Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Экстремистские элементы в вероучении и культе новых религиозных вероучений (на примере Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов)

К-11.01.18
VII международная научно-практическая конференция
Религия – наука – общество: проблемы и перспективы взаимодействия
01.11-02.11.2018

Экстремистские элементы в вероучении и культе новых религиозных вероучений (на примере Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов)

Ю. А. Кошкарова Кандидат культурологии, доцент,

Новороссийский филиал

Краснодарского университета

Министерства внутренних дел Российской Федерации,

г. Новороссийск, Краснодарский край, Россия

 

Период второй половины 1980-х – начала 1990- х гг. ознаменовался в нашей стране серьезными изменениями, затронувшими все сферы жизни общества. Кардинально перестраиваются государственно-политическая, экономическая и правовая системы.

Серьезные изменения происходят в духовной сфере. Поскольку понятие «государственная идеология» в постсоветский период оказалось вне закона (ст.13 Конституции РФ) [1], государство, практически, самоустранилось от процесса воспитания граждан, выработки ценностных ориентиров, нравственных и смысловых установок. Образовавшийся идеологический вакуум стал быстро заполняться новым содержанием.

Провозглашение плюрализма в религиозной сфере и реализация принципа свободы совести привели к двояким последствиям: с одной стороны, прекращены гонения на верующих, возрождаются церковные институты, восстанавливаются храмы, с другой стороны, в Россию охватила третья, на наш взгляд, самая массовая волна экспансии новых и нетрадиционных религиозных культов.

Нетрадиционные религии (верования, культы, движения и т. п.) – это религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в менталитете, быту, культуре, а распространились в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины [35].

Новые религиозные движения и культы – это сформировавшиеся во второй половине XX века религии, духовные течения, церкви, в появлении которых отразились процессы модернизации в религиозной сфере.

К началу 1990-х годов количество и разнообразие религиозных культов в России достигает своего пика. До середины 1990-х гг. сектанты, практически, не встречают препятствий для своей деятельности. Более того, многие из них внедряются в образовательные учреждения, сотрудничают с политическими партиями, поддерживаются органами власти. В середине 1990-х гг. резонансные судебные процессы в отношении ряда тоталитарных сект («Белое братство», «Аум синрикё» и др.) привели к росту общественного внимания и усилению государственного контроля за деятельностью новых и нетрадиционных культов в России. Усилился и научный интерес к данной проблематике.

К исследованию сектантства отечественные авторы обращались еще в XIX – начале ХХ вв. (И. Г. Айвазов, В. Д. Бонч-Бруевич, В. И. Кельсиев, А. Ф. Кони, Н. И. Надеждин, Н. В. Реутский и др.).

Изучением различных аспектов теории и практики новых и нетрадиционных религий на современном этапе занимались Т. Бажан, Е. Балагушкин, А. Возжеников, И. Григулевич, А. Григоренко, Л. Григорьева, П. Гуревич, А. Дворкин, Ю. Дремлюга, В. Карнацевич, И. Куликов, А. Кураев, Е. Плужников, И. Понкин, А. Хвыля-Олинтер и др. [4; 5; 8; 11; 12; 13; 16; 17; 18; 24; 25; 28; 38].

Отметим, что основное внимание исследователей в данной области привлекают деструктивные религии и культы зарубежного происхождения, продвигающие чуждые для российского менталитета концепты, использующие вредные и опасные для человека психотехники контроля и манипулирования сознанием, проповедующие идеи экстремистской и террористической направленности и т.д. В то же время новые культы российского происхождения продолжают оставаться малоизученными. Безусловно, на фоне крупных сект иностранного происхождения, имеющих серьезную финансовую базу и разветвленную сеть филиалов по всему миру, активно осуществляющих миссионерскую деятельность в России, «доморощенные» сектанты выглядят местечково и, на первый взгляд, безобидно. Более того, они позиционируют себя как социально полезные структуры, исследующие историю, религию и культуру России, возрождающие забытые традиции предков, старинные ремесла, язык, фольклор и народную обрядность. Тем не менее, деструктивный характер ряда неокультов оформившихся в России в постсоветский период становится все более очевидным.

Одним из течений современного российского неоязычества, наряду с родноверием, ведизмом и различными синкретическими учениями, является инглиизм. Инглиизм как религиозное направление мало исследовано. Научный анализ вероучения инглиизма осуществлялся М. Мчедловым [20] и В. Б. Яшиным [41]. Также инглиизму посвящен ряд критических публикаций в сети Интернет скорее популярного характера (А. Асов, В. Податаев и др.).

М. Мчедлов рассматривает инглиизм как разновидность неоязычества с выраженным жреческим культом, но отмечает незавершенность процесса оформления вероучения и культа инглиизма [20]. В. Яшин также рассматривает инглиизм как неоязыческое течение, подчеркивая в нем харизматический образ основателя секты [41, с.56].

Согласно трактовке лидера инглиизма А. Хиневича, «Инглиизм - это Вероисповедание, а не религия, так как слово религия означает – искусственное восстановление Духовной связи между людьми и Богами. Нам нет необходимости в восстановлении Духовной связи, т.к. эта связь никогда не прерывалась, ибо Боги наши – суть Предки наши, а мы дети их» [15].

В целом инглиизм можно рассматривать как маргинальное течение в современном российском неоязычестве, эклектически сочетающее элементы древнеславянского язычества, ведической религии Индии, скандинавской мифологии, христианства, эзотерики, уфологии, культа предков, телегонии с выраженным жреческим культом.

Организационно инглиизм в России представлен отдельными общинами Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов (первоначальное название «Орден-миссия Джива – храм Инглии»). Первая община инглингов создана и зарегистрирована в г. Омске 29 октября 1992 года.

Высший церковный орган Духовного Управления Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов, духовный руководящий центр – Духовная Миссионерия Орден-Миссия «Джива – Храм Инглии». К органам управления также относятся Совет Старейшин. Глава церкви – Патер Дий (Хранитель, владеющий Древнейшей Мудростью), избираемый Советом старейшин [15]. Во главе отдельных местных общин стоят старейшина и староста.

Апеллируя к наименованию Инглиистической церкви неспециалисты в вопросах религии часто принимают ее за православную христианскую старообрядческую церковь, соответственно, проповедуемое ею учение рассматривается как истинное, ничем не замутненное знание, пришедшее из глубины веков. На самом деле, как справедливо отмечает М. Мчедлов, самоназвание данного религиозного объединения некорректно, оно не имеет ничего общего с «православием» и «староверием» [20].

Отметим, что сами инглинги противопоставляют свое учение и христианству, и язычеству. Прежде всего, они разводят понятия «православие» и «христианство». «Православие» трактуется им как «прославление добрым словом Славного Мира Прави, т.е. Мира Светлых Богов и Предков наших» и утверждается, что данное название было «присвоено христианскими иерархами в XI веке (1054 г. н.э.) при расколе на западную и восточную церкви» [15]. Более того, христианство весьма вольно трактуется ими как вероучение, созданное иудеем Савлом (апостолом Павлом) «для расшатывания древних устоев и отречения от Веры Предков… порабощения народов», отметим, что при этом инглинги ссылаются на «Книгу Мормона» - основного источника маргинальной христианской секты «Церкви Иисуса Христа Святых последних дней» [15].

Принятия христианства на Руси в 988 г. инглинги трактуют как стремление князя Владимира I избежать наказания бога Сварога за многоженство. В качестве исторического источника называется некая «Летопись Общины Западных Россов Древнерусской Инглиистической церкви» [15].

Что касается понятия «язычество», оно трактуется инглингами, согласно «Велесовой книги» (Прим. автора: «Велесова книга» не признана историческим источником в отечественной науке), как термин, применяемый «русичами» для наименования «враждебных» иноверцев, в том числе христиан, мусульман, иудеев, буддистов [7].

Явные противоречия с общеизвестными историческими явлениями и процессами инглинги «объясняют» тем, что «высказывания «советских и нынешних академиков» ограничиваются рамками, определяемыми представителями правящего режима, существующего в конкретный период времени [15].

Данные положения инглиизма, по сути, – манипулятивное жонглирование историческими фактами, источниками и научными терминами, прямая попытка фальсифицирования истории Российского государства и РПЦ, а также дискредитации исторической науки.

Обращает на себя внимание один из манипуляционных приемов, используемых инглингами при оформлении информационных ресурсов для повышения доверия к содержанию вероучения – размещение в одном разделе (например, «Летописи») общепризнанных исторических источников («Повести временных лет», «Слово о полку Игореве») вперемешку с собственными («Славяно-арийские веды»), у неспециалиста это создает впечатление, что данные источники одного порядка [6].

Как ни парадоксально, не смотря на противопоставление собственной «православной» веры иным религиям, инглинги отмечают, что признают священные книги всех религий, терпимо относятся к иным религиям, в том числе мировым. При этом в качестве основы вероучения Древнерусская Инглиистическая церковь Православных Староверов-Инглингов опирается на «Славяно-Арийских Веды» [34] (Прим. автора: в настоящее время входит в список экстремистских материалов) [36].

Основной концепт секты - «инглия» означает «Первичный Огонь породивший Жизнь в Бесконечных бесконечностях т.е. Вселенных, созданных Единым Богом-Творцом именация которому – Ра-М-Ха» [15].

В трактовке инглингов их вера относится к так называемым Древнейшим Солнечным Культам, связанным с почитанием своих мудрых Предков [15]. Пантеон богов инглингов имеет трехчастную структуру, в первую очередь, выделяются, так называемые, «вышние боги», боги-творцы, предки – Род и его формы (Ра-М-Ха, Род-Прародитель, Бог Инглъ, Бог Род, Лада-Матушка, Богъ Вышень, Великий Триглав Мира Прави, Великий Триглав Мира Нави, Великий Триглав Мира Яви, Бог Сварог, Бог Перун, Макошь, Богъ Свентовитъ, Джива и т.д., а также «святомудрые предки»). Также у инглингов выделяются боги – покровители (Дажьбогъ, Стрибог, Ярило, Вий, Хорс, Веста, Агни и т.д.) и боги-управители (Варуна, Числобог). Как видно, в пантеоне инглингов присутствуют славянские, индуистские, скандинавские боги, боги-персонификации изначальных информационных структур (законов мироздания) и др., данный подход опирается на положение инглиизма, согласно которому утверждается единство происхождения божеств Скандинавии, Индии, Древнего Египта и античного мира от славянских богов.

Согласно учению инглиизма, он не принадлежит к вероисповеданиям, которые можно «принять». Так как важнейшим компонентом религии является культ предков, то перейти в эту религию невозможно, «это также невозможно, как например: выбрать себе новую мать или нового отца, и родиться от них», уход от инглиизма расценивается как предательство, «как отречение от своего Рода, от своих Родителей и Предков» [15].

При этом принадлежность к Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов предполагает ограничения расового характера, в частности в учении подчеркивается, что инглиизм «является самым доступным и простым из вероисповеданий для белых людей» [15]. Более того, в «заповедях» бога Перуна подчеркивается «29. Не берите жен с черной кожею, ибо оскверните дом и свой Род загубите, а берите жен с кожей белою, вы свой дом прославите...» [15; 34], по сути, это призыв к запрету межрасовых браков.

Вероучение Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов содержит целый ряд элементов экстремистского толка, в частности идеи расового превосходства «славян-ариев» (нарушение ст.29 Конституции РФ и ст.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»). Так, телегония инглиизма содержит представления об изначальном существовании людей четырех неравнозначных рас, потомками богов выступают «белые люди»: «7 (71). Люди с кожей цвета Мрака будут почитать потомков Рода Небесного за Богов... и будут учиться у них многим наукам» [34].

Учение инглиизма содержит также явные элементы антисемитизма, что прослеживается в представлении о «серых людях» как создателях иудео-христианства: «12 (76). По серой коже их, вы узнаете Чужеземных ворогов...», «14 (78). …отсутствие желания трудиться, объединит Чужеземцев, и покинут они страну Гор Рукотворных, и расселятся по всем краям Мидгард-Земли. И создадут они веру свою, и объявят себя сынами Бога Единого, и станут кровь свою и детей своих приносить в жертву богу своему, дабы существовал кровный союз между ними и богом их...», «16 (80). И пошлют к ним Боги... Великого Странника, любовь несущего, но жрецы Золотого Тура придадут его смерти мученической. И по смерти его, объявят БОГОМ его... и создадут Веру новую, построенную на лжи, крови и угнетении...» [34]. Таким образом, учение инглиизма и его основной источник «Славяно-арийские веды» формирует враждебный образ, представленный христианством, иудаизмом, а также лицами еврейской национальности.

Необходимо отметить, что в качестве элементов религиозной символики и атрибутики одежды и помещений, а также в оформлении интернет-ресурсов Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов используется знак свастики [6] (запрещенный ст.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2]), более того, в общинах во время богослужения принят как элемент культовой практики жест (вскидывание правой руки вверх), полностью идентичный фашистскому приветствию [20].

Численность последователей инглиизма в России точно неизвестна, прежде всего, в силу ее нелегального статуса в настоящее время. По оценке В.Б. Яшина, в 2001 году в г. Омске – духовном центре инглингов насчитывалось порядка 3 тысяч последователей, преимущественно из учащейся молодежи. География инглиизма достаточно обширна. В начале 2000-х гг. общины инглингов действовали в различных регионах России (Духовное управление Асгардской Веси Беловодья и Капище Веды Перуна, Славянская Долинная Родовая Община, Асгардская Весь Рассении (г. Омск), Пыть-Яхская Славянская Община (Тюменская обл.), Всемарийское Духовное Управление, Марийская Весь Рассении (г. Йошкар-Ола), Славянская Родовая Община «Дети Перуна» (г. Ижевск), Славянская Община «Внуки Сварога» (г. Пермь), Славянская Община Православных Староверов-Инглингов (г. Москва), Пятигорская Славянская Община «Дети Перуна», Скифская Весь Рассении (г. Пятигорск, г. Ессентуки Ставропольского края), Славянская Православная Община «ВЕК РА» (г. Краснодар), Ростовская Родовая Община «Славянская Мудрость» (г. Ростов-на-Дону), известны общины в г. Иркутске, г. Челябинске, г. Майкопе и др., в странах СНГ (Украина) и дальнего зарубежья (Чехия, Германия) [15; 19].

Начиная с 2004 г. количество общин Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов сократилась в связи принятыми с решениями местных судов и Верховного Суда РФ о запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и включением этих организаций в соответствующий перечень Минюста РФ [3; 22; 23; 30; 32; 33;], в частности это коснулось таких общин как:

1.             Религиозная группа Краснодарская Православная Славянская община «ВЕК РА» (Ведической Культуры Российских Ариев) Скифской Веси Рассении (решение Краснодарского краевого суда от 05.10.2006 о запрете деятельности).

2.             Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

3.             Местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

4.             Религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовное Учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов (решение Омского областного суда от 30.04.2004 о ликвидации).

5.             Религиозная группа Соколова О.В., Русских В.В. и Петина А.Г., исповедующая, культивирующая и распространяющая идеи доктрины «Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов» (решение Майкопского районного суда Республики Адыгея от 12.12.2008).

6.             Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае (решение Ставропольского краевого суда от 21.08.2015) (дата размещения сведений: 06.10.2015).

Также, следует отметить, что в 2009 г. глава Древнерусской Инглиистической церкви А.Ю. Хиневич был осужден за осуществление руководства и организацию деятельности ликвидированными по решению суда религиозным объединениями [27]. В 2011 г. судимость с А.Хиневича была снята.

Точку в запрете вероучения общин Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов поставило решение Центрального районного суда г. Омска от 30.11.2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 03.02.2016 г. о признании экстремистскими материалами книг «Славяно-Арийских Веды» – основного источника вероучения инглиизма, на основании чего 23.03.2016 г. данный источник был включен в перечень экстремистских материалов [29; 36].

Несмотря на принятые судебные решения по запрету деятельности общин Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов, активность секты не угасла. Некоторые лидеры инглингов сменили место жительства (бывший старейшина Краснодарской общины инглингов «ВЕК РА» Всеслав (И. Глоба) живет и трудится в Киеве). Основная деятельность по распространению учения переместилась в Интернет-пространство: работают сайты, группы «ВКонтакте», снимаются фильмы и видео-обращения, собираются денежные средства. Продолжает распространятся инглиистическая литература, в том числе запрещенные тексты «Славяно-Арийских Вед».

Противодействие экстремисткой деятельности новых религиозных объединений – дело государственной важности, оно должно осуществляться на основе конкретной государственной программы, отсутствие которой, как и соответствующей терминологической и нормативной базы, не позволяет применять более эффективные меры правоохранительным органам, государственным и общественным институтам по выявлению и пресечению религиозной экстремистской деятельности.

Библиографический список

1.             Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399 (дата обращения: 10.08.2018).

2.             Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». URL: http://base.garant.ru/12127578/#ixzz4nqD7vgPO (дата обращения: 10.03.2018).

3.             Апелляционное определение Верховного суда РФ от 02.12.2015 № 19 АПГ 15-11. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id =1402850 (дата обращения 20.08.2018).

4.             Бажан, Т.А. Оппозиционная религиозность. - Красноярск, 2000.

5.             Балагушкин, Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. - М., 1983.

6.             Беловодье. древняя прародина ариев и славян. URL: http://www.sovershenstvo-mysli.ru/category/istoriya (дата обращения: 10.08.2018).

7.             Быховцев, А.Н. Русский вопрос - Отображение проблемы // Инглиизм. URL: http://solc.sourceforge.net (дата обращения: 20.12.2014).

8.             Возженников, А.В. Материалы международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты – угроза XXI века». – Н. Новгород, 2001.

9.             Григоренко, А.Ю. Сатана там правит бал. - Киев, 1990.

10.          Григорьева, Л.И. Новые религиозные движения и государство в современной России // Законодательство о свободе совести и правоприменительная практика в сфере его действия: Материалы семинаров. - М.: Институт религии и права, 2001.

11.         Григулевич, И.Р. Пророки «Новой истины». - М., 1986.

12.         Гуревич, П.С. Нетрадиционные религии в странах Запада и их влияние на молодежь. - М., 1985.

13.         Дворкин, А.Л. Сектоведение. – Н. Новгород, 2002.

14.         Древнерусская Инглиистическая Церковь Православных Староверов-Инглингов. URL: http://www.religio.ru/dosje/05/266.html (дата обращения: 20.12.2014).

15.         Инглиизм. URL: http://solc.sourceforge.net (дата обращения: 20.12.2014).

16.         Карнацевич, В.Л. 50 знаменитых сект. – Харьков: Фолио, 2004.

17.         Куликов, И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание 3-е. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.

18.         Кураев, А.В. Уроки сектоведения. - М., 2003.

19.         Мальцев, В.А. Расизм во имя Перуна поставили вне закона // Независимая газета, 18 ноября 2015 г.

20.         Мчедлов, М. Экспертное заключение о типе организации и других особенностях «Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов». URL: http://apologet.in.ua/apologetika/totalitarnye-sekty/inglingi/2309-ehkspertnoe-zaklyuchenie-o-tipe-organizatsii-i-drugich-osobennostyach-quotdrevnerusskojj-ingliisticheskojj-tserkvi-pravoslavnyc (дата обращения: 18.12.2014)

21.         Общины и организации Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов. URL: http://derzhavarus.ru/obshiny-drevnerusskoj-ingliisticheskoj-cerkvi.html (дата обращения: 20.12.2014).

22.         Определение Верховного Суда РФ по решению Омского областного суда. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=977389 (дата обращения 20.08.2018).

23.         Перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Сайт министерства юстиции. URL: http://minjust.ru/ru/node/41958 (дата обращения 20.08.2018)

24.          Плужников, Е.Н. Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики. Автореф. … канд. полит. н. – М., 2010.

25.         Понкин, И.В. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. - Белгород, 1999.

26.         Приговор мирового судьи судебного участка № 93 Центрального административного округа города Омска от 11.06.2009 г (Дело №1-18-93/09). URL: http://darislav.com (дата обращения 20.06.2017).

27.         Приговор мирового судьи судебного участка № 93 Центрального административного округа города Омска от 11.06.2009 г. (Дело №1-18-93/09). URL: http://darislav.com (дата обращения 20.06.2017).

28.         Религиозные учения и секты. Справочник / под редакцией Ю. Дремлюга. URL: http://www.apologia.ru/mddb/ (дата обращения: 20.07.2017).

29.         Решение № 2-561/2015 2-561/2015(2-7275/2014;)~М-7490/2014 2-7275/2014 М-7490/2014 от 30 октября 2015 г. по делу № 2-561/2015. URL: http://sudact.ru/regular/doc/7K7STPPGfq1J/  (Дата обращения 20.08.2018).

30.          Решение Верховного Суда России о запрете деятельности краснодарской неоязыческой организации «ВЕК РА». URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2007/09/ d11652 (дата обращения 20.08.2018).

31.          Решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан №2-1/2013 от 29.04.2013 г. URL: http://trexlebov.ru/ trehlebov/news/1092-situaciya-po-delam-sstrizhaka-i-avtrexlebova.html (дата обращения: 25.07.2017).

32.         Решение Краснодарского краевого суда о запрете неоязыческой группы. URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2007/03/d10327/ (дата обращения 20.08.2018).

33.         Решение Омского областного суда о ликвидации местных религиозных организаций. URL: https://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/docs/2004/04/d8899 (дата обращения 20.08.2018).

34.         Славяно-Арийские веды. URL: http://sla-vedy.narod.ru/ (дата обращения: 25.07.2017)

35.         Трофимчук, Н.А. Чего добиваются борцы с новыми сектами? // Религия и право. – 1999. - № 6. – С.20-21.

36.         Федеральный список экстремистских материалов // Минюст России. URL: http://minjust.ru/ru/node/238392 (дата обращения 20.08.2018).

37.         Форум «Восхождение». URL: http://vosxozhdenie.flybb.ru)

38.         Хвыля-Олинтер, А.И. Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества. - М.: «Дарь», 2008.

39.         Чанышева, Н.О. Древнерусская церковь православных староверов-инглингов. URL: http://www.magistellus.ru/o-vedistax/230-drevnerysskaia-cerkov-pravoslavnyh-staroverov-inglingov.html (дата обращения: 18.12.2014)

40.         Что такое инглиизм и почему его ведут на костер инквизиции? URL: http://ruspravda.info/CHto-takoe-Ingliizm-i-pochemu-ego-vedut-na-koster-inkvizitsii-1687.html (дата обращения: 25.07.2017)

Яшин, В.Б. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример неоязыческого культа // Неоязычество на просторах Евразии. - М., 2001. С.56-67.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии