речи Посполитой, восстание 1794 г., 1830–32 гг., 1863–64гг., революционные события 1905, 1917 гг., Первая и Вторая мировые войны. Ретроспективный взгляд на историю культуры Беларуси в достаточной мере подтверждает тезис о том, что культура не может быть принята, если ее рассматривать абстрактно, вне истории.

В целом культурная традиция Беларуси развивалась во взаимосвязи с европейской и подарила миру такие имена как Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и многих других просветителей-гуманистов. Именно этот период времени явился своеобразным завершением христианской культуры и в тоже время ее оппонированием. Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией. Это время резкого падения доверия к католической церкви, время очевидного кризиса доминиканской культуры. На смену церковному авторитету, теоцентризму приходит авторитет античности.

ХVII–XVIII вв. социально-политические процессы в Беларуси были достаточно сложными. Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра... Обучение в ряде учебных заведений велось на польском языке.

Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812,указом царя, была присвоена степень Академии. Тем не менее, перемены в общественной жизни, переход к капиталистическим отношениям привели к росту общественной и личной потребности в практических и научных знаниях, приобретению культурных ценностей. В середине и во второй половине XVIII в. в результате оживления социально-экономической жизни, внедрения элементов капиталистического способа производства, идеи Просвещения получили более широкое распространение. К наиболее видным представителям просветительской мысли Белоруссии этого времени следует отнести К. Нарбута, Б. Добшевича, М. Почобута-Одляницкого, М. Карповича, И. Хрептовича, А. Довгирда, С. Юндила, В. Яблонского, И. Еленского и др. Благодаря им в общественно-политической и философской мысли Белоруссии на смену контрреформационной схоластике пришел религиозный скептицизм. В своих трудах они опирались на достижения природоведческих наук, славянской и западноевропейской рационалистической философии. На лучшие достижения литературы второй половины 19 века, на традиции, заложенные К. Калиновским, Ф. Богушевичем, Я. Лучиной, А. Гуриновичем, опиралась и новая белорусская литература начала XX века. Развивалась она и под влиянием русской, польской и украинской литературы. Неоправданным является преувеличение влияния русской философии на белорусскую философию и культуру. Концентрация внимания на уникальности русской философии проявлялась в основном в освоении ею религиозно-практического опыта средствами и формами философствования и вела к утверждению особого пути и противопоставлению западной рациональной философии. Особо следует остановиться на советском периоде в поле зрения проблем культуры Республики Беларусь. Этот период социально- культурной жизни мало исследован. Под культурой в контексте социальной динамики того времени понималось совокупность достижений науки, искусства и литературы в соединении с культурно-просветительской работой, основанной на принципе связи культуры и политики, как важнейшем принципе социалистического реализма. Последние годы ХХ и начало ХХI в. ознаменовались сменой монополистической парадигмы в реконструкции социальной динамики культурных процессов на разнообразные подходы к изучению культурной традиции. Одной из значимых теорий в рамках нашего исследования выступает теория идентичности; оправданное стремление и реальная необходимость подобных исследований призваны не только отразить актуальное состояние данных процессов, но и выявить основные тенденции их развития с целью, продуктивного социального прогнозирования.

Теоретическая и эмпирическая разработка проблем идентичности и идентификации имеет сравнительно недолгую историю, которая обычно исчисляется от середины двадцатого века и традиционно соотносится с общепсихологическими и социально-психологическими исследованиями. Вместе с тем, анализ научных источников показал, что в неявном виде проблема идентичности издавна разрабатывалась в контексте философского знания. Прогнозирование социальной динамики любого государства в современном мире напрямую связано с глобализацией. Глобализация, как объективный процесс, во многом определяющий контуры будущего мироустройства и сопровождающие его активные интеграционные и коммуникативные процессы, со всей отчетливостью обнажила проблему субъектов становящегося миропорядка. В связи с этим нельзя не признать, что национальные государства утрачивают статус не только «единиц выживания», но и доминирующих субъектов мировых политических, экономических и культурных процессов – все активнее эти функции принимают на себя военно-политические блоки, экономические союзы. Совершенно очевидно, что обратной стороной отмеченных процессов и тенденций становится снижение значимости национальных оснований идентичности личности, ослабление чувства принадлежности индивида к определенному государству, обществу и культуре; все чаще можно слышать о транснациональности и двойном гражданстве. Вновь как ценность провозглашается космополитическая идея «человека мира». Вместе с тем, формирование некой «сверхнациональной» или «транснациональной» идентичности носит болезненный и противоречивый характер, о чем свидетельствует целый ряд этническо-национальных конфликтов, которыми ознаменовалась вторая половина XX века и начало ХXI века. Этот объективный конфликт идентичностей в различных формах, в том числе скрытых, присутствует во всем мире. Вопреки вестернизации и популяризации мультикультурализма, в национальных культурах разных стран возникли и окрепли охранительные тенденции. Во Франции под влиянием консолидированного этнического протеста государство принимает программы по защите чистоты национального языка. В благополучных Австрии и Австралии отмечается рост ксенофобии. Европа стремится (в явном противоречии с транслируемой в страны Восточной Европы идеологией «открытого общества») закрыть свои границы для азиатских и восточноевропейских мигрантов. В ряде европейских стран отказ от национальной валюты (национальной символики) в пользу евро (транскультурного символа) и от национальных Конституций в пользу общей европейской Конституции вызвал активный протест населения.

Тем не менее, приходится признать, что к началу третьего тысячелетия человек оказался «на границах» множества социальных и культурных миров, контуры которых все больше «размываются» в связи с глобализацией культурного пространства, высокой коммуникативностью, плюрализацией культурных языков и кодов. Осознавая и переживая свою принадлежность к пересекающимся макрогрупповым множествам, человек стал носителем сложной, множественной идентичности. Этим обстоятельством обусловлен тот факт, что у современного человека остается все меньше оснований воспринимать и идентифицировать те или иные социальные общности как «чужие» и тем более враждебные. Вместе с тем, все чаще и тревожнее обсуждается проблема кризиса, «дрейфа» или «утраты» идентичности, ставшая важной темой теоретических и эмпирических исследований «глобальных воителей». Они имеют в виду религиозные сообщества и транснациональные корпорации (Э. Тоффлер); позиционируют появление новых «монопольных» субъектов глобального человеческого сообщества, предрекая «столкновение цивилизаций» (С. Хантингтон) и «столкновение фундаментализмов» (Т. Али). За многоликостью употребления идентичности стоит, разумеется, более сложная проблема, суть которой можно пояснить следующим образом. Наука о культуре исходит из факта множественности культур, их индивидуального своеобразия и уникальной самобытности. Все они равны перед наукой и каждая из них достойна научного изучения. Наука ставит перед собой задачу понять, чем одна культура отличается от другой, где проходит граница между разными культурами.

Важной проблемой исследования социодинамики культуры является исследование единой её сущности во множестве конкретных культур, развивающихся в двух плоскостях – социальном пространстве и социальном времени. В этом контексте важным является постижение культуры субъектом. В ситуации осознаваемого им культурного плюрализма перед ним встает вопрос о границе между культурой, которую он считает своей, и чужими для него культурами. Очевидно, что связь с собственной культурой автоматически не гарантирована. Можно быть белорусом по крови и не быть им по культуре. В связи с этим встает вопрос о границе между культурой как объектом познания и той, к которой принадлежит познающий субъект. Обычно своей культурой называют ту, с которойчеловек связан своим происхождением, местом проживания, воспитанием, языком, на котором он говорит и мыслит, традициями, сохранившимися в его памяти. По словам Д. С. Лихачева, одна из величайших основ, на которых зиждиться культура – это традиции и память. Этот тезис, на наш взгляд, недостаточно полно отражает всю специфику познания культуры определенным субъектом. В культуре мы связаны не только с прошлым, но с настоящим и будущим. Наши надежды, цели и идеалы имеют для нас не меньшее значение, чем традиции. Особенно это характерно для современного человека, которого трудно ограничить одним прошлым. В прошлом многое приходится переосмысливать, со многим не соглашаться, заимствовать у других культур, так как в культуре других народов мы можем находить для себя нечто интересное и полезное. Граница между своей и чужой культурами устанавливается тем самым не силой внешнего принуждения, а силой свободного выбора субъекта. Тем самым она предначально задана не субъекту, а им самим. Всеобъемлющая глобализация предполагает исчезновение межцивилизационных различий через унификацию народов, а это означает, что глобализация покушается на суверенитет государства, национальную культуру и ее традиции, на человека как субъекта культуры. Философская идея культуры позволяет придать множеству культур систематическое единство. Она служит для культурной систематики и типологии необходимым основанием, позволяет представить разные культуры в их взаимной связи и последовательности. Пожалуй, главным вопросом современности – это вопрос о том, что считать современным в культуре и как это понимать. Для решения проблем национальной и духовной безопасности белорусское государство в порядке самосохранения должно опираться на вековые созидательные традиции собственной культуры.

Для новой теории культуры, на наш взгляд, первичным должно стать теоретическое обоснование происходящих процессов и тенденций с учетом всей полноты культурных фактов. Такая теория должна сопоставлять внутренние противоречия, оценивать культурные явления с различных точек зрения. Это позволит воссоздать культурно-исторический процесс во всей его многогранности.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии