Ближайшие конференции по темам

ФилософияФилософия - К-09.20.22

СоциологияСоциология - К-09.10.22

ИскусствоведениеИскусствоведение - К-09.20.22

ИсторияИстория - К-09.20.22

КультурологияКультурология - К-09.20.22

МедицинаМедицина - К-10.05.22

ПедагогикаПедагогика - К-09.10.22

ПолитологияПолитология - К-10.05.22

ПравоПраво - К-09.15.22

ПсихологияПсихология - К-09.10.22

ТехникаТехника - К-10.05.22

ФилологияФилология - К-09.20.22

ЭкономикаЭкономика - К-09.10.22

ИнформатикаИнформатика - К-10.05.22

ЭкологияЭкология - К-10.05.22

РелигиоведениеРелигиоведение - К-09.20.22


Ближайший журнал
Ближайший Научный журнал
Paradigmata poznání. - 2022. - № 3

Научный мультидисциплинарный журнал

PP-3-22

русскийрусский, английскийанглийский, чешскийчешский

21-20.07.2022

Идёт приём материалов

Информатика Искусствоведение История Культурология Медицина Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Техника Филология Философия Экология Экономика


Литературный журнал Четверговая соль
Литературный журнал "Четверговая соль"

Каталог статей из сборников научных конференций и научных журналов- Историко-педагогический анализ детского хорового исполнительства в Украине

К-01.17.18
VI международная научно-практическая конференция
Развитие творческого потенциала личности и общества
17.01-18.01.2018

Историко-педагогический анализ детского хорового исполнительства в Украине

В. В. Юнда, преподаватель,

Луганский национальный университет

имени Тараса Шевченко,

г. Полтава, Украина

   

Уникальным музыкальным явлением с многовековой историей и давними традициями является украинское хоровое искусство. Хоровое пение – это один из наиболее распространённых, доступных и популярных видов народного музыкального творчества в Украине, поэтому профессиональные, самодеятельные, детские хоры являются обычным явлением украинской музыкальной жизни.

На современном этапе развития украинской культуры актуальными вопросами являются проблемы возрождения традиций хоровой культуры и развития детского хорового исполнительства.

Целью этой статьи является научно-теоретическое осмысление традиций детского хорового пения в Украине.

Истоки украинского хорового пения ведут к периоду формирования профессионального хорового искусства в Киевской Руси. Исследуя музыкальное воспитание в Украине, композитор В. Барвинский отмечал, что церковное пение, которое в своей методической основе было одноголосным, имеет византийское происхождение [1]. Существует также мнение, что на развитие украинского церковного пения оказали влияние традиции церковного пения Армении, Персии и Аравии. О. Скопцова подчёркивает, что песенный фольклор и тысячелетняя традиция христианского храмового пения – это значительный вклад Украины в сокровищницу мировой культуры [6].

Со времён Древней Греции и Византии известно о детском хоровом пении. Традиция использования детских голосов в хоровом искусстве характерна и для украинской песенной культуры. Раннехристианские образцы украинской церковной музыки, которые легли в основу репертуара первых детских хоровых коллективов, вобрали в себя разнообразие культурного влияния традиций и Запада, и Востока. Исследуя историю возникновения хорового искусства, О. Скопцова приходит к выводу о том, что песенно-исполнительские традиции, которые были тесно связаны с религиозными культами, ритуалами, обрядовыми играми зарождались ещё в период палеолита. Развитие песенно-исполнительских традиций в культуре периода неолита трипольской культуры отражает процессы формирования фонетических норм праславянского языка, отделение восточнославянского и западнославянского языковых диалектов, становление системы обрядовых напевов и особенностей раннего фольклорного интонирования, использование языческой тематики и обрядовой символики. С раннего периода формирования христианского обряда важное место занимало литургическое пение, которое сопровождало полный цикл богослужения и к которому, безусловно, привлекались и детские голоса [3].

Ещё в период раннефеодальной Киевской Руси (ІХ–ХІІ ст.) возникают первые христианские школы, в которых, кроме книжного письма, большое внимание уделялось музыкальному воспитанию, что на практике означало обучение церковному пению. Основными пособиями были богослужебные книги, чаще всего Псалтырь. В процессе развития богослужебного обряда вырабатывались определённые методы и формы обучения, закладывались базисные основы учебного процесса для обеспечения качественной подготовки церковных певчих и детей. В православных церковных и монастырских школах ученики в процессе музыкальной подготовки усваивали образ православной христианской духовной жизни. Отбор музыкально одарённых мальчиков осуществляли монахи-учителя, они же занимались подготовкой голосов в церковном хоре.

Детское хоровое культовое пение в эпоху Средневековья было одним из доминирующих как в православных школах, так и в школах латинского образца. В результате воссоединения Литовского и Польского княжеств (XVI ст.) усилились связи украинской культуры с польской, которая развивалась в тесных контактах с западноевропейской. В Украине возникали латинские школы при католических кафедрах, что в свою очередь влияло на распространение обучения западноевропейского образца. В школах латинского типа периода XIV–XV ст. на территории Западной Украины ученики, по примеру учебных заведений Западной Европы, постянно принимали участие во всех церковных службах. Детское хоровое пение было обязательным в общем звучании разных хоров – сельских или кафедральных. Без альтових и дискантовых голосов не обходилось ни одно выступление и поэтому можно утверждать, что дети (мальчики) в хоровом исполнительстве выполняли важную роль. Они наравне с взрослыми обслуживали все обряды и праздники, и от них требовали настоящего мастерства, что требовало постоянного развития вокально-хоровых навыков. Вместе с взрослыми певцами они составляли единый механизм культурно-певческой деятельности, а их мастерство свидетельствовало о достижениях хорового пения в Украине в XVII–XVIII ст. [2].

Профессионализм церковного хорового пения, основанный на внедрении в конце XVI ст. пятилинейной нотации, повлиял на систематизацию импровизационных находок, усовершенствование вокального мастерства, особенно детского, что усиливало литургийную практику пения. На этой основе в Украине XVII–XVIII ст. активно развивалось музыкальное искусство. В этот период тут жили и творили выдающиеся композиторы, а Украина в области музыкальной культуры занимала ведущее место: украинские певцы и композиторы, дирижёры теоретики, занимали ведущие места в музыкальной жизни других стран, например, в Росии и Польше. В этот период закладывались основы национальной вокально-хоровой школы. В XVIII веке из разных типов учебных заведений вышло немало талантливых певцов-исполнителей, педагогов, руководителей хоровых капелл [4].

Исследование уровня музыкального обучения в церковно-приходских, братских и монастырских школах, где дети получали елементарные музыкальные знания и вокально-хоровые навыки, приводит к выводам о том, что их деятельность была фундаментом развития музыкальной культуры тех времён. Систематическое и качественное обучение для подготовки певцов архиерейских хоров было налажено в духовных семинариях. Развитию профессионального хорового исполнительства способствовали также организация в XVII–XVIII столетиях вокально-хорового обучения в различных типах учебных заведений, в том числе при церкви, архиерейских кафедрах, в домашних условиях, коллегиумах, семинариях и др. К XVIII столетию значительно увеличилось количество специалистов начальной и средней певческой квалификации, которые работали в монастырях, городских и сельских школах (их образование не регламентировалось специальными свидетельствами или аттестатами) [5].

Хоровая культура Украины эпохи барокко проявлялась в развитии инструментальных жанров и развитием многоголосного пения. Развитие новых форм многоголосного пения активизировало процесс систематической подготовки профессиональных кадров и организацию специальных музыкально-педагогических заведений, о чём свидетельствует опыт музыкального воспитания в братских школах, школе певчих в Запорожской Сечи (XVII ст.), открытие в 30-х годах специального заведения для обучения хоровому пению и инстументальной подготовке в Глухове, нотных классов в средних и высших учебных заведениях (при Харьковском коллегиуме, Киевской академии), а также, деятельность Екатеринославско-Кременчугской музыкальной академии.

Значительное влияние на развитие образования, науки и культуры осуществляла Киево-Могилянская академия, которая стала одним из влиятельных культурно-просветительских центров Украины. В течение столетий она была носителем и проводником специфических черт духовности украинского народа, могучим стимулом формирования самосознания, источником идей борьбы за христианскую веру и национальную свободу. Значительное место в учебном процессе академии отводилось музыкальному образованию, которое базировалось на овладении игрой на музыкальных инструментах и хоровом пении. Широкий диапазон деятельности академического хора академии даёт основания говорить о подготовке профессиональных певчих, которые владели не только теоретическими знаниями, но и необходимыми исполнительскими навыками на высоком профессиональном уровне. Из Академии вишли такие известные певцы и педагоги, как Григорий Сковорода, Максим Березовский, Артем Ведель и другие, ставшие известными как в Украине, так и в других странах.

В истории украинского песенного искусства важную роль сыграла Глуховская певческая школа, ставшая своеобразным музыкально-педагогическим центром, где формировались ведущие специалисты в области хорового искусства.

Изучение проблемы убеждает в том, что смена нотации (с крюковой на нотолинейную) в течение XVII столетия характеризовала сложный процесс развития хорового искусства. В XVII столетии в вокальной практике широкое признание получили творческие и педагогические идеи Н. Дилецкого.

Во второй половине XVIII столетия основой музыкальной культуры стала народная украинская песня, она становилась источником и объектом художественной обработки композиторов многих последующих эпох.

В конце ХІХ столетия стала появляться методическая литература по проблеме развития и охраны детского голоса, поскольку интерес к детскому пению значительно возрастал. Ведущие педагоги подчёркивали важность хорового пения в массовом воспитании детей, а в методических работах всё чаще высказывалась мысль о необходимости и возможностях обучение всех детей, хотя на практике в большинстве школ отсутствовала система вокально-хорового обучения в зависимости от возрастных особенностей, недостаточно внимания уделялось вопросам эстетического воспитания средствами вокально-хоровой музыки. В 90-х годах ХІХ столетия произошло разделение светского и церковного пения на уроках в школах.

Музыкально-драматическая школа, созданная Н. Лысенко, стала центром хоровой жизни Киева. В этой школе развивалось как церковное хоровое искусство, так и светское. При школе был организован хор, которым руководил известный композитор О. Кошиц, считавшийся последователем Н. Лысенко.

Формирование педагогических принципов вокально-хоровой работы стало важной проблемой. Ее изучению и развитию посвятили себя последователи Н. Лысенко – К. Стеценко, П. Козицкий, Н. Леонтович, Я. Яциневич, М. Вериковский и многие другие. В основе их творчества традиционно лежит вокально-хоровое искусство. Особое место в развитии украинской хоровой культуры занимает педагогическая деяльность и творчество Н. Леонтовича.

Начало ХХ ст. стало новым этапом в развитии музыкального искусства. Хоровое пение вместе с инструментальной музыкой становится популярным и возникает необходимость в развитии высшего музыкального образования. Появилось научное обоснование основных компонентов хоровой культуры, которое проявляется в чётком терминологическом определении понятий.

Несмотря на сложную ситуацию в развитии украинской культуры советского периода детское хоровое творчество активно развивалось. Интересной формой детского хорового исполнительства стали хоровые студии, первые из которых были организованы в середине ХХ столетия и получили наибольшее распространение в 70–80 годах ХХ столетия.  Главной особенностью работы таких детских творческих коллективов стало то, что был организован учебно-воспитательный процесс, созданы дополнительные хоровые группы (младшая и средняя), а обучаясь в таких хорах, дети овладевали не только основами музыкальной грамоты, развивали вокально-хоровые навыки, но и могли обучаться игре на музыкальных инструментах.

Особенностью музыкального образования в 70-е годы ХХ столетия стало также то, что в музыкалных школах стали открываться хоровые отделения, а в учебном плане ДМШ хор становится одним из основных предметов. В этот период широкого распространения получили хоровые коллективы в Домах культуры, Домах детского и юношеского творчества.

Хоровое движение 60–70-х годов ХХ ст. в Украине способствовало не только повышению профессионального уровня хоровых коллективов, но и развитию теоретической музыкально-педагогической мысли в области хороведения и истории украинской музыки. Появляются работы К. Пигрова, М. Канерштейна, Ф. Колессы, Н. Андрос-Королюк, Н. Герасимовой-Персидской, О. Шреер-Ткаченко, И. Гулеско и др.

В 80–90 годах ХХ столетия в Украине наблюдается повышение интереса к духовной музыке и возвращение хорового пения к национальным традициям. За годы независимости Украины наметились серьёзные тенденции возрождения хорового искусства на новых организационных и содержательных началах, заметно обновился и расширился репертуар коллективов. Всё активнее развиваются и детские хоры в общеобразовательных школах. В последние десятиления появляются высокохудожественные произведения украинских композииторов. Проведение Всеукраинских конкурсов и фестивалей хоровой музыки демонстрирует не только высокий профессиональный уровень детских хоров, но и способствует развитию хорового детского исполнительства в Украине.

Выводы. Хоровое исполнительство выступает исторически традиционным видом детского музыкального творчества и занимает значительное место в национальной культуре. Украинская хоровая культура накопила достаточный опыт детского хорового исполнительства, который передаётся последующим поколениям

Проблема возрождения традиций вокально-хорового воспитания в Украине требует дальнейшего изучения особенностей этого вопроса для воспитания подрастающего поколения, принципов и методов развития детского голоса, особенностей использование репертуара в программе детского хора.

Библиографический список

1.      Ізборник. Барвинський В. Музика. [Електронний ресурс].  – Режим доступу: http://litopys.org.ua/krypcult/krcult51.htm. Назва з екрана.

2.      Кіндратюк Б. Нариси музичного мистецтва Галицько-Волинського князівства / Б. Кіндратюк. – Львів – Івано-Франківськ, 2001. – 142 с.

3.      Кудрик Б. Огляд історії української церковної музики / Б. Кудрик. – Львів: Інститут українознавства ім. І. Крип’якевича НАН України, 1995. – 128 с.

4.      Нариси історії європейської музичної освіти і виховання: Від Античності до початку ХІХ ст. / під ред. С. І. Уланова. – К.: Знання України, 2002. – 326 с.

5.      Пельчар Р. Єзуїтська музична освіта в Руському воєводстві в XVII-XVIII ст. // Музика Галичини / Р. Пельчар. – Львів, 1999. – Т.ІІ. – С. 43-58.

Скопцова О. М. Становлення та особливості розвитку народного хорового виконавства в Україні (кінець ХІХ – початок ХХ століття). [Електронний ресурс].  – Режим доступу: http://www.lib.ua-ru.net/inode/19682.html. Назва з екрана.

Полный архив сборников научных конференций и журналов.

Уважаемые авторы! Кроме избранных статей в разделе "Избранные публикации" Вы можете ознакомиться с полным архивом публикаций в формате PDF за предыдущие годы.

Перейти к архиву

Издательские услуги

Научно-издательский центр «Социосфера» приглашает к сотрудничеству всех желающих подготовить и издать книги и брошюры любого вида

Издать книгу

Издательские услуги

СРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ МОНОГРАФИЙ И ДРУГИХ КНИГ ОТ 1 ЭКЗЕМПЛЯРА

Расcчитать примерную стоимость

Издательские услуги

Издать книгу - несложно!

Издать книгу в Чехии